Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




МИСиС открыл новую программу подготовки докторов наук
2019.03.26
Как стать ученым за пять лет? Об этом знают в МИСиС, где запустили первую в России интегрированную подготовку докторов наук - Integrated PhD (IPhD). Это образовательная программа, объединяющая уровни магистратуры и аспирантуры в одном образовательном "треке". Цель - подготовка молодых исследователей, ...

Во всех регионах России планируется создать новые центры повышения квалификации для педагогов
2019.03.26
Директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ Анна Хамардюк сообщила, что в рамках федерального проекта «Учитель будущего», входящего в нацпроект «Образование», до 2024 года во всех регионах страны должны быть созданы новые ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций /  СУНГАТУЛЛА БИКБУЛАТОВ КАК ПЕДАГОГ И ИСТОРИК / 

СУНГАТУЛЛА БИКБУЛАТОВ КАК ПЕДАГОГ И ИСТОРИК

На правах рукописи











Марданшин Марат Мусагитович





СУНГАТУЛЛА БИКБУЛАТОВ
КАК ПЕДАГОГ И ИСТОРИК








Специальность 07.00.02 – Отечественная история









АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук























Казань – 2009





Работа выполнена в отделе истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Ш. Марджани
Академии наук Республики Татарстан





Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор

Мухаметшин Рафик Мухаметшович



Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Валеев Рамзи Калимович



кандидат исторических наук

Мухаметшин Рустам Гарифзянович



Ведущая организация:

Институт Татарской энциклопедии

Академии наук Республики Татарстан



Защита состоится «24» апреля 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 022.002.01 при Институте истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420114, г. Казань, Кремль, подъезд 5.



С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан.



Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории имени Ш.Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru.



Автореферат разослан «____»_____________ 2009 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Подходы к осмыслению истории татарского народа в последние годы претерпели значительные изменения. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в последние десятилетия появилась возможность объективного исследования различных аспектов исторического прошлого народов России. В этих условиях неизмеримо возрастает актуальность выявления и изучения духовного наследия, обобщения исторического опыта, восстановления исторической справедливости путем объективного исследования жизни и творчества представителей национальной интеллигенции. Изучение их наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной общественно-политической мысли и определить основные ориентиры развития идеологии в будущем. Уяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания.

Культурно-исторические и политико-идеологические основы современной жизни татарского народа во многом определяются теми условиями, в которых формировалась его самобытность, а также вкладом мыслителей, ученых, просветителей, привнесших новые идеи, свежую струю в сложившиеся общественно-культурные отношения и идеологию своего народа. Поэтому выявление новых исторических фактов и объективный анализ наследия крупнейших представителей национальной интеллигенции, в том числе вклада С. Бикбулатова, является актуальным предметом научного исследования.

В связи с этим определение роли и значение традиций значительно возрастает, поскольку именно они выступают устойчивыми элементами культуры, составляющими ее основу и обеспечивающими преемственность общественной жизнедеятельности. Именно традиция является механизмом регуляции общества, которые определяют содержание современных институтов и норм, соизмеряя их прошлым содержанием, фактом их существования в прошлом. В этом контексте для истории татар особое место занимает рубеж XIX – начала XX веков. Именно этот период является поворотным для татарского общества на пути его современного развития, когда общественное сознание развивалось в тесной связи с традиционными исламскими представлениями и идеями. А с другой стороны, структурные изменения в обществе, связанные с проникновением буржуазных отношений в Россию, обусловили общие направления социально-экономического развития по капиталистическому пути, что в свою очередь повлекло существенное изменение в общественном сознании. Изучение этого наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной исламской науки. Уяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания. Поскольку новые экономические и общественно-политические условия требовали интенсивного развития теоретической мысли, определения новых подходов, формирования принципиально новых идеологических ориентиров.

Ярким свидетельством формирования нового взгляда на развитие культуры и образования татарского народа стало появление к этому времени на исторической арене таких представителей общественной мысли как Галимджан Баруди, Ахмадхади Максуди, Муса Бигиев и др., которые проявили свои интеллектуальные способности в различных сферах духовной культуры и предлагали различные варианты решения накопившихся проблем. Но всех объединяла одна задача: определение путей развития народа.

Особый интерес при исследовании основных тенденций развития татарской общественной мысли этой эпохи вызывает личность Сунгатуллы Бикбулатова. Человек, обладавший талантом педагога, проявивший себя как профессиональный историк, чья эрудиция в области исламских знаний вызывала равно как восхищение современников и исследователей, так и неприязнь, а зачастую и преследование его противников и властей той эпохи. Это, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что он был одним из наиболее ярких личностей своей эпохи. Несмотря на трудный жизненный путь, при котором приходилось радикально менять направление своих взглядов и сравнительно небольшое письменное наследие, идеи мыслителя продолжали привлекать к себе внимание и его современников в дореволюционной России, а также способствовали формированию целого направления исторических книг и учебников по арабскому языку в послереволюционной и современной России.



Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни Сунгатуллы Бикбулатова (1886–1948). Поскольку в диссертации особое внимание уделяется рассмотрению его деятельности как педагога и историка, то автор исследования выделяет тот период жизни и деятельности С. Бикбулатова, когда он занимал активную жизненную позицию и плодотворно занимался научно-педагогической деятельностью, т.е. 1910–1945 годы.



Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и деятельность Сунгатуллы Бикбулатова, как крупнейшего общественного деятеля, педагога и историка, привнесшего в татарскую общественную мысль и историческую науку новые идеи и подходы, направленные на преобразование различных сторон жизни татарского общества, до сих пор недостаточно изучена. В начале ХХ века деятельность медресе «Хусаиния» широко освещалась на страницах таких газет и журналов, как








«Мәктәп»



Баттал Г. Безнең мәктәпләргә дә нәүбәт йитде // Мәктәп. – 1913. – №14. – Б.339; Г.Ф. Ибтидия программасы // Мәктәп. – 1913. – № 10. – Б.254; №11. – Б.271; Сәнәвия программасы. – №12. – Б.290; Сәйфи Ф. Программалар хакында // Мәктәп. – 1913. – №14. – Б.355; Фуад Мәхмүд. Мәдрәсәләрдә чуалышлар // Мәктәп. – 1913. – №3. – Б.68-71; Фуад Туктаров. Ысуле җәдид мәктәбләренең истикъбале // Мәктәп. – 1913. – №5. – Б.121-122; Һади Атласи. Безнең мәктәпләребез // Мәктәп. – 1913. – №1. – Б.19-20; Газиз Г. Дини мәдрәсәләребездә тарих укыту // Мәктәп. – 1913. – №9. – Б.218-222., «Шура»

Вәлиди Җ. Мәктәпләрдә дин укыту тарихы // Шура. – 1916. – №17. – Б.420-423., «Вакыт»

Вакыт. – 1907. – № 13. и даже «Дин вә мәгыйшәт»

Мөхәммәт Морад. Мәдрәсә Хөсәения икъбалсез диимме? Милләтеме талигъсыз диимме? (Мәдрәсә Хөсәения уңышсыз диимме? Милләтеме үсә алмас диимме?) // Дин вә мәгыйшәт. – 1914. – № 13; № 15; № 16.. Отношение к этому учебному заведению, ставшему одним из передовых мусульманских учебных заведений России, безусловно, было неоднозначным. Так, Дж. Валиди считал, что татарское общество в последнее время показало, что оно «через джадидское движение достигло понимания необходимости приближения к новой (европейской. – М.М.) для него культуре»

Мәктәп. – 1913. – № 2. – Б.36.. Об этом, как он считает, наглядно свидетельствует то, что «прошел период, когда медресе был храмом знаний, приютом и богадельней… одновременно… Появились медресе европейского типа как «Хусания», «Галия»

Там же.. Правда, при этом он утверждает, что «работающие в медресе педагоги изо дня в день способствуют его прогрессу. Но в каком направлении? Пожалуй, сегодня никто об этом не знает»

Там же. – Б.37.. А журнал «Дин вә мәгыйшәт», сетовал на то, что «…из стен «Хусаинии» не выходит не только один мулла в год, но даже один мулла в десять лет. В дни религиозных праздников маулюд шакирды «Хусаинии» проводят гоголевские вечера и ставят спектакли…»

Дин вә мәгыйшәт. – 1909. – № 18. – С.59..

Из дореволюционных публикаций наиболее полные развернутые сведения о трудах С. Бикбулатова содержит статья Дж. Валиди «История преподавания религии в школах»

Вәлиди Җ. Мәктәпләрдә дин укыту тарихы // Шура. – 1916. – №17. – Б.420-423., где он очень высоко отзывается о книге С.Бикбулатова «История религии», отмечая, что «эта книга является серьезным шагом в обучении религии в школе»

Там же. – Б.421..

Из дореволюционных исследований, уделивших значительное внимание татарским медресе, можно назвать так же книгу Я.Д. Коблова «Конфессиональные школы казанских татар»

Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. – Казань, 1916. . Эта книга, по сути дела, является первым исследованием на русском языке, разносторонне освещающим различные аспекты функционирования мусульманских учебных заведений. В нем дан анализ программ обучения, описаны преподаваемые в медресе предметы, а также рассмотрены существовавшие учебники и вклад отдельных педагогов в развитие мусульманского образования.

Среди работ советского периода развернутую информацию о системе мусульманского образования в дореволюционный период, можно почерпнуть из книги Дж. Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар», написанной в 1923 году

Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. – Казань, 1998. . Книге Дж. Валиди пока еще был характерен объективистский подход к анализу духовной жизни татар. Но в публикациях 1930–1940-х гг. уже господствует ярко выраженный классовый подход, в том числе и по отношению к системе мусульманского образования, которая, будучи конфессиональной, не представляла для советских исследователей большого интереса. Тем не менее, такие публикации как «История татарской литературы» Г. Сагди

Сәгъди Г. Татар әдәбияты тарихы. – Казан, 1926., «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление» Б. Ишемгулова

Ишемгулов Б. Урыс самодержавиясе hәм мөселман диния нәзарәте. – Мәскәү, 1930. и «Ишаны-дервишы» З. Мозаффари

Мозаффари З. Ишаннар – дәрвишләр. – Казан, 1931. насыщены фактическим материалом и поэтому для исследования системы мусульманского образования и, особенно, ее прогрессивного крыла, представляют определенный интерес. Авторы этих публикаций педагогическую деятельность в мусульманских учебных заведениях рассматривали как тормозящий фактор в развитии педагогической мысли татар, поскольку она была направлена на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей.

В 1940–1950-е годы в отечественной историографии трудов, посвященных деятельности С.Бикбулатова и медресе «Хусаиния» практически не появились. Исключение составляют книга В.М. Горохова. В его книге «Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья»

Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941. дается позитивная оценка новометодной системе образования в дореволюционных татарских медресе. Автор, исследуя мусульманские учебные заведения, пытается раскрыть причины возникновения и условия распространения нового метода обучения в различных регионах России.

И только с началом перестройки наметился определенный перелом в изучении различных аспектов духовного наследия татар. Именно в этот период появились первые работы, посвященные изучению трудов и мировоззрения С. Бикбулатова. Так, в 1997 г. появилась книга М. Рахимкуловой «Медресе «Хусаиния» в Оренбурге», в которой показана роль медресе «Хусаиния» в системе мусульманского образования и деятельность С. Бикбулатова. Правда, в этой книге деятельность С.Бикбулатова освещается только в основном как педагога. М. Рахимкулова, дала высокую оценку деятельности С. Бикбулатова как первопроходца, сумевшего преодолеть огромные трудности в деле изменения системы обучения в мусульманских учебных заведениях

Рахимкулова М. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1997.. Данная книга представляет ценность, в первую очередь потому, что в ней подробно описываются условия обучения в мусульманских медресе, что дает возможность проследить процесс формирования мировоззрения С. Бикбулатова и становления его как педагога. В книге освещаются предпосылки становления С. Бикбулатова как одного из видных последователей джадидизма и крупного общественного деятеля, посвятившего всю жизнь просвещению своего народа. Новизна этой книги заключается и в том, что ее автор, исследуя мусульманские учебные заведения, пытается раскрыть причины возникновения и условия распространения нового метода обучения в различных регионах России.

Некоторые сведения о С. Бикбулатове как об авторе новометодных учебников дает публикация Р. К.Валиева, в которой он отметил огромное значение этих учебников в распространении новых методов обучения в мусульманских учебных заведениях, высоко оценил роль С. Бикбулатова как идеолога джадидизма в деле просвещения татарского народа

Валеев Р. «По материалам… значится националистом» // Эхо веков. – 2004. – № 2. – С. 184-193.. В своей статье автор приводит уникальные архивные материалы. Статья дает возможность по-новому взглянуть на общественно-политическую деятельность С. Бикбулатова как педагога, историка ислама.

Анализируя основные вехи жизни мыслителя, Р.К. Валиев, в частности, делает предположение о том, что одной из причин гонения на С. Бикбулатова была его религиозная и педагогическая деятельность. Она же в свою очередь служила причиной его многочисленных переездов. Он также считает, что С. Бикбулатов был одним из известных педагогов, сумевший внести свой достойный вклад в становление новой системы мусульманского образования, давший начало целому направлению в изучении арабского языка, и подготовивший целую плеяду профессиональных педагогов и историков.

В последние годы появился целый ряд трудов, посвященных исследованию различных направлений татарской общественной мысли, в том числе джадидизма и кадимизма, а так же и мусульманского реформаторства, которые дают возможность по-новому оценить различные стороны педагогической деятельности и исторического наследия С. Бикбулатова

Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. – Казань, 1979; Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. – Казань, 1997; Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ в.). – Казань, 1999; Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце ХVIII – XIX в. – Казань, 2000; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца ХVIII – ХIХ веков. – Казань,1998; Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в ХХ веке. – Казань, 2003; Салихов Р.Р. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины ХIХ – начала ХХ вв. – Казань, 2004; Мухаметшин Р.Г. Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала «Дин вә мәгыйшәт» (1906–1918). Дис. ... канд. ист. наук. – Казань, 2004. .

Среди работ последних лет некоторую информацию о С. Бикбулатове, в частности, о его педагогической деятельности, можно почерпнуть из публикации С.З. Миннулина

Татарская энциклопедия. – Казань, 2002 . – Т.1. – С.381.. Автор так же обращает внимание на то, что С. Бикбулатов был известен как представитель нового метода обучения в татарских медресе.

Такой же подход к деятельности и наследию С. Бикбулатова проявляется в публикациях, среди которых особо следует выделить перевод книги С. Бикбулатова «Хазрат Мухаммад», подготовленный М. Муфлихуновым

Мофлюхунов М. Хәзрәт Мухаммад. – Чистай, 1999. . Предисловие к этой книге представляет определенный интерес, поскольку в нем переводчик дает свои оценки некоторым историческим эпизодам, которые отличаются от описанных самим С. Бикбулатовым.

Во вступительной части к переводам книг С. Бикбулатова, подготовленной В. Якуповым

Якупов В. Устав и программа Мусульманской духовной семинарии «Медресе Хусаиния» в г. Оренбурге. – Казань, 1998. , дан анализ программ обучения, описаны преподаваемые в медресе предметы, а также рассмотрены существовавшие учебники и вклад отдельных педагогов в развитие мусульманского образования.

Из появившихся в последние годы переводов трудов С. Бикбулатова следует так же выделить публикации, подготовленные Н. Ибрагимовым, Р. Тагировым

Ибрагимов Н., Нажметдин И., Тагиров Р. Мәбдә-ул-Кыйра-әт. – Казан, 2002. , М. Габделгалиевой

Габделгалиева. М. Дин дәресләре. – Казан, 2005. . Правда, все эти авторы С. Бикбулатова рассматривают исключительно как педагога, труды которого являются неотьемлемым фактором в развитии педагогической мысли татар, поскольку они были направлены на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей. его популярность как педагога, как автора учебников, по их мнению, достигнута, прежде всего, наличием научного багажа и принадлежностью С. Бикбулатова к представителям мусульманского богословия.

И так, нужно признать, что деятельность С. Бикбулатова до сих пор рассматривается в основном как педагога. Между тем, изданные им в конце ХIХ – начале ХХ вв. учебники сыграли заметную роль в развитие исторической науки у татар и заслуживают особого внимания. С. Бикбулатов написал и опубликовал 16 учебников, которые во многом способствовали распространению нового метода обучения.

Но, несмотря на то, что в последние годы интерес к различным аспектам его жизни и наследия значительно возрос, еще нельзя утверждать, что все стороны его сложной и многогранной деятельности достаточно изучены. Это касается и его исторического наследия.



Объектом исследования является наследие Сунгатуллы Бикбулатова как педагога и историка ислама, общественного и религиозного деятеля.



Предметом исследования является деятельность С. Бикбулатова по созданию учебников нового типа по педагогике, истории ислама и арабскому языку, которые способствовали становлению новой системы мусульманского образования у татар.



Целью исследования является комплексное изучение жизни и деятельности Сунгатуллы Бикбулатова, его исторического, педагогического и научно-публицистического наследия, определение места и роли С. Бикбулатова в истории педагогической и исторической мысли.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:

– выявить роль ислама в формировании общественного сознания мусульман Волго-Уральского региона в конце ХIХ – начале XX века;

– определить основные направления функционирования системы мусульманского образования в середине XIX – начале XX века и анализировать роль медресе «Хусаиния» в повышении образовательного уровня мусульман;

– анализировать учебники, написанные С. Бикбулатовым для новометодных медресе;

– обозначить роль и место С. Бикбулатова как педагога;

– выявить роль и место трудов С. Бикбулатова в формировании новых подходов в изучении истории ислама.

Поставленные задачи требуют воссоздания биографии С. Бикбулатова, анализа исторических трудов по истории ислама, а также учебников по арабскому языку, написанных им в разные годы. Разностороннее исследование источников позволит сделать вывод о вкладе С. Бикбулатова в становление новых направлений в татарской общественной мысли начала ХХ века.



Источниковая база диссертации. При написании диссертационной работы были использованы источники нескольких основных групп:

– материалы из фондов Центрального Государственного Архива ИПД РТ;

– материалы из фондов архива Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина;

– материалы из фондов государственного архива Оренбургской области (ГАОО);

– материалы из фондов Национального архива Республики Татарстан;

– неопубликованные материалы, хранящиеся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского университета;

– современники о С. Бикбулатове и медресе «Хусаиния»;

– статьи С. Бикбулатова и других авторов, опубликованные на страницах татарской периодической печати и, в первую очередь, в журнале «Худайсызлар» (Самарканд, 1919), «Фән һәм дин» (Москва, 1924), «Мәгариф» (Казань), «Кызыл Татарстан» (Казань, 1926), «Вестник научного общества татароведения» (Казань, 1928), «Эхо веков» (Казань, 2004).

I. В фондах Центрального Государственного Архива ИПД РТ, фондах архива Казанского Государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина и фонда Государственного архива Оренбургской области хранятся дела, касающиеся биографии С. Бикбулатова, основных направлений его деятельности как автора исторических трудов и педагогической литературы, до сих пор пользующихся популярностью. По содержащейся в документах информации архивные дела можно рассматривать в определенных группах:

1. Для исследования деятельности медресе «Хусаиния» исключительно важными являются документы фондов Государственного архива Оренбургской области (Ф. Р-1, Ф. 213, Ф. 450), губернатора (Ф. 1), директора народных училищ (Ф. 160) и фонда 1118, в которых хранится информация в виде секретной переписки о татарских школах, где указывается число учащихся, преподавателей, дается некоторая информация о приходских медресе. Документы этих фондов наглядно свидетельствуют о том, что медресе «Хусаиния», как одно из первых новометодных мусульманских учебных заведений, вызывало живой интерес со стороны властей и подвергалось постоянным проверкам.

2. Дела, раскрывающие различные стороны биографии С.Бикбулатова, сохранились в фондах архива Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина (Ф. 9)

3. Дела по исследованию политической благонадежности педагога С. Бикбулатова, донесения и рапорты о несоответствии его занимаемой должности, документы об увольнении и исключении из партии, дела по, так называемому «Туркестанскому» делу, о поездке С. Бикбулатова в составе экспедиции в Ташкент, Самарканд, Бухару, участие в «Заявлении 82», связанное с выступлением татарской интеллигенции против введения нового алфавита, сохранились в фондах Центрального Государственного Архива ИПД РТ (Ф-15).

Эти документы дают возможность всесторонне анализировать общественно-политическую деятельность С. Бикбулатова, его отношение к существующему режиму и перспективе развития образования в Татарстане.

4. Обзоры татарской печати содержат дополнительные сведения о С. Бикбулатове, и дают возможность рассматривать его деятельность как издателя и редактора учебной и исторической литературы в контексте процессов, происходящих в России вокруг национальных периодических изданий и издательств.

II. В отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета хранятся труды и материалы, связанные с научной и педагогической деятельностью С. Бикбулатова. Среди них каталоги книг из фондов этой библиотеки, составленные в разные годы; документы, свидетельствовавшие о передаче книг Исламской библиотеке; сведения о книгах и рукописях, докладные записки. Информационно насыщенным источником являются и неопубликованные материалы, в них содержится информация о медресе «Хусаиния».

III. Для исследования педагогической деятельности большую ценность представляют его учебники по новометодным формам обучения, написанные на татарском и арабском языках. В ходе работы над диссертационной работой было проанализировано одиннадцать трудов по истории ислама и пять учебников по арабскому языку, хранящихся в фондах Научной библиотеки Казанского университета и Национальной библиотеки РТ.

IV. Еще одну группу источников составляют публикации в журналах «Худайсызлар» («Безбожник», Самарканд), «Фән һәм дин» («Наука и религия», Москва), в которых издавал свои статьи С. Бикбулатов. Они представляют значительный материал для более четкого представления основных направлений татарской богословской мысли и изменений религиозных взглядов самого С. Бикбулатова.

V. Важными источниками при изучении жизни и деятельности С. Бикбулатова являются вступительные части к каждой книге, в которых он высказывает свои взгляды на те или иные проблемы педагогики и предлагает методы их решения. В них нашли отражение педагогические и исторические взгляды С. Бикбулатова, его оценка различных событий, происходящих в России и в татарском обществе, в которых особое внимание уделяется рассмотрению деятельности медресе и мечетей.

Таким образом, сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, с его помощью представляется возможным решить поставленные перед исследованием задачи. Но все это может быть достигнуто только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Для этого в процессе подготовки диссертации была изучена литература, характеризующая татарское общество конца XIX – начала XX, систему мусульманского образования середины XIX – начала XX. Воссоздана биография С. Бикбулатова, проделан анализ статей журнала «Худасызлар», «Фән һәм дин», «Мәгариф», «Кызыл Татарстан», «Вестник научного общества татароведения», а также учебников, написанных им в разные годы. Разностороннее исследование источников позволило сделать вывод о вкладе С. Бикбулатова в становление новых направлений в татарской общественной мысли начала ХХ века.



Методологические основы исследования. В основу исследования положены принципы историзма и объективности: автор стремился рассмотреть процессы и явления, имевшие место в истории татарской общественной мысли, в развитии, во взаимосвязи с другими социальными процессами, в той конкретно-исторической форме, которую они принимали в разное время; исследование направлялось по пути познания объективной истины и объективных закономерностей истории.

Методологические основы исследования обусловлены целью и задачами диссертации и требуют комплексного подхода, включающего в себя как сравнительно-исторический, так и ряд других видов исторических методов познания: типологический, структурно-функциональный и системный. При изучении и изложении материала использовались также и общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные – диахронный (метод периодизации), проблемный, хронологически-проблемный, метод синхронного анализа.









Научная новизна исследования состоит в следующем:

– Изучена роль ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье на рубеже XIX–XX века в контексте научных изысканий С. Бикбулатова;

– с привлечением широкого круга источников и литературы воссоздана научная биография С. Бикбулатова;

– выявлен многогранный вклад С. Бикбулатова в организацию принципиально новой системы просвещения мусульман Поволжья;

– систематизированы все сведения об исторических трудах, учебниках, написанных С. Бикбулатовым, определено их место в распространении нового метода обучения;

– определена роль и место трудов С. Бикбулатова в освещении различных этапов истории ислама;

– выявлен вклад медресе «Хусаиния» в развитие образования татар.



Практическая значимость работы состоит в том, что материалы, содержащиеся в диссертации, выводы и обобщения автора, положения исследования могут способствовать дальнейшему углублению изучения наследия Сунгатуллы Бикбулатова и татарской общественно-политической мысли в конце XIX – начале XX века.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий, в разработке спецкурсов по истории татарского народа и Республики Татарстан, при подготовке монографий, посвященных общественной мысли конца ХIХ – начала ХХ веков, при исследовании национальных движений в условиях царизма и первых лет существования советской власти, при подготовке методических пособий по изучению истории просветительства в Поволжье в начале ХХ века.







Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде публикаций, в выступлениях автора на научно-практической конференции, посвященной 120-летию С. Бикбулатова, а также на итоговых конференциях отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан



Структура диссертации обусловлена проблематикой и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ



Во Введении обоснована актуальность темы, выбраны территориальные и хронологические рамки исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, методологическая база диссертационной работы, рассмотрена изученность работы, проанализирована ее источниковедческая и историографическая база. Выявлена научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Социально-идеологические трансформации татарского общества конца XIX – начала XX века», состоящей из двух параграфов, дается обзор и характеристика традиций и модернизационных процессов в татарском обществе.

В первом параграфе «Ислам и основные перемены общественного сознания в Волго-Уральском регионе в конце XIX – начале XX веков» рассматривается изменения, происходящие в татарском обществе, которые стали результатом многих фактором. Ислам и татарская общественная мысль в Среднем Поволжье начала XX века во всей совокупности проблематики различных течений и направлений имела общую нацеленность на формирование новой идеологии и национального самосознания. Этот период ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации теоретической мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905–1907 годов, когда широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.

Кроме того, в этом параграфе проводится обзор факторов, повлиявших на формирование новых направлений общественной мысли. Роль татарских учебных заведений, сыгравших определяющую роль в формировании общественного сознания на предыдущих этапах развития общества, в новых условиях возросла еще больше. Неслучайно, в центре внимания оказалась задача просвещения народа, без чего и не мыслилась возможность дальнейшего прогресса общества и нации. Поэтому вполне естественно, что 779 медресе, 8117 мектебов России, оказались в эпицентре довольно жесткой идеологической борьбы за умы подрастающего поколения. Практически во всех регионах компактного проживания татар появились крупнейшие джадидские медресе, ставшие очагами татарской культуры.

Во втором параграфе «Система мусульманского образования в середине XIX – начале XX века и роль медресе «Хусаиния» в повышении образовательного уровня мусульман» выясняется, что социально-экономические изменения, происшедшие на рубеже ХIХ–ХХ века, оказали мощное воздействие на жизнь татарского народа. Появляется острая необходимость в преобразовании жизненного уклада, сложившегося и трепетно хранившегося столетиями. Национальная буржуазия, олицетворяющая прогрессивную и более мобильную часть мусульманского населения, решила начать преобразования с учебных заведений. Стремление сохранить существующую систему образования, а с другой стороны ее преобразовать, привели к формированию двух направлений: джадидизм и кадимизм. Анализируя способы и методы внедрения светского европейского образования в мусульманские медресе, можно сделать вывод, что джадидизм был скорее способом приближения ислама к новым реалиям нового буржуазного общества. Тем самым, предусматривая введение новых методов обучения, джадидизм имел целью возродить активную роль ислама в эпоху неизбежного соприкосновения татарской нации с достижениями европейской цивилизации. Перемены, которые происходили в системе образования, в середины XIX – начало XX вв., вне всякого сомнения, были позитивными.

Медресе «Хусаиния» сумело занять свое достойное место в системе мусульманского образования России начала ХХ в. Становлению медресе и его растущей популярности способствовал и высокопрофессиональный педагогический коллектив. Почти все преподаватели занимались переводческой деятельностью с арабского, персидского, турецкого, французского, английского, немецкого языков, а так же собственные труды на арабском, персидском, турецких языках. Медресе имело одну из лучших библиотек в России. Подчеркивая роль медресе «Хусаиния» в повышении образовательного уровня мусульман России, необходимо обратить внимание и на то, что оно функционировало 32 учебных года, а в качестве Татарского института народного образования – 4 года. За время существования в «Хусаинии» обучалось более 2000 воспитанников. Список педагогов, работавших только в «Хусаинии», насчитывает около 150 человек. Коллектив медресе «Хусаиния» внес значительный вклад в подготовку татарской, башкирской, казахской, узбекской, туркменской национальной интеллигенции и изданию периодической печати, научной, учебно-методической, художественной и научно-популярной литературы на вышеуказанных языках. Зарождение и развитие театрального искусства, татарской драматургии связано с именами выпускников «Хусаинии». На базе «Хусаинии» возникли первые советские вузы: Татарский институт народного образования, Башкирский институт народного образования, Восточный институт народного образования, Киргизский институт народного образования. И поэтому не случайно медресе «Хусаиния» стала одним из центров воспитания тюркской молодежи, своей основной целью видящей создание современного, отвечающего требованиям эпохи, общества.

Во второй главе «Основные вехи жизни и деятельности С. Бикбулатова», состоящей из трёх параграфов, освещается жизнь и деятельность С.Н. Бикбулатова, его педагогическое и историческое наследие.

В первом параграфе «Жизнь и деятельность С.Н. Бикбулатова» рассматривается основные периоды жизни и деятельности Сунгатуллы Бикбулатова, а также выявляются тенденции, оказавшие влияние на формирование его педагогических и исторических взглядов.

С. Бикбулатов родился в 27 ноября 1886 году в деревне Балыклы Куль, близ города Стерлитамака Уфимской губернии в крестьянской семье. В этом параграфе дается общая краткая характеристика четырем основным периодам его биографии. Для первого периода С. Бикбулатова присуще желание самореализации, получения обширных и полноценных знаний; во втором периоде он занят пополнением своего багажа знаний, воспитанием учеников и призывом возрождать национальные традиции; для третьего периода жизни С. Бикбулатова характерно отречение от религии, от своих основных трудов. В этот период он уже предстает как сломленный советской системой человек, превратившийся из признанного богослова и арабиста в рядового советского преподавателя; четвертый период – это время полного забвения, случайных заработков, ожиданий ареста и репрессий семьи.

Во втором параграфе. «Педагогическое наследие» выясняется, что с введением в медресе «Хусаиния» новых методов обучения потребовало от руководства данного заведения обеспечения его новыми программами и соответствующими учебниками. В этом медресе новая система обучения официально была введена с самого начала его работы. При этом С. Бикбулатов, окончив это медресе, был одним из тех, кто осознал необходимость подготовки и издания учебников для новометодного медресе, написание которых было обусловлено рядом причин. Во-первых, существующие и используемые в мусульманских учебных заведениях в качестве учебных пособий книги не могли удовлетворить потребности учащихся в новых знаниях, поскольку в их числе в основном фигурировали книги известных средневековых мусульманских богословов. Во-вторых, царское правительство запретило ввоз книг и учебных пособий, издаваемых в мусульманских странах. В-третьих, как пишет сам С. Бикбулатов, ему пришлось заложить фундамент обучения арабского языка буквально на пустом месте. Анализ педагогического наследия С. Бикбулатова дает возможность сделать вывод о том, что большинство написанных им учебников были посвящены обучению основам ислама и углубленного изучения арабского языка. В свою очередь все учебники были объединены под общим названием «Дин дәресләре» («Уроки религии») и разделены на 12 частей. Каждая из частей была подготовлена как самостоятельный учебник. Практически все эти учебники, кроме учебников арабского языка, были написаны для обучения шакирдов первой ступени медресе.

В третьем параграфе «Исторические труды С. Бикбулатова» рассматривается историческое наследие мыслителя, которое в основном посвящено ранней истории ислама. Исследование истории ислама у С. Бикбулатова начинается с VI–VII в. Он рассматривает конкретно-исторические события – доисламская жизнь арабов, рождение и жизнь пророка Мухаммада, принятие ислама арабами и дальнейшее распространение ислама, правление первых правителей мусульман, принятие ислама Волжской Булгарией.

С. Бикбулатов в начале каждого своего труда дает полную характеристику источников, оговаривает свое отношение к их авторам. Это касается и основных источников ислама, в частности хадисов. С. Бикбулатов, по сути дела, отошел от практики голого констатирования фактов, тем самым предлагая новые методологические подходы по изучению ранней истории ислама. Как известно, труды мусульманских богословов классического периода отличались тем, что их авторы, обращаясь к преданиям, подвергали критике цепочку передатчиков, а не само предание. С. Бикбулатов применяет принцип критического осмысления любого источника.

Большинство написанных им книг были посвящены анализу истории раннего ислама и были объединены под общим названием «Дин дәресләре» («Уроки религии») и разделены на 4 части. Каждая из частей была подготовлена как самостоятельный учебник, где были представлены исследования, посвященные истории жизни и деятельности пророка Мухаммада, истории четырех праведных халифов и истории ислама в эпоху Омеядов.

Итак, можно сказать, что для своего времени исторические труды С. Бикбулатова несли передовые знания и были написаны с учетом возраста учащихся и национально-религиозных особенностей татар. Некоторые исторические исследования содержали новых исторических фактов и предлагали новые методологические подходы.



В Заключении содержатся основные выводы автора по теме исследования, подводятся итоги исследования и формируются основные выводы и оценки, подчеркивается значимость рассмотренной проблематики для понимания роли Сунгатуллы Бикбулатова в изучении социокультурных и религиозных традиций татарского общества конца ХIХ – начала ХХ века.





По теме диссертации опубликованы следующие работы:



1. В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

Марданшин, М.М. Метаморфозы души / М.М. Марданшин // Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – № 5/3 (55). – С. 141–151.

Марданшин, М.М. Педагогическая деятельность С. Бикбулатова / М.М. Марданшин // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 9 (63). – С. 112–116.





2. В прочих изданиях:

Марданшин, М.М. Сунгатулла Бикбулат. Жизнь и творчество / М.М. Марданшин // Бикбулатов С.Н. История ислама. – Казань, 2008. – С. 3–14.

Марданшин, М.М. Сөнгатулла Бикбулат: тормыш юлы һәм иҗаты / М.М. Марданшин // Бикбулатов С.Н. Ислам тарихы. – Казан, 2008. – С. 3–12.

Марданшин, М.М. Сөнгатулла Бикбулатов – күренекле дин галиме, педагог һәм язучы / М.М. Марданшин // Дин вә әдәп. – 2008. – №9. – С. 21–24.

Марданшин, М.М. Сөнгатулла Бикбулат: тормыш юлы / М.М. Марданшин // Бикбулатов С.Н. Дурт халифә / М.М. Марданшин. – Казан, 2009. – С. 3–12.



































































Отпечатано в множительном центре

Института истории АН РТ



Подписано в печать 19.03.2009. Формат 6084 1/16

Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,5

г. Казань, Кремль, подъезд 5

Тел. 292-95-68, 292-18-09































































 
ФИО: Марданшин Марат Мусагитович
Дата защиты: 24.04.2009
ВУЗ: Институт истории им.Ш.Марджани АН Республики Татарстан
Специальность: 07.00.02



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru