Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В этот день, 30 сентября
2014.09.30
30 сентября 1891 года – родился Отто Юльевич Шмидт, советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира и Севера. Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. В 1932 был начальником экспедиции ...

ЦЕРН отмечает 60-летие
2014.09.30
Европейскому совету по ядерным исследованиям (Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) исполнилось 60 лет. Крупнейшая в мире организация, занимающаяся исследованиями в области физики элементарных частиц, была основана в 1954 году 12 странами-участниками. В настоящее время в ЦЕРНе ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / развитие НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА  / 

развитие НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

На правах рукописи





Мельникова Нина Васильевна



развитие НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА





19.00.13 – психология развития, акмеология




Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
доктора психологических наук



Казань - 2009


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет»


Научный консультант: доктор психологических наук, профессор
Овчарова Раиса Викторовна


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Баранов Александр Аркадьевич
доктор психологических наук, профессор
Обухова Людмила Филипповна
доктор психологических наук, профессор
Чиркова Тамара Ивановна


Ведущая организация: Московский городской педагогический университет



Защита состоится « 21 » мая 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Казанском государственном университете по адресу: 420008 г. Казань, ул. Кремлевская, 18, физический корпус, аудитория 506.




С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 35.







Автореферат разослан « 21 » апреля 2009 года.




Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат психологических наук, доцент Габдреева Г.Ш.
общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека, которые закладываются в детстве. Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется правилосообразное нормативное поведение. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.
Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и игровой деятельностью. В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом (А.С. Белкин, П.П. Блонский, Р.В. Овчарова, В.А.Сухомлинский и др.). Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающих поколений, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Б.С. Братусь, В.В.Знаков, В.П.Зинченко, А.Л.Журавлев, В.Д. Шадриков).
Анализ научной разработанности темы исследования показал, что проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов. В русле этих исследований шла разработка различных этических учений; определялась роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной личности, как к эталону - носителю моральных ценностей общества; ставился вопрос о моральных регуляторах поведения человека (Н.А.Бердяев, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, М.Монтень, Б.Спиноза, В.А.Сухомлинский, К.Роджерс, К.Д.Ушинский, Э.Фромм и др.). В философии, этике, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л.М.Аболин, Л.И.Божович, С.К.Бондарева, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.А.Гуссейнов, В.П.Зинченко. В.В.Знаков, Д.В.Колесов, В.Н.Мясищев, В.С.Мухина, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Л.М.Попов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн).
В психологии развития выделен аспект морального развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние детерминанты (Л.И. Божович, Т.Д.Марцинковская, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, Т.А.Репина, Е.В.Субботский, О.А.Шаграева и др.). А.В.Зосимовским, Ж.Пиаже, Л.Колбергом, были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. Р.Н.Ибрагимовой, А.С.Золотниковой изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения. Исследования В.А.Горбачёвой, В.Г.Щур, С.Г.Якобсон и др. обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей.
Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, в частности, исследования С.А.Козловой (2003), Н.А.Корниенко (1998), которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности; показывают, что нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами. В них подчеркивается важность перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, и реализации их во взаимоотношениях личности с окружающей его средой.
Проведенные исследования значительно обогатили представления о генезисе нравственного развития в дошкольном возрасте, о содержании и особенностях отдельных компонентов нравственной сферы (моральное сознание, чувства, переживания, поведение и др.), но целостная теория развития нравственной сферы личности дошкольника ещё не разработана.
В современной психологии образования представлены разнообразные модели, технологии и программы психологического сопровождения развития детей (М.Р.Битянова, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова, Т.Д.Марцинковская и др.). Тем не менее, проблема комплексного методологического обеспечения развития нравственной сферы личности дошкольника не выделена как самостоятельная.
Суть практической стороны проблемы состоит в отсутствии анализа единства нравственного сознания и поведения ребёнка; игнорировании его нравственных переживаний, как важнейших «барометров» поведения; неопределенности базисных этических понятий, на основе которых должно строиться развитие нравственной сферы личности ребенка-дошкольника; неразработанности диагностических средств и технологий нравственного развития детей, адекватных системной сущности нравственной сферы личности.
Современная психологическая наука в полной мере подошла к пониманию необходимости изучения сложнейшего комплекса нравственных и духовных составляющих психологию человека. Однако пока в ней отсутствует необходимая для этого инфраструктура: четко сформулированный предмет, выделенные или обозначенные научные направления и проблемы, адекватные методы исследования, строгая система соотнесенных понятий, с помощью которых должна решаться поставленная фундаментальная теоретическая задача (А.Л.Журавлев).
Таким образом, можно выделить существенные противоречия между:
требованиями общества к нравственной воспитанности подрастающего поколения и реальными результатами нравственного воспитания детей, и теоретической основой, опирающейся на современное понимание личности ребёнка;
затруднениями педагогов–практиков в обеспечении нравственного развития дошкольников и недостаточным уровнем разработанности в психологии развития теоретической модели нравственной сферы личности, с отчетливо выделенной структурой, соответствующим уровнем диагностических средств и технологий ее развития.
Указанные противоречия позволили сформулировать основную исследовательскую проблему: необходимо разработать системно-деятельностную методологию исследования нравственной сферы личности дошкольника и ее развития на основе освоения ребенком базисных этических понятий.
Цель исследования: создание концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте, её теоретическое и экспериментальное обоснование; определение способов диагностики и развития нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий.
Объект исследования: компоненты нравственной сферы личности дошкольника.
Предмет исследования: динамика нравственной сферы личности в дошкольном возрасте, как интегрального единства и взаимодействия нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка; способы её диагностики и развития.
Общая гипотеза исследования: развитие нравственной сферы личности, как интегрального единства и взаимодействия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в дошкольном возрасте, осуществляется в процессе интериоризации-экстериоризации нравственных эталонов, образцов, норм и правил, заложенных в базисных этических понятиях. Динамика развития нравственной сферы личности в возрасте от 4 до 7 лет опосредована чувствами ребенка и детерминируется противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «Я» и представлением о реальном «Я», обусловленным отношениями взрослых и собственной самооценкой. Актуализация указанного противоречия задает специфическую динамику развития нравственной сферы личности дошкольника.
Частные гипотезы исследования:
Интегративная модель нравственной сферы личности дошкольника может быть представлена как единство и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, обеспечивающих развитие нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка.
Развитие нравственной сферы личности дошкольника может быть рассмотрено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила.
На основе представлений об интегральной модели нравственной сферы личности дошкольника и базисных этических понятиях может быть построен комплексный способ диагностики нравственного развития детей, который определяет его уровень в зависимости от единства и взаимодействия компонентов этой сферы.
Развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено рядом психологических факторов и осуществляется через действие особых психологических механизмов, запускаемых противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «Я» и представлением о реальном «Я», обусловленном отношениями взрослых и собственной самооценкой.
Динамика нравственного развития дошкольников имеет специфический характер в зависимости от половозрастных особенностей детей.
Можно выделить типы дошкольников по уровню и характеру развития нравственной сферы личности.
Модель и технология развития нравственной сферы личности дошкольника может быть ориентирована на усвоение (интериоризацию-экстериоризацию) ребенком базисных этических понятий.
Основные идеи авторской концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Анализ основных концепций нравственного развития личности, в той или иной степени касающихся дошкольного возраста (Ж.Пиаже, Л. Колберг, А.В.Зосимовский, Г.А.Урунтаева, Л.М.Аболин и др.), позволил определиться в теоретических основаниях их дальнейшей разработки применительно к дошкольному возрасту.
В разработке новой концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте было необходимо:
учесть специфику возраста, сложность объекта и предмета исследования;
решить проблему недостаточности психодиагностических средств;
избежать односторонности исследовательского подхода, в частности, обеспечить анализ единства и взаимодействия нравственного сознания и поведения ребёнка, а также его нравственных чувств и переживаний;
показать содержательную возрастную динамику элементов компонентов и их компонентов;
выделить те этические основания, на которых происходит становление нравственной сферы ребенка-дошкольника в виде нравственных эталонов, норм или понятий и др.
Авторская концепция развития нравственной сферы личности дошкольника разработана на основе культурно-исторической теории и концепции морального развития ребенка. Методологически она базируется на системно-деятельностном подходе. Нравственная сфера личности ребенка рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения ребенка (поведенческий компонент) динамика, которой в дошкольном возрасте опосредована чувствами. Развитие нравственной сферы личности представлено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). Более успешно развитие нравственной сферы личности дошкольника происходит при полноценных психолого-педагогических условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.
В ходе процесса нравственного развития дошкольников в дошкольных учреждениях должна осуществляться комплексная диагностика нравственной сферы личности дошкольника; специальная работа по развитию нравственной сферы личности дошкольника и повышению нравственного потенциала воспитательного микросоциума (педагогов и родителей). Эта работа может проводиться в форме комплексной технологии «Этика», включающей блоки для родителей, педагогов и детей («Нравственный потенциал», «Нравственная культура» и «Нравственное единство»).
Согласно теоретическим предпосылкам, изложенным выше, критерии развитости нравственной сферы личности дошкольника должны отражать степень единства нравственного сознания, чувств и переживаний ребенка. На основе данных критериев выделены следующие уровни нравственного развития детей-дошкольников: уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения; уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения; уровень ситуативного позитивного единства нравственных чувств и поведения; уровень отсутствия позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения; уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать и создать концепцию развития нравственной сферы личности дошкольника как системного единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий.
Разработать и экспериментально подтвердить содержательную интегративную модель структуры нравственной сферы личности дошкольника; уточнить и систематизировать психологическую характеристику и характер взаимодействия ее компонентов.
Выделить и описать базисные этические понятия, составляющие основу развития нравственной сферы личности дошкольника и определить особенности освоения их детьми на уровне нравственного сознания, чувств и поведения ребенка.
Выявить психологические факторы, механизмы становления и развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.
Провести анализ психодиагностического инструментария для изучения отдельных аспектов нравственного развития дошкольника, разработать и валидизировать комплексную методику оценки уровня сформированности нравственной сферы личности как системного интегрального единства.
Исследовать половозрастную специфику, типологию и динамику развития нравственной сферы личности дошкольника.
Разработать и апробировать модель и технологию ее развития на основе усвоения базисных этических понятий и критерии эффективности.
Общенаучную методологию исследования определили:
- научные подходы к проблеме человека, его духовности, феноменологии развития (К.А.Абульханова-Славская, Л.М.Аболин, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.М.Попов, С.Л.Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров и др.);
- принципы системного анализа психолого-педагогических явлений (Б.Ф.Ломов, А.А.Реан и др.); единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Конкретно-научная методология диссертационного исследования опирается на
культурно-историческую теорию развития высших психических функций (Л.С. Выготский, Л.Ф.Обухова и др.);
психологические теории детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Мид, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);
концепции нравственного развития детей (Л.М. Аболин, А.В.Зосимовский, Л. Колберг, Ж.Пиаже, Г.А. Урунтаева и др.);
концепции психологического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте (Т.Д.Марцинковская, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова и др.);
теоретические разработки в области психолого-педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко и др.);
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
анализ философской, психологической и педагогической литературы; систематизация и концептуализация научных идей;
теоретическое моделирование.
2. Эмпирические методы:
психодиагностические (проективные методы, рисуночные пробы, игры, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм);
педагогические (беседа, включенное наблюдение за процессом нравственного развития детей);
праксиметрические – анализ результатов деятельности детей, изучение и обобщение работы педагогов и психологов;
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Методы математической статистики:
дескриптивная статистика;
корреляционный, факторный и кластерный анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте представлена в русле культурно-исторической теории и концепций морального развития ребенка на основе системно-деятельностного подхода. С этих позиций нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний ребенка; динамика, развитие которого обусловлено характером интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Новизна заключается в прослеживании динамики нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет на основе общего теоретического подхода, единых критериев и специального нового метода. Определены базисные этические понятия, которые лежат в основе нравственного развития детей дошкольного возраста. Определены половозрастные и типологические особенности, общие и специфические факторы и психологический механизм развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Доказано, что динамика нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет опосредована чувствами ребенка и детерминируется противоречием между его стремлением сохранить положительный образ «себя» и представлениями о своем реальном «Я». Динамика нравственной сферы личности в дошкольном возрасте в целом носит восходящий характер (доминирование нравственных чувств → конкуренция нравственного сознания и чувств → повышение роли нравственного сознания).
Установлено, что в дошкольном возрасте происходит становление нравственной сферы личности, как интегрального единства и взаимодействия нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка. Уровень ее развития определяется как позитивное ситуативное единство нравственных чувств и поведения, а, следовательно, нравственное поведение ребенка строится на недостаточном понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии и одобрении со стороны взрослых.
Экспериментально установлено, что развитие нравственного сознания дошкольников происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания, переживания и использования для определения характера нравственных действий и поступков; конкордации между нравственными представлениями, отношениями, переживаниями, знаниями. В процессе развития самосознания, освоения разнообразных конвенциональных ролей в игровых, реальных отношениях и моральных переживаниях, связанных с ними, формируются высшие нравственные чувства и, прежде всего, чувство долга. Формируясь и проявляясь сначала в семье (отношение к родителям и сиблингам), чувство долга экстраполируется на всех взрослых и сверстниках. К концу дошкольного возраста чувство долга по отношению к сверстникам начинает конкурировать с тем же чувством по отношению к взрослым. Это усиливает значение и возможности освоения базисных этических понятий как регуляторов нравственного поведения ребенка. Нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается через усиление роли нравственных норм, требований и образцов; повышение адекватности оценки собственных и чужих действий и поступков на основе нравственных знаний. При сохранении зависимости поведения ребенка от внешнего стимулирования взрослых и связанных с ним нравственных чувств и переживаний роль субъектности ребенка повышается.
Впервые разработана комплексная технология развития нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий; представлена процессуально-содержательная модель развития нравственной сферы личности, ориентированная на интегральное единство всех компонентов, входящих в её структуру. Определены психолого-педагогические условия и критерии результативности этого процесса.
Теоретическая значимость исследования. В работе содержится концептуальное обоснование психологического содержания нравственной сферы личности и динамики ее развития в дошкольном возрасте. Нравственная сфера личности представлена как системное явление, характеризующее взаимосвязь и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Разработан понятийный аппарат и комплексная методология исследования нравственной сферы личности дошкольника, выделены, конкретизированы и описаны базисные этические понятия и определены особенности их освоения детьми на уровне нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний ребенка. Разработана и экспериментально проверена интегративная структурно-содержательная модель нравственной сферы личности дошкольника, на основе применения которой получены новые данные о нравственном развитии ребенка. Эти данные способствуют углублению и обогащению общей теории нравственного развития ребенка в дошкольном возрасте.
К пониманию динамики нравственной сферы личности осуществлен системный подход с позиций общепсихологических, общевозрастных и гендерных особенностей. Определены структурно-содержательные, половозрастные особенности нравственной сферы личности дошкольника. Доказано, что развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте обусловлено противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «себя» и его представлениями о своем реальном «Я».
Разработанная на основе системно-деятельностного подхода целостная теоретическая концепция развития нравственной сферы личности дошкольника в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий обогащает психологию развития, детскую психологию, психологию личности и педагогическую психологию.
Теоретический анализ послужил основанием для разработки методических средств, адекватных предмету исследования. Доказано, что методом исследования содержания и динамики развития нравственной сферы личности может быть метод изучения уровня развития всех ее компонентов, характера их взаимодействия в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий.
Положения, выносимые на защиту:
В дошкольном возрасте нравственная сфера личности представляет собой интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное сознание), эмоционального (нравственные чувства и переживания) и поведенческого (нравственное поведение и отношения) компонентов, в котором системно-образующая роль принадлежит нравственным чувствам.
Базисными этическими понятиями, характер усвоения (интериоризации-экстериоризации) которых обусловливает развитие нравственной сферы личности дошкольника, являются следующие: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.
Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических понятий («МИНСэп»), ориентирована на интегральное единство и взаимодействие всех компонентов, входящих в её структуру; на определение уровня их сформированности и характера взаимодействия, а также на воспроизводство процесса усвоения ребенком базисных этических понятий в условиях диагностического эксперимента.
Общими факторами развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание им нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений, переживаний и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм связан с интериоризацией-экстериоризацией нравственных норм, содержащихся в базисных этических понятиях. Частными психологическими механизмами развития нравственной сферы личности дошкольника признаны: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральная оценка взрослых) и внутренняя оценка нравственного поведения и отношений ребенка (моральная самооценка).
Динамика нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет носит восходящий характер (доминирование нравственных чувств → конкуренция нравственного сознания и нравственных чувств → повышение роли нравственного сознания). К концу дошкольного возраста оформляется только ее первичная трехкомпонентная структура и основные внутрикомпонентные связи. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется разрыв между элементами нравственного поведения (способность совершать нравственные действия и поступки, выражать к ним адекватное отношение и адекватно их переживать).
Уровень нравственного развития в 4 года – негативное единство нравственного сознания, чувств и поведения, 5 лет - отсутствие единства нравственного сознания, чувств и поведения, 6 лет – ситуативное позитивное единство нравственных чувств и поведения, 7 лет - позитивное единство нравственного сознания и поведения, в целом по дошкольному периоду – ситуативное позитивное единство нравственных чувств и поведения.
Девочки дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, регулирующих поведение, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков-дошкольников в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.
По уровню нравственного развития можно выделить три типа дошкольников: нравственно воспитанные (уровень позитивного нравственного сознания, чувств и поведения и уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения), нравственно послушные (уровень ситуативного единства нравственных чувств и поведения) и нравственно неустойчивые (уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения и уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения).
Модель процесса и технология формирования нравственной сферы личности дошкольника содержательно и организационно ориентированы на усвоение (интериоризацию-экстериоризацию) ребенком базисных этических понятий на уровне, обеспечивающем позитивное единство сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка. Критериями ее эффективности (развития нравственной сферы личности дошкольника) являются: критерий нравственного знания (что ребенок знает); критерий нравственного отношения (как он к этому относится); критерий нравственного поведения (как он себя ведет); критерий морального переживания (что он при этом чувствует); общий критерий - как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 46 опубликованных работах, среди которых – 4 авторские монографии, 5 учебно-методических пособий, 39 статей, в том числе – 10 в научных журналах по перечню ВАК МО и НРФ. Общий объем опубликованных работ – 139,7 п.л. Работа прошла апробацию: на кафедре возрастной психологии Шадринского государственного педагогического института; кафедрах психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета; кафедре психолого-педагогического образования и дефектологии Шадринского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова; кафедре психологии развития Казанского государственного университета. Основные положения теории и практические наработки исследования изложены в научных статьях, докладах и выступлениях на Международных и Всероссийских конференциях и семинарах (Москва, 1995, 2006, 2007, 2008; Санкт-Петербург, 2007, 2008; Челябинск, Киров, Белгород, Уфа, 2006; Екатеринбург, 2004, 2007, 2008; Саранск, 2006; Курган, 1994, 2006, 2007, 2008; Магнитогорск, 2008; Шадринск, 1995, 1996, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007,2008). Материалы исследования отражены в монографиях: «Психолого-педагогические основы проблемы отношений «Взрослый - ребенок» (2001), «Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника» (2005), «Нравственная сфера личности дошкольника» (2007, 2008). Они представлены в учебно-методических пособиях: «Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций» (2003), «Семья: дети – отношения – родители» (2004), «Психология нравственности» (2004), «Методология исследования эмоциональной сферы ребёнка, развитие его личности педагогом» (2004), «Программа исследования категорий нравственной сферы личности дошкольника» (2006) и др.
Внедрение результатов осуществлялось средствами преподавательской деятельности по подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров для модернизации коррекционно-развивающей и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками. В частности, на основе проведённого исследования разработаны авторские спецкурсы «Проблемы этической психологии», «Психология нравственности», «Психология нравственных отношений дошкольников», «Развитие у детей нравственных чувств», «Психология личности взрослого и ребёнка с позиции этики», «Методология исследования нравственной сферы ребёнка дошкольного возраста». Теоретические и практические результаты исследования используются в лекционных курсах по дисциплинам: «Детская психология», «Возрастная психология», «Конфликтология», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», дисциплинах специализации и курсах по выбору в Шадринском государственном педагогическом институте (1996-2002, 2008), Курганском государственном университете (2006-2007), Шадринском филиале МГГУ им. М.А. Шолохова (2002 – 2008).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концепция структуры и динамики развития нравственной сферы личности дошкольника позволяет системно, в единой логике, подходить к ее диагностике и развитию в дошкольном возрасте. Полученные результаты применимы в практике работы детских психологов для осуществления комплексной диагностики и мониторинга нравственного развития детей дошкольного возраста; в работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; в деятельности дошкольных педагогов при создании психолого-педагогических условий для повышения эффективности нравственного воспитания детей и изучении его результатов. Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника является первой валидизированной методикой, позволяющей изучать как уровень развития отдельных компонентов, так и общий уровень нравственного развития ребенка на основе освоения базисных этических понятий. Предложенная модель процесса и технология развития нравственной сферы личности дошкольника нашли применение в работе детских дошкольных учреждений Курганской и Свердловской областях, г.г. Кургана и Шадринска.
База исследования. Исследование проводилось с 1998 года по 2008 год. На разных этапах исследования в нём приняли участие 1280 дошкольников в возрасте 4-7 лет. Исследованием было охвачено 20 ДОУ Курганской и Свердловской области.
Достоверность результатов исследования обеспечивается четкой методологией исследования; подтверждается публикацией материала в реферируемых научных журналах и изданиях; широкой апробацией результатов исследования; адекватностью методов и процедур поставленных задач и статистически значимых результатов психолого-педагогического эксперимента; объёмом эффективной практической работы в образовательном поле ДОУ.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, содержит 19 приложений, 16 рисунков и 31 таблицу. Список литературы насчитывает 400 наименований, из них - 26 на иностранном языке. Общий объём работы - 344 страницы.


Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются его объект, предмет исследования; сформулированы цель, задачи и методы исследования; показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены положения, выносимые на защиту. В заключении обсуждаются основные результаты исследования и его перспективы. В приложении помещена авторская методика исследования нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.
Глава 1 «Теоретический анализ особенностей нравственного развития личности в дошкольном возрасте» содержит исследование подходов к развитию личности в дошкольном возрасте; описание особенностей нравственного развития ребёнка-дошкольника на основе освоения этических понятий; психологическую характеристику нравственной сферы личности ребёнка и авторскую концепцию её развития.
При всем многообразии подходов к проблеме личности и ее развития в отечественной психолого-педагогической науке, в подавляющем большинстве из них, просматривается влияние известных теоретических концепций Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, разработавших культурно-историческую теорию, теорию деятельностного опосредования развития психики, концепцию субъекта деятельности. Личность рассматривается как человек, взятый в системе психологических характеристик, социально обусловленных, проявляющихся в общественных по своей природе отношениях, являющихся устойчивыми, определяющими нравственные поступки человека, имеющих существенное значение для него самого и окружающих. Индивидуальное бытие личности формируется через ее внутреннюю позицию, через систему личностных смыслов. Бытие общественных отношений в личности развивается через присвоение человеком материальной и духовной культуры, через усвоение социальных нормативов и установок (В.С.Мухина).
Развитие личности есть процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с окружающим зависит процесс развития личности. Как отмечает А.В.Петровский, развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих личности. Приобщение ребёнка к социальной действительности через познание последней и присвоение социального опыта при целенаправленном руководстве способствуют зарождению общественной и нравственной направленности детской личности.
Дошкольный возраст от 4-5 до 6-7 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев обозначили дошкольное детство как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным поведением. На основе овладения первыми этическими инстанциями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). В процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения.
Нравственное развитие личности дошкольника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной личности.
Авторская концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Анализ научной литературы позволил выделить ряд концепций нравственного развития личности, в той или иной степени касающихся дошкольного возраста.
Концепция моральной ответственности Ж.Пиаж, основанная на выделении стадий в развитии моральной ответственности, носит сугубо когнитивистский характер, отражая лишь один из аспектов нравственного развития ребенка. Ответственность, которая положена автором в основу классификации уровней морального развития, носит лишь оценочный характер, касается надуманных персонажей и ни в коей мере не отражает реального поведения самого испытуемого. При этом динамика этого показателя у дошкольников не стала предметом специального исследования.
Концепция морального развития Л. Колберга – теория поэтапного морального развития индивида. На основе исследований морального выбора автором выделено пять стадий развития. Привлекательность концепции состоит в том, что моральное развитие ребенка изучалось в ситуациях морального выбора в реальных жизненных ситуациях. Однако интерпретация сути морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения ребенка: страха, стыда, эгоизма, альтруизма, прагматизма. За рамками исследования остаются другие аспекты нравственного поведения, а тем более другие компоненты нравственного развития.
Концепция морального развития ребенка А.В. Зосимовского. Особенностью концепции является ее обращенность к дошкольному возрасту, рассматривается динамика морального развития ребенка от младенчества до семи лет. В каждой возрастной подгруппе выделено новообразование. Автора концепции интересуют способы контроля поведения ребенка: от реактивности – к самоограничению, осознанности - к произвольности. Не решен вопрос о том, каким образом это происходит, благодаря каким психологическим механизмам реализуется тот или иной тип поведения, как возникают новообразования и какой критерий лежит в основе их выделения.
Концепция Г.А. Урунтаевой. Основанием нравственного развития является соотношение уровней ответственности и внутренней свободы поступков. Динамика нравственного развития связывается с повышением моральной ответственности при одновременном увеличении степеней свободы субъекта поведения. Концепция экспериментально не проработана: не определены четкие возрастные границы, не описаны конкретные характеристики стадий нравственного развития, его факторы и условия; проблематична сама амплификация трактовки сути нравственного развития, применительно к любому возрасту.
Концепция духовно-нравственного развития личности Л.М.Аболина, В.П.Зинченко и др.
Духовность, нравственность детей рассматривается как интегративное системное качество, затрагивающее не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд параметров. Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. Концепция имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущими:
духовно-нравственная личность рассматривается с позиции интегрального системного единства с характерными компонентами и параметрами, выделены основания для системного анализа; осуществлен деятельностный подход к анализу уровней развития духовно-нравственной сферы личности; показаны пути ее развития; рассмотрен психологический механизм развития духовно-нравственной сферы личности (интериоризация-экстериоризация) - концепция имеет экспериментальное подтверждение.
Анализ основных концепций нравственного развития позволил определить теоретические основания разработки авторского подхода к развитию нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.
Методологическое обоснование авторской концепции. С точки зрения культурно-исторического подхода, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком его внешней социальной деятельности. В ходе интериоризации её структура трансформируется и «сворачивается», чтобы потом вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации. Центральным для этого процесса является функциональное употребление знака или слова в качестве средства, с помощью которого ребенок овладевает течением собственных психических процессов и направляет их деятельность на разрешение стоящей перед ним задачи. Слово, рассматриваемое как внешняя форма, содержит действие и образ: внутренняя форма оказывается виртуальной, а внешняя – реальной. Это позволяет сделать вывод об обратимости внешних и внутренних форм.
Создаваемые человечеством и конкретным человеком внешние и внутренние формы, в процессе онтогенетического развития представляют собой пространство, в котором находится духовность (нравственность) человека. Источником внутренней формы духовности человека является активное, деятельностное и созидательное проникновение во внутреннюю форму слова, что ведёт к осмыслению собственно культуры в целом. Именно такое проникновение в социокультурное пространство духовности расширяет её внутреннее пространство. Внешняя и внутренняя формы духовности взаимодействуют и взаимоопределяют друг друга через процессы интериоризации и экстериоризации (В.П.Зинченко).
Переход от внешней идеальной формы нравственности к внутренней индивидуальной происходит через посредников-медиаторов: взрослого (в процессе совместной деятельности) знака и слова, символа, смысла и мифа (Л.С.Выготский). Психологические орудия – знак, слово и символ – выступают в роли средств, помогающих объективации, экстериоризации тех или иных аффективно-смысловых образований. Их значение открывается субъекту или строится им лишь по мере того, как он в результате осуществления удачных или неудачных действий наполняет их своей субъективностью. С этой точки зрения духовно-нравственное развитие личности есть не что иное, как процесс вживания человека посредством психологических орудий в социокультурное пространство, одухотворение его и вживление в социокультурное пространство человека (Л.М. Аболин).
Согласно психосоциальному подходу, уровень развития и отклонения в нравственной сфере ребенка-дошкольника связан, прежде всего, с уровнем нравственности ближайшего окружения. В ходе формирования и развития нравственной сферы личности происходит свертывание существующего социокультурного пространства в пространство личности, своеобразное «вращивание» (интериоризация) и упаковка с изменением его размерности в малом духовно-нравственном мире человека (Л.М. Аболин, 2002).
Согласно изложенным выше идеям о слове, символе и их значении, как медиаторов-посредников, превращающих внешнюю идеальную форму нравственности во внутреннюю индивидуальную форму, мы полагаем, что базисные этические понятия и являются психологическим орудием нравственного развития личности. Осуществленный с помощью экспертной оценки анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития в дошкольном возрасте, позволил выделить десять базисных понятий: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, добро-зло, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, милосердие-жестокость.
Разработка концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте базируется также на нескольких методологических принципах:
Принцип системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается как системное интегративное образование, выступающее в единстве её когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.
Деятельностный принцип, требующий учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимое условие этического развития личности, формирования её нравственных мотивов. Это позволяет преодолеть недооценку роли совместной деятельности ребенка со взрослыми и ведущего вида деятельности для становления нравственной сферы личности дошкольника и рассмотреть возможности сюжетно-ролевой игры в ее развитии.
Принцип субъектности, обеспечивающий понимание ребёнка, как субъекта нравственного развития, проявляющего психическую активность в освоении нравственного опыта.
Таким образом, авторская концепция развития нравственной сферы личности дошкольника разработана на основе культурно-исторической теории и концепции морального развития ребенка и базируется на системно-деятельностном подходе. Нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний ребенка, динамика которого обусловлена характером интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий.
Анализ литературы и эмпирического материала позволяет представить структуру нравственной сферы личности дошкольника, как взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Объединяют различные свойства нравственной сферы личности ребенка, относящиеся к различным компонентам (когнитивный, аффективный и поведенческий), его нравственные качества. Их характеристики совпадают с характеристиками базисных этических понятий позитивной модальности. Освоение этических понятий можно рассматривать как обобщение и дифференциацию нравственного поведения и нравственных чувств.
Развитие нравственной сферы личности есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.
Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах.
К психологическим механизмам развития нравственной сферы личности можно отнести частные механизмы подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценки окружающих) и общий механизм интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Подражание и имитация выполняют свою функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в развитие нравственной сферы личности ребенка, помогая ему в освоении норм социальной жизни. Важными факторами формирования нравственного опыта ребенка выступают три объекта оценивания: личность (самооценка); другие люди (сравнительная оценка); собственная деятельность (поступки и последствия). Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражания-имитации-идентификации, стимулируют нравственное поведение дошкольника. Нравственное развитие является также результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, и превращение их во внутренние психические процессы. Внутри личности формируется «инстанция», которая начинает «требовать» то, что раньше требовалось извне. С другой стороны, усвоенные нравственные понятия, нормы и образцы закрепляются в нравственном опыте, переносятся на все новые и новые нравственные ситуации, и начинают определять направленность поведения и отношений ребенка. Механизм экстериоризации позволяет включать внутренние стимулы и мотиваторы нравственного поведения, нравственные оценки, чувства и переживания в процесс нравственного развития.
Можно выделить ряд психолого-педагогических условий развития нравственной сферы личности дошкольника.
Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей дошкольников; наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребенок вступает в общество); наличие в ней моделей нравственных отношений (семья, группа детского сада); разработанность и представленность детям нравственных норм, правил и требований.
Вторая группа условий развития нравственной сферы личности дошкольника, связанная с активностью и самостоятельностью ребенка в освоении нравственного опыта, имеет такие проявления: активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий; активная имитация нравственных эталонов в поведении; активное подражание нравственным образцам в отношениях; активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральный выбор ребёнка на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований; моральные переживания ребёнка в процессе решения моральных дилемм.
Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности дошкольника и включает различные аспекты сопровождения: выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности дошкольника; разработка модели процесса развития нравственной сферы личности дошкольника на основе базисных этических понятий, технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; подготовка воспитателей ДОУ к работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.
Важной теоретико-практической проблемой является разработка критериев нравственного развития, признаки которых должны отражать степень единства нравственного сознания, чувств и переживаний ребенка. Выделены следующие критерии:
Критерий нравственного знания – что ребенок знает? Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.
Критерий нравственных отношений – как он относится? Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.
Критерий нравственного поведения – как он себя ведет? Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.
Критерий морального переживания – что он при этом чувствует? Признаки: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.
Общий критерий морального развития характеризуется единством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков. На высшем уровне все критерии проявляются позитивно. На низшем уровне они не проявляются, либо указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, поведением, отношениями и переживаниями.
На основе предложенных критериев выделены следующие уровни нравственного развития детей-дошкольников.
Уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства, сопровождающееся позитивными переживаниями при их выполнении.
Уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с принципом полезности, при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения.
Уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения – поведение, основанное на недостаточном понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых.
Уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения –поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые выполняются ребёнком, чтобы избежать наказания.
Уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения - поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые часто нарушаются ребёнком, при этом он не испытывает негативных переживаний.
Для разработки модели развития нравственной сферы личности дошкольника применен метод теоретического моделирования, согласно которому при построении любой модели определяются целеполагающий, организационно-диагностический, процессуально-содержательный, результативный компоненты, и принципы построения, условия и субъекты, обеспечивающие эффективное функционирование.
Цель модели развития нравственной сферы личности дошкольника: создание полноценных психолого-педагогических условий для нравственного развития ребенка. Исходя из принципов построения модели процесса, его цели, а также на основе исследования особенностей нравственной сферы дошкольника и нравственного потенциала воспитателей и родителей, были определены общие задачи: выявление особенностей и усиление нравственного потенциала окружающей дошкольника социальной микросреды воспитательного микросоциума; выявление особенностей нравственной сферы личности дошкольника и индивидуально-дифференцированная работа с детьми, повышающая активность ребенка в освоении нравственного опыта; целевая подготовка и содействие в этом воспитателям ДОУ.
Содержание процесса развития нравственной сферы личности дошкольника

1.«Комплексная диагностика нравственной сферы личности дошкольника»: изучение уровня нравственного развития дошкольников на основе усвоения базисных этических понятий; изучение нравственного потенциала их педагогов и родителей; отслеживание результатов развития нравственной сферы личности дошкольника.

Основные формы и методы: психолого-педагогическая диагностика и мониторинг. Основной формой работы с родителями является комплексная технология «Нравственный потенциал».

2.«Развитие нравственной сферы личности дошкольника»: формирование нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических понятий; индивидуально-дифференцированная психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими недостатки нравственного развития; стимулирование активности детей в освоении этических понятий, нравственных эталонов, ценностей, норм, правил и нравственного опыта; развитие позитивных нравственных отношений в процессе межличностного взаимодействия в группе детского сада
Основные формы и методы: нравственная беседа, положительный пример, убеждение, моральное стимулирование, позитивная оценка, одобрение, подкрепление; игровое моделирование, моделирование нравственных ситуаций; анализ жизненных конфликтных и игровых ситуаций, решение моральных дилемм, поведенческий тренинг, рефлексия, вербализация нравственных чувств, элементы социально-психологического тренинга, тренинга эмпатии, организация успеха детей в игровой деятельности, игровых и реальных отношениях; игровая коррекция, психогимнастика, естественный и формирующий эксперимент. Основной формой работы с детьми является комплексная технология «Нравственное единство».
3.«Нравственный потенциал воспитательного микросоциума»: повышение нравственной культуры родителей, построенное на диагностической основе; целевая психолого-педагогическая подготовка воспитателей детского сада. Основные формы и методы: спецкурсы «Формирование нравственной сферы личности дошкольника», «Нравственное развитие и воспитание детей в семье»; индивидуальное и психолого-педагогическое консультирование, организационно-деятельностные игры, консультирование, экспертная оценка, моделирование, психолого-педагогический анализ. Основной формой работы с педагогами является комплексная технология «Нравственная культура».

Субъекты процесса нравственного развития:
а) Педагог-психолог разрабатывает общую модель процесса сопровождения, руководит процессом её реализации, проверкой эффективности; создаёт условия для повышения нравственного потенциала педагогов и родителей, их превращения из объектов в субъекты процесса сопровождения; оказывает педагогам содействие в разработке психолого-педагогических технологий развития нравственной сферы личности дошкольника; осуществляет эмоциональную поддержку участников процесса, особенно детей, в решении проблем нравственного развития.
б) Воспитатели детского сада повышают свой нравственный потенциал, психолого-педагогическую грамотность в вопросах нравственного воспитания детей; разрабатывают и реализуют технологию развития нравственной сферы личности дошкольника; формируют нравственные отношения в группе детского сада; помогают детям и их родителям в решении проблем нравственного развития.
в) Родители дошкольников совершенствуют свою нравственную культуру; создают в семье благоприятный психологический микроклимат для формирования нравственных отношений; разъясняют детям основные нравственные нормы и правила и контролируют их выполнение, стимулируя детей и оказывая им эмоциональную поддержку при затруднениях.
г) Группа сверстников, под руководством педагога, поддерживает позитивные эмоциональные отношения; содействует появлению нравственных образцов и моделей нравственного поведения; выражает своё отношение и оценивает нравственные поступки и проступки детей.
д) Ребенок-дошкольник, как субъект нравственного развития и саморазвития, активно усваивает этические знания, подражает нравственным образцам, имитирует нравственные эталоны, совершает моральный выбор и переживает его позитивно.
В главе 2 «Общий анализ компонентов нравственной сферы личности дошкольника» дается психологическая характеристика нравственного сознания, нравственных чувств, отношений и переживаний дошкольника, как компонентов нравственной сферы его личности.
А.В.Петровским (2000) сознание трактуется как целостный образ действительности, реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий самопереживание наряду с переживанием внеположенности мира, в котором существует субъект. С точки зрения П.В.Симонова, сознание есть оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов. Если у П.Я.Гальперина сознание – это основа регуляции действия, то у Л.И.Божович (1995) – сознание является центром, в котором интегрируются все психические новообразования, определяя тем самым личность как субъекта, как высшую психологическую систему, её структуру, её возрастные и индивидуальные особенности.
Развитие сознания ребенка в онтогенезе рассматривается как развитие значений (А.Н.Леонтьев). Благодаря значениям, в которых преломляется в сознании весь внешний мир, поведение человека делается разумным, как бы обращённым на поведение; значения делают его сознаваемым, подконтрольным.
Нравственное сознание – целостный образ действительности, позволяющий человеку понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь с позиций нравственных норм, благодаря которым всё воспринимаемое обретает нравственный смысл. Нравственное сознание предписывает личности определение поступка в качестве нравственного долга. В его содержании выделяют нравственное знание, понимание, умственные действия и нравственные переживания. Нравственное сознание ребенка обусловлено моральными ценностями, нормами, идеалами общества, взрослого окружения, которые в процессе интериоризации становятся личностно значимыми, превращаются во внутренние мотивы и личностные смыслы.
Высокая эмоциональность, эмоциональная окрашенность психической жизни и практического опыта составляют особенность дошкольного детства. Чувства выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения у детей, превращая их из знакомых в реально действующих, в реализацию имеющихся у субъекта мотивов поведения (А.В.Запорожец, 1980). Чувства ребенка – это культурно обусловленные эмоциональные переживания. Нравственные чувства – высшие социальные чувства, основанные на интериоризированных нравственных нормах и ценностях. Основными из них являются чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия.
Л.С. Выготский выделил переживание как «аффективное отношение» дошкольника. Нравственные переживания – особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами, многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого нравственного чувства.
Нравственные отношения основаны на общечеловеческих ценностях. По мнению А.В.Петровского, основу нравственных отношений составляет готовность субъекта сопереживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам. Они обусловлены нравственным потенциалом личности: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.
Нравственное поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Анализ научной литературы позволяет выделить компоненты, составляющие мотивационную направленность нравственного поведения дошкольника: нравственные потребности и мотивы, моральное самосознание и самооценка, чувства и переживания, социальные эмоции. Для дошкольника развитие произвольного поведения состоит в преодолении им зависимости от тех или иных возникающих ситуаций. Усвоение общественных образцов поведения приводит к возникновению «внутренних этических инстанций», обеспечивающих возможность нравственных действий и поступков. Старшим дошкольникам доступны уже и абстрактные знания: они могут объяснять свои поступки, пользуясь конкретными нравственными понятиями.
По утверждению В.С.Мухиной (2004), принятие этических эталонов поведения определяется наличием следующих условий нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. В этом возрасте впервые появляется эмоциональное отношение к моральным нормам, то есть начинается формирование внутренней мотивации морального поведения (Л.И. Божович, В.С.Мухина). Л.С. Выготский писал о дошкольном возрасте как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам и к другим людям, интенсивного формирования механизмов личностного поведения.
Способы диагностики нравственной сферы личности дошкольника как интегрального единства нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребёнка. Подавляющее большинство методик по изучению нравственного развития дошкольников не имеют четкого методологического обоснования и не валидизированы. Они направлены на исследование конкретного параметра одного из компонентов нравственной сферы личности, не затрагивая этот компонент полностью. Не созданы методики, которые охватывали бы нравственную сферу в единстве всех её компонентов и обеспечивали бы представление об общем уровне нравственного развития ребенк 
ФИО: Мельникова Нина Васильевна
Дата защиты: 21.05.2009
ВУЗ: Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина
Специальность: 19.00.13



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru