Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В этот день, 29 октября
2014.10.29
29 октября 1880 года – родился российский и советский физик, организатор науки Абрам Фёдорович Иоффе. Автор работ по экспериментальному обоснованию теории света, физике твёрдого тела, диэлектрикам и полупроводникам. Крупнейшей заслугой учёного является основание уникальной физической школы, которая позволила ...

Россия и Китай укрепляют сотрудничество в инновационной сфере
2014.10.29
Семь соглашений о сотрудничестве в инновационной сфере подписали Россия и Китай в ходе Международного инновационного Форума «Пуцзян», прошедшего в Шанхае. Страны также определили наиболее перспективные направления взаимодействия: термоядерная энергетика, высокотемпературная сверхпроводимость, проекты ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Государственно-правовое учение иудаизма. Ветхозаветная и талмудическая концепция / 

Государственно-правовое учение иудаизма. Ветхозаветная и талмудическая концепция

На правах рукописи
КАЛИНИНА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ИУДАИЗМА.
ВЕТХОЗАВЕТНАЯ И ТАЛМУДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Специальность: 12.00.01 –
теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора юридических наук
Нижний Новгород, 2012
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Научный консультант: доктор юридических наук, профессор
РОМАНОВСКАЯ Вера Борисовна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
ОМЕЛЬЧЕНКО Олег Анатольевич
доктор юридических наук, профессор
БЕРНАЦКИЙ Георгий Генрихович
доктор юридических наук, профессор
ХАЧАТУРОВ Рудольф Левонович
Ведущая организация: ФГОУ ВПО СЮИ ФСИН России «Самарский юридический институт федеральной службы исполнения наказания России».
Защита диссертации состоится 30 мая 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.166.16 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по адресу: 603115 Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по адресу: 603950 Н.Новгород, пр. Гагарина, 23.
Автореферат разослан «___» _______________ 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Д 212.166.16, к.ю.н., доцент Ижнина Л.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Идея гражданского общества, построение которого, по мнению теоретиков права, является показателем формирования правового государства, продолжает вызывать интерес исследователей. Иудейская традиция является редким исключением из постулата, утверждающего, что существование гражданского общества невозможно без принудительной силы государства.
На территории России веками проживало множество иудейских общин. Сохраняя свои исконные традиции и следуя религиозно-нормативным предписаниям (Торе и основанным на толковании ее заповедей религиозно-правовым нормам - галахот), они обязаны были соблюдать законы чуждого государства, на территории которого проживали. Проблема взаимодействия общегосударственных норм, с предписаниями божественного права, свойственными религии одной отдельно взятой народности, продолжает оставаться актуальной.
Развитие российско-израильских отношений вызывает необходимость исследования истории правового регулирования международного межконфессионального общения и развития политики религиозной толерантности. Тенденция к межконфессиональной лояльности позволяет не только беспристрастно выявить универсальные черты, присущие всем религиям, но и исследовать государственно-правовые концепции, развивающиеся в недрах отдельно взятых религиозных теорий.
Иудейская политико-правовая концепция, явилась базисом для формирования христианства и ислама, которые, будучи мировыми религиями, в эпоху Средневековья и Нового времени выполняли роль международного права.
Нормы иудейского (религиозного) права сохраняют свою силу и в современную эпоху. Брачно-семейные отношения, некоторые виды трудовых отношений регулируются нормами Торы. Законодательство о репатриации в
Израиль содержит ссылки на талмудическое понимание статуса «еврей» и понятия «еврейство». Международная политика современного еврейского государства в ряде вопросов определяется положениями Торы. Отсутствие единой государственно-правовой концепции в иудаизме на сегодняшний день порождает потребность в анализе основных идей Торы о власти и законе и формулировке универсальных положений, применимых к современным условиям политической жизни.
Степень научной разработанности проблемы.
Веками иудейская традиция вызывала научный интерес у западных исследователей. Начиная с эпохи Античности, ученые Филон Александрийский1, Иосиф Флавий2 исследовали древнееврейскую практику политического общения, нетипичную для государств восточной деспотии, взаимодействие властвующих и управляемых, допускающие проявление демократических черт, отношение к закону и особенности еврейского правотворчества. Иосиф Флавий вводит в научный терминологический аппарат понятие «теократия», выявляет в иудейской традиции тенденции к смешанной форме правления, утверждая наличие в еврейском государстве ярко выраженных аристократических черт наряду с монархическими и демократическими.
Концепция теократии приобретает актуальность в связи с развитием христианской и мусульманской политико-правовой мысли. Сравнительный анализ иудейского и христианского учения о Божественной власти проводится в трудах А. Августина3, Ф. Аквинского4. В IV-V веках н.э. Аврелий Августин, признавая Ветхий Завет источником христианской теории, ссылается на примеры из Писания для обоснования учения о несовершенной природе человека, о необходимости власти для ее обуздания
1 Philo of Alexandria. On the creation of the cosmos according to Moses. / Philo of Alexandria. – Introduction, translation and commentary by David T. Runia. – Leiden: Brill, 2001.
2 Флавий, Иосиф. О древности иудейского народа; Против Апиона: Пер. с древнегреч. / Иосиф Флавий. − Еврейский ун-т в Москве. М., Иерусалим: Гешарим, 1994.
3 Блаженный Августин. О граде Божием./ Августин Блаженный – Харвест, М.:АСТ, 2000.
4 Аквинский, Ф. О правлении государей. / Ф. Аквинский // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI-XVII вв. Л.: Наука, 1990.
и исправления, о происхождении государства и его недостатках, о задачах и функциях Града Земного и идеи Града Божьего. В XIII веке Фома Аквинский развивает учение о теократии и аргументирует идею о том, что монархия является земной проекцией Божественного правления, формулирует и дает определение категориям сущность власти, ее происхождение и использование.
В эпоху Нового времени, популярность идеи договорного происхождения государства вынуждает ученых вновь обратиться к исследованию Священного Писания. Г. Гроций1, Б. Спиноза2, Т. Гоббс3, Дж. Локк4 разрабатывают концепцию общественного договора, раскрывают его содержание, условия действительности, анализируют права и обязанности народа во взаимоотношении с государством и определяют ответственность сторон в случае несоблюдения соглашения. Г. Гроций, исследуя специфику древнееврейского права, выявляет достоинства иудейского правопонимания. В классификации права, он формулирует отличие Божественного универсального права от «Божественного права, обращенного к одному народу», противопоставляя христианскую и еврейскую традиции. Г. Гроций создает учение о войне, формулирует основные подходы к обоснованию допустимости применения насилия, констатируя неприятие насилия в иудейском правопонимании и проводит сравнительный анализ отношения к войне в древнееврейской и христианской правовых традициях.
Т. Гоббс выявляет способы достижения согласия и единодушия народа и, как следствие, повиновения государственной власти, ссылаясь на иудейскую традицию доведения до сведения подданных целесообразности проводимых властями мероприятий. Т. Гоббс считает еврейский обычай освобождения индивидов от повседневного труда в субботний день для
1 Гроций, Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. / Г. Гроций. – М.: Ладомир, 1994.
2 Спиноза, Б. Богословско-политический трактат. / Б.Спиноза. – Избранные произведения. В 2-х тт. Т.2. СПб.: Наука, 2006.
3 Гоббс, Т. Левиафан, или материя форма и власть государства, церковного и гражданского. – Соч. в 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1991.
4 Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
изучения Божественного Закона и напоминания о полномочиях суверена эффективным способом формирования правосознания народа и достижения согласия подданных. Ученый утверждает, что секрет жизнеспособности и «долголетия» иудейского права состоит в его гласности и обязательности к изучению каждым субъектом права. Противоположной точки зрения придерживался Б. Спиноза, сомневавшийся в «жизнеспособности» иудейской правовой традиции. Он заявлял, что утрата древнееврейским государством суверенитета сделала бессмысленным соблюдение предписанных Торой норм.
Отечественные ученые XIX-XX веков проводят сравнительный анализ религиозных концепций иудаизма и христианства. Е.Н. Трубецкой1, Ф. Белявский2 А.П. Лопухин3, В.С. Соловьев4, Н. Бердяев5, Л.А. Тихомиров6, А. Мень7, С.С. Аверинцев8, С.Ф. Ударцев9, Е.Н. Салыгин10 и др. разрабатывают разрабатывают современные подходы к пониманию термина «теократия». Ф. Белявский приходит к выводу о тесной связи корней христианства с иудаизмом, проявившихся в формировании монотеистического менталитета, представлений о «боговластии» и богоизбранности. В отечественных источниках прослеживается характерная закономерность: теория «избранного народа» трактуется через призму Божественного договора. В.С. Соловьев полагал, что не превосходство евреев над другими сделало их
1 Трубецкой, Е.Н. Философия христианской теократии в V веке. /Е.Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. – М., 1891-1892.
2 Белявский, Ф. Иудаизм и христианство. Очерки по истории культуры. / Ф. Белявский. – С.-Петербург. Типо-литография М.П. Фроловой, Галерная, 6; 1913
3 Лопухин, А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. / А.П. Лопухин - С.-Пб.: Тип. Ф.Г. Елеонского и Ко, 1882..
4 Соловьев, В.С. Еврейство и христианский вопрос. / В.С. Соловьев. – Библиотека «Вехи», 2000.
5 Бердяев, Н. Демократия, социализм и теократия. / Н. Бердяев. – Библиотека «Вехи», 2000.
6 Тихомиров, Л.А. Религиозно-философские основы истории. / Л.А. Тихомиров. – Москва: ФондИВ, 2007.
7 Мень, А. На пороге Нового Завета. / А. Мень. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
8 Аверинцев, С. Теократия // Философская Энциклопедия. В 5-х т. − М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.
9 Ударцев С.Ф. Ветхий Завет: Политико-правовые идеи и легенды [доп. изд.] // Евразия. Общественно-политический и литературно-художественный журнал (Казахстан, Алматы). 2002. – № 1(5). – С. 5-23; Синергетика образования. Межвузовский сборник (выпуск первый) / Министерство образования и науки РФ. Южное отделение Российской академии образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2004. – С.247-274.
10 Салыгин Е.Н. Теократическое государство./ Е.Н. Салыгин - М.: Издательская программа Московского общественного научного фонда, 1999.
объектом Божественного покровительства, а готовность добровольно принять условия соглашения. А.П. Лопухин, анализировал влияние религиозного мировоззрения евреев на формирование органов управления в ветхозаветный период. Он исследовал учение о специфике иудейской теократии, образе правителя и его обязанностях перед народом, участие народа в управлении, его права и обязанности перед государством, основы правового регулирования частных отношений: семейное, наследственное, обязательственное право.
Отечественные и зарубежные ученые второй половины XX века М. Даймонт1, Н.М. Сарна2, П.Д. Баренбойм3 и др. возвращаются к учению о Божественном договоре с еврейским народом, переосмысливая идею богоизбранности и теократии, акцентируя внимание на проблеме выбора. М. Даймонт и П.Д. Баренбойм анализируют ветхозаветные истоки теории разделения властей.
Идея гражданского общества, подверглась анализу представителями принстонской научной школы. С. Ласт-Стоун4 и Н.Дж. Зохар5, развивая идею идею ветхозаветного договора о создании единого еврейского народа, анализируют гипотезу гражданского общества в танахической и талмудической интерпретации. С. Ласт-Стоун высказывает предположение о том, что не государство должно было явиться продуктом синайского договора о формировании иудейской общности, а гражданское общество. Исследования Дж.Б. Леви6 и Р. Де Во7 выявляют незавершенность полемики полемики по поводу наличия в древнеиудейском учении о власти и законе оформленного представления о государстве.
1 Даймонт, М. Евреи, Бог и история / М. Даймонт. – М.: Издательский дом «Имидж», 1994.
2 N. Sarna. Understanding Genesis. - N.Y. Melton Research Center for Jewish Education. The Jewish Teological Seminary of America, 1966. А также: Библейские исследования. Сборник статей. Сост. – проф. Б. Шварц. – Академическая серия. Выпуск 1. Москва, 1997. – С. 151-169
3 Баренбойм, П.Д. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда / П.Д. Баренбойм. – М.: Белые альвы, 1997.
4 Last-Stone, S. Judaism and Civil Society // Alternative Conceptions of Civil Society. – eds. Simone Chambers and Will Kymlicka – Princeton: Princeton University Press, 2002.
5 Zohar, N.J. Civil Society and Government // Civil Society and Government. – eds. Nancy L. Rosenblum Robert Post – Princeton: Princeton University Press, 2002.
6 Levey, G.B. Judaism and the Obligation to Die for the State // Association of Jewish Studies Review, 1987.
7 De Vаuх, R. Ancient Israel: Its Life and Institutions / R. de Vаuх. – London, 1973.
Среди исследований, посвященных истории еврейского народа, заслуживают внимания труды Ю. Гессена1, С.М. Дубнова2, Г. Греца3 и Э. Ренана4. Представители иерусалимской школы после воссоздания государства Израиль опубликовали результаты исследования по истории еврейского народа5, которые были дополнены во второй половине XX века И. Роненом6, Р. Нир7, З. Рубином8, сконцентрировавшими свое внимание на на истории Иерусалима, как политического, административного, культурного и религиозного центра Иудеи.
Американские ученые Р.М. Кавер9, С. Ласт-Стоун10, Н.Дж. Зохар11, Д. Новак12, М. Фиш13, М. Волцер14, А. Равицки15 и Дж.Б. Леви16 анализируют ветхозаветную и талмудическую теорию с точки зрения современной науки о политике и праве, проводя идеологические параллели. Понятие гражданского общества, идея международного сообщества, соотношение естественного и позитивного права, учение о войне, отказ от военной службы по идеологическим соображениям и многие другие проблемы, прямо не сформулированные в Ветхом Завете и в Талмуде, были выявлены ими в указанных источниках путем использования различных толковательных
1 Гессен, Ю. История еврейского народа в России / Ю. Гессен - В 2-х т., - Л., 1927.
2 Дубнов, С.М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего времени / С.М. Дубнов – С.- Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1910.
3 Грец, Г. История евреев / Г. Грец – В 11 т. – Одесса: Издание книжного магазина Шермана, 1906-1908.
4 Ренан, Э. История израильского народа / Э. Ренан - С.-Петербург: Издание Н. Глаголева, 1912.
5 Очерки по истории еврейского народа/ Под ред. проф. С.Эттингера; Тель-Авив: Изд-во Ам овед, 1972.
6 Ронен, И. Иерусалим в веках: от Храмового города к столице Хасмонейского государства / И. Ронен - Т.2 - Тель-Авив: Открытый Университет Израиля, 1997; Ронен, И. Иерусалим в веках: Иерусалим под властью Рима / И. Ронен - Т.3 - Тель-Авив: Открытый Университет Израиля, 1997
7 Нир, Р. Иерусалим в веках: от иевусейского города к столице Израиля /Р. Нир - Т.1 - Тель-Авив: Открытый Университет Израиля, 1997.
8 Рубин, З. Иерусалим в веках: Иерусалим в византийский период / З. Рубин - Т.4 - Тель-Авив: Открытый Университет Израиля, 1997
9 Cover, R.M. Obligation: A Jewish Jurisprudence of the Social Order// The Journal of Law and Religion. – CatholicUniversity of America Press, 1988.
10 Last-Stone, S. Judaism and Civil Society // Alternative Conceptions of Civil Society. – eds. Simone Chambers and Will Kymlicka – Princeton: Princeton University Press, 2002. – P. 151-170.
11 Zohar, N.J. Civil Society and Government // Civil Society and Government. – eds. Nancy L. Rosenblum Robert Post – Princeton: Princeton University Press, 2002. – P. 265-283.
12 Novak, D. Land and People // Boundaries and Justice. – eds. D. Miller and S.H. Hashmi – Princeton: Princeton University Press, 2001. – P. 213-248.
13 Fisch, M. Diversity, Tolerance and Sovereignty // Law, Politics and Morality in Judaism. – Princeton University Press, 2006. – P. 96-120
14 Waltzer, M. Commanded and Permitted Wars // Law, Politics and Morality in Judaism. – Princeton University Press, 2006. – P. 149-168
15 Ravitzky, A. Prohibited Wars // The Ethics of Law and Peace. – Princeton University Press, 1996. – P. 95-127
16 Levey, G.B. Judaism and the Obligation to Die for the State // Association of Jewish Studies Review, 1987.
приемов. Разработанное Г. Гроцием учение о войне, переосмысливается М. Волцером, А. Равицки, Н.Дж. Зохаром и др., которые исследуют основы гуманитарного права применительно к иудаизму и выявляют в талмудическом учении две категории войны – «предписанную» («обязательную») и «дозволенную» («допустимую», «дискреционную»), а также предлагают включить в классификацию войн еще одну категорию – «запрещенные» боевые действия. Дж.Б. Леви исследует проблему признания иудейской концепцией обязанности индивидов пожертвовать своей жизнью во имя общества и государства.
В коллективной работе авторов: Х.Л. Каценеленбогена, С.И. Фина, Л.О. Леванды1, в трудах А. Меня, М. Элона, Й. Телушкина, И. Эпштейна, Ш. Соскина, П. Полонского и др. констатировалось наличие в Торе правил поведения, имеющих универсальное воспитательное значение и направленных на развитие сочувствия и милосердия к ближним, стремления к оказанию помощи и воздержание от действий, способных причинить как имущественный, так и моральный вред окружающим. Вопрос о взаимосвязи этики и права в иудаизме, опора позитивных норм на Божественные заповеди, теоретически способствует выработке справедливых установлений, но на практике их гуманистический посыл зачастую искажался в процессе воплощения.
Источники иудейского права подвергались анализу юристами, историками, политологами, философами и религиоведами. Н.А. Переферкович2 и М. Элон провели глубокий сравнительно-правовой анализ приемов и способов интерпретации норм Торы. Работа В.М. Кирасевского3 содержит серьезную критику Талмуда, опровергающую нравственную
1 Мировоззрение талмудистов: Т. 1: О человеке и обязанностях к Богу; Т. 2: Обязанности человека к своему ближнему; Т. 3: Обязанности человека в общественной и гражданской жизни. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. Составлено по подлинникам. Т. 1-3 / Сост.: Каценеленбоген Х.Л., Фин С.И.; Пер. под ред.: Леванда Л.О.; Введ., указ., примеч.: Гордон Л.О. – С.-Петербург. Типография Э. Гоппе, 1876.
2 Переферкович, Н.А. Талмуд, его история и содержание / Н.А. Переферкович - СПб., 1897; Талмуд Вавилонский / Пер. Н.А. Переферковича. - СПб., 1909; Талмуд, Мишна и Гемара / Пер. Н.А. Переферковича - т. 1-6.- СПб., 1899-1906.
3 Кирасевский, В.М. Критический разбор Талмуда. Его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа / В.М. Кирасевский. – М.: Тип. Мартынова и Ко, 1879.
основу иудейского правового учения, подкрепленную подробными ссылками на первоисточник и собственными комментариями ученого. В коллективной монографии Х.Л. Каценеленбогена, С.И. Фина, Л.О. Леванды и Л.О. Гордона представлен диаметрально противоположный взгляд на учение Талмуда. Государственная и правовая теория иудаизма представляется гуманистически направленной и универсальной. Высказывания талмудистов позволяют провести идеологические параллели с другими концепциями и проследить влияние на мировоззрение талмудистов исторического и политического контекста. И.Ш. Шифман1 анализирует структуру и внутренние кодексы Пятикнижия (Книга Договора, Кодекс Святости, Декалог, Второзаконие), комментирует заповеди, регулирующие отношения землепользования, нормы семейного, наследственного и уголовного права. В.Г. Графский и О.А. Омельченко исследовали основы древнеиудейского права и выявили влияние на формирование еврейской правовой традиции не только религии, но и обычаев других народов, а также политической и исторической ситуации в регионе в сочетании с особенностями самого еврейского народа. М.Н. Марченко выявляет характерные черты еврейской правовой традиции, анализирует предпосылки ее развития и специфику нормативной базы. И.Ю. Козлихин, в совместном исследовании с М. Элоном, проанализировал самобытность иудейской теории права, выявил основные расхождения в терминологическом аппарате еврейской и российской теоретико-правовых традиций и сформулировал основные проблемы научного исследования данного вопроса.
Источники отечественной и зарубежной историко-правовой науки, посвященные иудаике, анализируют культурную и религиозную традицию еврейского народа, его быт, органы власти и основы права. Ученые исследуют реалии иудейской правовой традиции в различные исторические периоды, практику правоприменения, что позволяет решить проблему эмпирической базы исследования, но не дает основания констатировать
1 Учение. Пятикнижие Моисеево./ Пер., введение и комментарии И.Ш.Шифмана. – М.: Республика, 1993
достаточную степень научной разработанности древнеиудейского государственно-правового учения.
Объектом диссертационного исследования выступает совокупность государственных, правовых, экономических, политических отношений, сформировавшихся в период становления талмудического учения, основанного на интерпретации ветхозаветной концепции.
Предметом исследования являются системно оформленные и понятийно выраженные представления о государственно-правовых явлениях ветхозаветной и талмудической концепции, предпосылки формирования древнеиудейского учения о власти и праве, процесс становления и оформления идей об оптимальной форме правления, пределах произвола государственной власти, ветхозаветной и талмудической теории разделения властей, учения о гражданском обществе; развития теории войны и генезис идей гуманитарного права; история иудейского правосознания, нравственные начала иудейской философии права, становление послесинайского правотворчества и развитие учения о толкованиях норм права.
Хронологические рамки исследования обусловлены длительностью формирования основных источников иудейского права, отражавших различные подходы к пониманию Торы. Пятикнижие базировалось на профетическом (пророческом) восприятии Божественного Закона, а Иерусалимский и Вавилонский Талмуды – на «законническом» (интерпретационном).
Нижняя временная граница была выбрана автором с учетом отправной точки – завоевания Вавилоном территории Иудеи и разрушения Первого Храма (586 г. до н.э.), – послужившей толчком к переосмыслению религиозно-правовой и политической идеологии еврейского народа и формированию «обновленного» правопонимания.
Верхняя временная граница исследования определена окончанием периода систематизации результатов талмудического правотворчества и опубликованием двух кодификаций - Талмудов: Иерусалимского (в конце IV
в. н.э.) и Вавилонского (в конце V в. н.э.). Религиозные правоведы –раввины, – окончательно закрепили за собой право выводить галахические1 нормы на основании Божественных заповедей, закрепленных в Ветхом Завете, что приводит к приобретению галахой силы закона.
Целью исследования является анализ государственно-правовой концепции иудаизма, ее базовых источников (Ветхий Завет, Талмуд) в их динамической взаимосвязи, выразившейся в интерпретации норм Торы. Осуществление указанной цели предполагает постановку и исследование следующих вопросов: гипотеза догосударственного состояния и происхождение государства; задачи и функции государства; наиболее предпочтительная форма правления; пределы произвола государственной власти; взаимоотношение правящих и народа; народное вето, как проявление участия народа в формировании стратегии государства; концепция войны; проблематика основных источников права; статус послесинайского правотворчества и учение о технике толкования норм Торы.
Эта целевая установка предполагает решение следующих задач:
– выявить основные черты древних религиозных учений о законе и власти, провести сравнительный политико-правовой анализ закономерностей религиозных теорий и традиции иудаизма; проанализировав понятия креационизма и манифестационизма, аргументировать воздействие данных явлений на формирование и развитие религиозной государственно-правовой мысли;
– исследовать предпосылки возникновения и развития утопических социальных идей в религиозных обществах, выявить сходные черты религиозных утопий, на примере иудейской и христианской традиций;
– произвести анализ ветхозаветной договорной теории: формы, содержания и структурных элементов данного договора; выявить иные
1 Галаха – норма, выведенная религиозными правоведами путем интерпретации заповедей Пятикнижия и носящая обязательный характер.
теории происхождения народа и государства в иудейском учении о власти и законе;
– систематизировать все сформулированные в Торе требования к оптимальной и предпочтительной форме правления и предусмотренные средства ограничения произвола государственной власти; охарактеризовать роль, отводимую иудейским учением народу в построении государства и гражданского общества;
– осуществить теоретико-правовой анализ иудейской идеи гражданского общества; выявить факторы, позволившие воплотить идею гражданского общества на практике в условиях утраты суверенитета и длительного отсутствия у евреев собственного государства;
– доказать наличие в Ветхом Завете истоков идеи конституционализма; проанализировать иудейскую теорию разделения властей и механизм системы «сдержек» и противовесов;
– сформулировать иудейскую концепцию войны на основе выявления критериев классификации боевых действий на «предписанные» и «допустимые»;
– исследовать специфику древнееврейских источников религиозного права, систематизировать их и разработать классификацию; исследовать мидраш как технику анализа текстов Торы и основу послесинайского правотворчества.
Методологическая основа диссертационного исследования определяется содержанием поставленных автором исследовательских задач и целью работы. Догматически-доктринальный метод позволил осуществить логически-рациональный анализ учения и соотнесение его с контекстом эпохи. Метод историзма обусловил восприятие идей ветхозаветной и талмудической теории в исторической ретроспективе и перспективе, как составляющие мировоззренческих представлений определенного периода в истории народа. Он использовался для оценки генезиса и становления исследуемой концепции с учетом общих для данного региона тенденций и
закономерностей. Сравнительно-исторический метод сделал возможным выявление идеологических параллелей и построение проекции отдельных идей (гражданское общество, разделение властей, толковательные приемы в праве и др.) на более поздние государственно-правовые теории.
В рамках исследования истории формирования и становления иудейского политико-правового учения применялись диалектический и эмпирический методы. Использовался системный, комплексный подход, включающий правовой, политологический и социологический анализ проблем, связанных с реализацией иудейской концепции государства и права. Задействован междисциплинарный подход, позволивший исследовать проблемы в комплексе, с учетом исторических этапов развития иудейской государственности. При анализе статуса иудейских органов власти использовался институциональный метод.
Исследования по истории политико-правовой проблематики предполагают совмещение теоретического и исторического направлений, что обуславливает гармоничное использование инструментария хронологического и проблемно-категориального приемов.
Теоретическую основу исследования составили концепции и подходы отечественных и зарубежных ученых – юристов, историков, политологов, социологов, религиоведов и философов. Анализ проблематики государственной теории иудаизма произведен на основе трудов М. Волцера, В.Г. Графского, Ш. Занда, Н.Дж. Зохара, Р.М. Кавера, С. Ласт-Стоун, Дж.Б. Леви, А.П. Лопухина, Д. Новака, О.А. Омельченко, А. Равицки, М. Фиша и других.
При критическом разборе иудейской теории права и практики правоприменения учитывались мнения Й. Агура, X. Альбека, А. Гольдберга, З. Дашевского, В.М. Кирасевского, М. Нойгершла, Н.А. Переферковича, П. Полонского, Э.Э. Урбаха, Б. Де Фриса, Х. Шиммеля, И.Ш. Шифмана, М. Элона и других.
Влияние изменений исторического и политического контекста на развитие еврейского религиозного правотворчества было обосновано благодаря результатам исследований Я.А. Богородского, Ю. Гессена, Г. Греца, С.М. Дубнова, Р. Нир, И. Ронена, З. Рубина, Н. Стеллецкого, Й. Телушкина, С.А. Терновского, И.Г. Троицкого, Ш. Эттингера, и других.
При анализе идеологических параллелей иудейского и христианского учений о власти и праве принимались во внимание идеи Н. Бердяева, К. Каутского, А. Меня, А. Смирнова, В.С. Соловьева.
Эмпирическую базу исследования составил комплекс носителей информации историко-правового характера и иных источников, отражающих менталитет иудеев, иудейских общин, традиционные представления о взаимодействии народа и власти и о механизме правового регулирования отношений, как внутри еврейского гражданского общества, так и между еврейской общиной и государством. Среди источниковой базы представлены следующие: нормативные акты, информационные носители мировоззренческих установок сект и отдельных политических течений эпохи Второго Храма, а также опубликованные архивные материалы.
В нормативных актах рассматриваемого периода зафиксированы условия построения государственного аппарата и существования гражданского общества, требования к должностным лицам, устанавливаются размеры налогов и обязанности индивидов в отношении общества и государства. Использование Пятикнижия на русском языке, английском и иврите, позволило провести сравнительный анализ точности перевода и толкования норм Письменной Торы. Основную нормативно-правовую базу исследования составляют источники, переведенные с иврита на английский и русский языки: Mishnah1; трактаты Талмуда, составляющие Отдел «Незикин» (ивр. – «ущербы»)2, охватывающие имущественные отношения. Отдельного
1 Мишна - кодификация основных норм Устной Торы, осуществленная Йегудой га-Наси. Она составляет ядро Талмуда. Элемент структуры текста Мишны имеет одноименное название.
2 Baba Kama, Baba Mezia, Baba Batra. Translated and annotated by Hyman E. Goldin. New York: Hebrew Publishing Co., 1933; а также: Талмуд. Критич. пер. Н. Переферковича. − М.: Издатель Л. Городецкий, 2007. – Т. IV (Книга 7 и 8).
внимания заслуживает трактат Талмуда Sanhedrin1, содержащий нормы, регулирующие статус правителя, первосвященника, процессуальные и некоторые имущественные отношения. Галахические Мидраши2: Mekhilta и Sifra3, позволили проанализировать интерпретационные приемы и правила поведения, выведенные с их использованием. Кодекс Mishneh Torah4, составленный Маймонидом, позволил исследовать нормы классического иудейского права.
Информационные носители мировоззренческих установок отдельных слоев населения, политических и эсхатологических течений выступают необходимым источником понимания трансформации иудейского представления о власти и законе в указанный период. Представление о политической обстановке в регионе и коммунитарных экспериментах периода Второго Храма позволяют составить документы, найденные в Кумране, так называемые свитки Мертвого моря5, которые принято делить в зависимости от содержания на следующие группы: 1) уставы, наставления и поучения; 2) комментарии на книги Ветхого Завета и т.н. флорилегии (антологии); 3) эсхатологические сочинения; хроники еврейского историка Иосифа Флавия6, написанные вскоре после подавления антиримского восстания в Иудее и основанные на его личных наблюдениях; трактаты (на французском и английском языках) археологов и аналитиков древних манускриптов: M. Black7, L. Cansdale8,
1 Tractate Sanhedrin, Mishnah Tosefta: The Judicial Process of the Jews. Translated by Herbert Danby. New York: 1919; а также: Талмуд. Критич. пер. Н. Переферковича. − М.: Издатель Л. Городецкий, 2007. – Т. IV (Книга 7 и 8).
2 Понятие «мидраш» имеет два основных значения: 1) Мидраш – сборник комментариев к Ветхому Завету; 2) мидраш – техника (система техник) анализа текста Писания, использовавшаяся религиозными правоведами.
3 Mekhilta According to Rabbi Ishmael: An Analytical Translation. By Jacob Neusner. Atlanta: Scholars Press, 1988; Sifra: An Analytical Translation. By Jacob Neusner. Atlanta: Scholars Press, 1988; а также: Талмуд. Критич. пер. Н. Переферковича. − М.: Издатель Л. Городецкий, 2007. – Т. VII (Мехильта и Сифра).
4 Mishneh Torah. A new translation with commentaries, notes. New York: Maznaim, 1987.
5 The Dead Sea Scrolls Uncovered. – Dorset 1993.
6 Флавий, И. О древности иудейского народа. Против Апиона / И. Флавий. – СПб., 1895/ репр. – М., 1990.
7 Black, M. The Scrolls and Christian Origin. – Studies in the Jewish Background of the New Testament. London, 1961.
8 Cansdale, L. Have the Dead Sea Scrolls Any Direct Connection with Early Christianity? The Qumran Chronicle 6/1/4. 1996.
J. Carmignac1, J. Daniélou2; responsae (ответы иудейских правоведов на частноправовые запросы)3; takanot (раввинистические предписания и установления руководства еврейских общин)4.
Опубликованные архивные материалы являются важными носителями историко-правовой информации о развитии системы управления, состоянии общества в исследуемый период и взаимодействии властвующих и управляемых. Одним из базовых источников является историко-археологическое исследование Ф. Арфаксадова5, описывающее возникновение и функционирование, статус и роль в обществе Великого Сангедрина.
Научная новизна исследования состоит в разработке научной концепции иудейского учения о власти и законе. Впервые в диссертации был произведен анализ ветхозаветного и талмудического представления о процессе формирования народа, как единого целого, и создания государства. Проанализирована идея Синайского соглашения как прообраз учения об общественном договоре. В ходе анализа аргументирован и доказан синаллагматический характер соглашения на основе выявления взаимных прав и обязанностей сторон. Аргументировано не только наличие в иудейской теории идеи гражданского общества, но и возможность его построения и существования независимо от наличия иудейского суверенного государства. В работе сформулировано и доказано предположение о ветхозаветных корнях идеи конституционализма и проведен теоретико-правовой анализ иудейской концепции разделения властей и системы «сдержек и противовесов». Разработана классификация источников права, отражающая особенности древнееврейского религиозного правопонимания. Проведен анализ техник толкования и, на этой основе, предложены их
1 Carmignac, J. La Règle de la guerre des fils de lumière contre les fils de ténèbres. Paris, 1958.
2 Daniélou, J. Les Manuscrits de la Mer Morte et les origins du christianisme. Paris, 1957.
3 Jewish Law and Jewish Life: Selected Rabbinical Responsa. / Comp.: Jacob Bazak. Translated by Stephen Passamaneck. New York, 1979.
4 Finkelstein, Louis Jewish Self-government in the Middle Ages. New York, 1924.
5 Арфаксадов, Ф. Иерусалимский синедрион: Историко-археологическое исследование / Ф. Арфаксадов – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1903.
классификации. Сформулированы и систематизированы виды техник толкования норм иудейского права.
Положения, выносимые на защиту:
1. В иудейской концепции гармонично переплетаются несколько теорий происхождения государства: теория Божественного договора, патриархальная и теория насилия. Прослеживаются также элементы психологической и органической теорий. Идея Синайского Завета является классическим примером договора о создании государственности впервые. Исходной «материей» будущего государства выступают разобщенные еврейские колена или племена, которым предстоит объединиться в коллектив с единой религиозно-политической идеологией и общеобязательным правом. У евреев изначально отсутствует какой-либо опыт, необходимый для самостоятельного выполнения такой задачи. На момент заключения договора с Богом, они не имели собственной государственности. Традиции других народов, среди которых евреи проживали ранее, значительно отличались от тех, что «прививались» патриархами и Моисеем по требованию Всевышнего. В Ветхом Завете евреи представлены «материей», пока не имеющей единой организации, и готовой ее принять при определенных условиях. В обмен на неукоснительное соблюдение данных им свыше сформулированных норм Торы, евреи приобретают покровительство и режим наибольшего благоприятствования. Патриархальность учения о возникновении еврейской общности прослеживается на протяжении всего Ветхого Завета. Нравственные начала философии иудейского права проходят длительный путь развития от мировоззрения патриархов до талмудистов, и от талмудической эпохи до настоящего времени. Теория насилия сопутствует учению о Синайском договоре. Заключение Божественного договора сопровождается указанием обязательных военных действий, предписанных евреям, без выполнения которых реализация договора не состоится.
2. Синайский договор представляет собой системно оформленную идею с формально определенными структурными элементами. Анализ
фрагментов Книг Исход и Второзаконие позволяет выделить составляющие компоненты соглашения, которые соответствуют современным представлениям о структуре договора. Преамбула содержит указание инициатора договора, предпосылок и истории отношений между договаривающимися сторонами; основная часть договора перечисляет условия его реализации, взаимные права и обязанности сторон; третья часть устанавливает ответственность за нарушение условий договора. Определена и форма заключения соглашения: она носит устный формализованный и символический характер.
3. Ветхозаветное и талмудическое представление об иудейском государстве в корне противоречит идее восточной деспотии. Креационизм иудейской теории обусловил неразвитость идеи сакрализации личности правителя. Ни один народный предводитель не может не только считаться божеством, но и обладать хотя бы частью божественной сущности. Правитель ограничен в своих полномочиях, а деятельность его контролируется Сангедрином, народом и Богом. Дополнительным средством удержания царя от злоупотребления властью является «irat shamaym» или «страх Божий». Он несет ответственность за нарушение Закона Торы и перед Богом, и перед людьми. Креационистская сущность иудейской традиции, не допуская обожествления монарха, обуславливает ограниченность и преходящий характер полномочий земных правителей.
4. Ветхозаветная и талмудическая государственно-правовая мысль предусматривает поэтапное формирование государства и совершенного коллективного целого, именуемого в Писании «народом священников». Оптимальной целью выступает создание теократии, а монархия (ограниченная) воспринимается как временная, промежуточная форма правления. Иудейская идея о том, что, договором о построении государства может быть предусмотрена временная форма правления, и переход от нее к постоянной не расценивается как отклонение от условий соглашения,
получила развитие только в эпоху Нового времени в учении Г. Гроция о трех формах власти.
5. В ветхозаветном учении заложены предпосылки для различных трактовок идеи теократии. Она воспринимается как форма правления и как принцип руководства. Теократическая форма правления подверглась детализации, в результате чего от «боговластия», как прямого правления Бога, отделилась так называемая «иудейская теократия», выступающая проекцией Божественного единовластия в мире человеческом. Она возможна только при наличии и сбалансированном развитии трех составляющих: царь, первосвященник и пророк. Пророческие полномочия позиционируются как первичные по отношению к власти царской и священнической. В задачи пророка входит доведение до сведения людей Божественной воли. Правителю вменяется в обязанность поддержание правопорядка в обществе и защита государства. Первосвященнику предоставляются воспитательные полномочия. Асимметрия в развитии этих ключевых начал приводит к крушению иудейской теократии. Теократический принцип руководства соотнесен в Ветхом Завете с эпохой Судей. Формально, государства еще не существовало, но судьи, обладающие пророческим даром и признанные народом и Богом, управляли от имени Всевышнего.
6. Древнеиудейской политико-правовой мысли присуще сочетание демократического характера осуществления власти с монархической формой правления, проявившееся в избрании народом правителя, нежелательности передачи трона по наследству, наличии народного представительства и непосредственной демократии, осуществлении народного вето. Идея о том, что связь монархической формы правления с демократическим характером осуществления власти является гарантией законности и справедливости руководства, а также залогом стабильности и сохранения государства получает развитие в период Средневековья и Нового времени в трудах Ф. Аквинского и Ж. Бодена. Грамотно составленные предписания, сменяемость правителей, избрание должностных лиц, наличие в государстве органов,
контролирующих деятельность монарха способны удержать правителей от тирании, ограничив произвол властвующих субъектов.
7. В Торе заложена основа для развития идеи конституционализма. Декларируется равенство всех перед законом и верховенство Божественного Закона (Торы) над всеми установлениями человеческими; определяется форма государства; указан порядок образования органов власти, их полномочия и статус и определены пределы произвола государственной власти; сформулирован принцип разделения властей; обозначена необходимость взаимодействия власти и народа, а также активного участия населения в определении политики государства; перечислены естественные и гражданские права индивидов.
8. Иудейская концепция развивает идею о двух направлениях разделения властей. В зависимости от задач, которые ставятся перед представителями власти, и способов их осуществления, а также средств воздействия на население, власть делится на светскую и духовную. По способу организации власти и компетенции, разграничиваются законодательная, исполнительная и судебная. Законодательные полномочия Всевышний сохранил за собой, а исполнительные и судебные делегировал человеческим учреждениям.
9. Ветхозаветная и талмудическая теория предусматривает существование гражданского общества даже в условиях невозможности создания или сохранения государства. Жизнеспособность данной гипотезы подтверждается опытным путем: в течение многовекового периода евреи смогли сохранить свою культуру и традиции, сформировать свои местные органы управления и контроля за распределением бремени налогообложения внутри общины, оказания помощи нуждающимся; обеспечить образование подрастающего поколения, поддерживать существование учреждений религиозного культа. Указанные обстоятельства подтверждают наличие в иудейской общине элементов структуры гражданского общества: семьи, сферы воспитания и негосударственного образования, собственности и
предпринимательства, общественных объединений и организаций, политических партий и движений, негосударственных средств массовой информации, религиозных учреждений. Негосударственные судебные инстанции, под которыми понимались обычный раввинский суд, арбитражный суд и так называемые «суды простых людей», создавались в общинах для того, чтобы избавить иудеев, утративших свое государство, от необходимости обращаться в учреждения правосудия иноверцев.
10. С учетом ограничений и оговорок, зафиксированных в Ветхом Завете и талмудических источниках относительно легитимности развязывания и ведения войн, можно выявить критерии допустимости военных кампаний. Такими критериями являются: правомерность оснований, так как великая цель и соответствие нравственным ценностям могут оправдать начало боевых действий; наличие необходимого одобрения: для обязательной войны требуется предписание Всевышнего, а для диспозитивной – разрешение Сангедрина; численность прогнозируемых жертв не должно превышать соотношение 1/6; опасность нарушения Божественного Закона во время ведения боевых действий делает дискреционную войну нежелательной, в то время как в случае обязательной войны такой опасностью можно пренебречь.
11. Толкования норм Торы представляют динамику иудейского права, в то время как Пятикнижие отражает его статику. Письменная Тора, по определению, содержит весь комплекс норм (единовременно изданных), предусмотренных для настоящего и будущего времени. Правила поведения, зафиксированные в Торе, становятся доступными людям постепенно. Когда возникают новые правоотношения и появляется потребность в их урегулировании, религиозные правоведы выводят «скрытые» нормы, путем толкования, из соответствующих отрывков Пятикнижия. Официальные комментарии и интерпретации составляют свод Устной Торы – Талмуд.
12. Мидраш является одним из ведущих способов иудейского правотворчества (порождающий мидраш). Мидраш способствует
восполнению пробелов в праве путем применения аналогии закона и аналогии права и иных приемов толкования при выведении галахи (религиозно-правовой нормы).
13. Талмудическая правовая теория позволяет выделить и систематизировать классификации техник толкования. Они не совпадают с классификациями толкований, принятыми в российской теоретико-правовой науке, и требуют иного подхода к формулировке критериев. В зависимости от глубины анализа нормы Торы и широты ее интерпретации следует отделять пшат, как простое разъяснение непосредственного смысла нормы, от драша, как комментария, основанного на уяснении цели и замысла Законодателя, нахождении аналогий для случаев, которые не даны в Торе непосредственно. В зависимости от сущности и происхождения используемых «толковательных средств», правила толкования делятся на: полученные на Синае, логику и драш, и правила семантики языка (аналог грамматического способа толкования, принятого в российской теории права). Такая классификация основана на различии правил, данных правоведам свыше (синайские), те, что возникают естественным путем (пшат и драш), и правила, искусственно созданные людьми (правила семантики языка). В зависимости от того, создает ли мидраш (толкование) галаху или ограничивается подтверждением существующей нормы, разграничиваются мидраш порождающий и мидраш подкрепляющий.
14. В теории иудейского права отсутствует кардинальное различие между понятиями закон и норма. В Талмуде и трактатах религиозных правоведов даже отдельные правила поведения, имеющие Божественное происхождение, именуются «закон». Объяснением является возможность выведения из одной заповеди, путем интерпретации, нескольких правил поведения. Заповедь выступает в качестве логической нравственной обобщающей основы. Соотношение заповеди и выводимых из нее новых правил поведения воспринимается как соотношение общего и частного. В процессе правотворчества, нормы, создаваемые религиозными правоведами,
называются «галаха». В переводах на русский язык, к ним также применяется термин закон. В указанной особенности усматривается как претензия религиозных правоведов на сопричастность к процессу Божественного законотворчества, так и отсутствие в русскоязычном и ивритском терминологическом лексиконе средств для тождественной передачи значения термина закон.
Практическая значимость исследования определяется системным анализом ветхозаветного и талмудического учения о государстве и праве, концептуальных особенностей иудейской традиции, ее последующего влияния на монотеистические учения, в частности, христианство; характеризуется конкретностью наблюдений и строгостью в обобщениях. Исследование вопроса о разделении властей, системы «сдержек» и «противовесов» в иудейской теории предоставляет дополнительный материал для дальнейших научных разработок. Проблематика статуса послесинайского правотворчества открывает простор для теоретико-правовых исследований и является благодатной почвой для изучения техник толкования в различных правовых системах.
Сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы в определенной мере развивают и дополняют ряд разделов истории политических и правовых учений, истории государства и права зарубежных стран, теории государства и права, религии и права, конституционного права зарубежных стран, а также спецкурсов: истории древне-ориентальных учений о праве и государстве, ветхозаветной политико-правовой концепции и ее влияния на формирование государственных и правовых идей в христианстве и исламе. Сделанные в работе выводы могут быть полезны правоведам в исследовании взаимодействия правящих и управляемых в современных условиях, совершенствования функционирования властных структур и улучшения интерактивности связи между властью и обществом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования:
- были обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права с участием представителей кафедры конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского;
- используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «истории государства и права зарубежных стран», «истории государственно-правовых учений» и «религии и право», а также спецкурсов «ветхозаветная политико-правовая концепция и ее влияние на формирование государственных и правовых идей в христианстве и исламе» и «история древне-ориентальных учений о праве и государстве» в Нижегородском государственном университете им Н.И.Лобачевского;
- изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях «Российское право в период социальных реформ» (Нижний Новгород, ноябрь 2001 г.), на аналогичных конференциях 26-27 апреля 2002 г. и апреля 2003 г., а также международной конференции «Социология социальных трансформаций» (октябрь 2002 г.); «Конституция России как основа развития российского права: материалы научно-практической конференции» (Кострома: КГУ, 2006 г.); ежегодной региональной межвузовской научно-практической конференции Н.Н. НФ ИБП (Нижний Новгород, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.); «Инновации в праве» (Нижний Новгород, 2008, 2009, 2011 гг.); международной научно-практической конференции «Город как явление социокультурной и экономико-правовой реальности» 28-29 ноября 2008 г. (Санкт-Петербург), СПбГУП; международной научно-практической конференции «Старшее поколение в современной семье» (ноябрь 2008 г., Н. Новгород). Опубликованы тезисы данных выступлений.
Результаты исследования сформулированы и в опубликованных трудах автора: монографиях и статьях в периодических изданиях, рекомендованных ВАК общим объемом 73,8 п.л.
Структура диссертации. Поставленные задачи определили структурную организацию материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых в общей сложности на пятнадцать параграфов, заключения, библиографического списка, списка терминов и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается обоснование актуальности темы, определяется состояние научной разработанности проблемы, указываются предмет, объект, цель и задачи исследования, отмечается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагается методологическая основа работы, дается информация об апробации результатов исследования и формулируются положения, выносимые на защиту.
В главе первой «Предпосылки и закономерности формирования религиозных учений о власти и праве. Идея теократии и религиозная утопическая политико-правовая мысль» анализируются основные закономерности и тенденции, проявляющиеся в религиозных государственно-правовых теориях. Она включает в себя четыре параграфа.
Параграф первый «Идеи об обществе, власти и законе через призму парадигматической концепции» соотносит историко-философскую концепцию парадигм восприятия истории и развития цивилизаций с учениями о государстве и праве. Исследование различных направлений политико-правовой мысли позволяет выделить доктринальные основы власти и права в их историческом развитии. Анализ проблемы происхождения, природы и осуществления власти, приводит к необходимости разъяснения религиозного мировоззрения. Философия религии и ее стереотипы воздействуют на различные правоотношения, в том числе – властеотношения. Исследование религиозной политико-правовой мысли, целесообразно начинать с роли временного фактора в процессе развития человеческих сообществ, от простых – к более сложным формированиям.
Сравнительный анализ подхода к трем основным парадигмам истории, учения Торы и талмудистов, позволяют сделать вывод о том, что иудейская концепция не может, в полной мере, быть отнесена к традиционалистской парадигме (наряду с индийскими, месопотамскими, китайскими и прочими древними учениями), так как идея «золотого века» в ней фигурирует как на заре человечества, так и в конце времен. Первоначальный этап (Адам и Ева), предполагает отсутствие разнообразия человеческих индивидов, отсутствие у человека какого-либо опыта и знаний, а также «слепое» следование велениям Всевышнего во избежание ошибок, исключающее свободу выбора. Напрашивается параллель с гегелевской первой (низшей) стадией формирования свободной воли, то есть непосредственной (природной) волей, сопровождающейся отсутствием осознания свободы, неспособностью делать выбор и принимать решения. Ввиду отсутствия разнообразия человеческого компонента, нет возможности, да и необходимости, развития морального и нравственного состояния (еще одна параллель с учением Г.В.Ф. Гегеля), соотнесения своих притязаний с интересами других ради общего блага. Идея наступления «золотого века» в конце времен оказывается более приемлемой для развития человеческих сообществ и их правосознания, так как связана с осознанием несовершенств человеческой природы и стремлением к исправлению, а значит и улучшению ее.
Параграф второй «Мифологическая основа теократических воззрений. Манифестационизм и креационизм как основные направления развития религиозной политико-правовой мысли» посвящен идеям о божественном происхождении государства и права. В научных источниках XX в., излагающих воззрения древности, используются термины «мифологическое мировоззрение», «мифологическое представление о месте человека в мире» и утверждается, что эти представления лишь условно можно считать политико-правовыми ввиду их примитивности и того, что они еще не успели выделиться в самостоятельную форму общественного сознания и особую область человеческого знания. В современных
источниках, как религиозного, так и светского толка, все чаще встречается мнение о том, что мифологические описания участия Божественных сил в упорядочении общественных связей, создании государства и права, являются более достоверными (информация, полученная «из первых рук»), нежели атеистические теории о происхождении и развитии власти, делающие ставку на физиологические и психологические потребности индивидов.
Использование терминов «манифестационизм» и «креационизм», выработанных в сфере религиоведения, допустимо и в области религиозных учений о власти и праве, для выявления различия государственно-правовых тенденций, свойственных манифестационистскому и креационистскому мировоззрению.
В параграфе третьем «Теократические идеи. Причины существования теократических теорий и их разновидности» представлены различные подходы к пониманию теократии.
Идея теократии, при всей ее утопичности и очевидном несоответствии результатов попыток ее воплощения содержанию самой идеи Царства Божьего, продолжает привлекать внимание ученых. Е.Н. Салыгин усматривает причины непреходящей актуальности проблемы теократии в реальных условиях жизни людей. В общефилософском смысле, возникновение и развитие теократических теорий связано с сущностью самого человека. С одной стороны, природе людей присуще стремление «возвыситься до состояния совершенства и свободы. С другой стороны, власть неизменно присутствует в любом человеческом обществе, а «это порождает насилие и несвободу1».
Понятие теократия также предполагает власть, но власть высшую и справедливую, следовательно, совершенную, перед которой все люди равны, по крайней мере, если мы рассматриваем боговластие в иудаизме, христианстве и исламе. Суть теократических настроений более точно
1 Салыгин, Е.Н. Теократическое государство. Электронная библиотека Гуманитарного университета − http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Sal/index.php
переданы замечанием С.Н. Булгакова о том, что подобное преодоление земной, человеческой власти является не стремлением «к безвластию, которое сулит анархия, но к сверхвластию: одно голое отрицание власти пусто и мертво, как и всякое отрицание. А сверхвластие есть не что иное, как боговластие, теократия, которая и есть онтологическое ядро власти, а потому и скрытое ее здание1».
Идеи боговластия не избежала участи множества других теорий, задуманных для блага человечества и претерпевших искажения при их реализации. Насколько закономерно появление в политико-правовой мысли разных народов идеи Божественного правления, настолько же она неосуществима в силу несовершенства человеческой природы, не позволяющей создать достаточное количество граждан/подданных Царства Божьего. Попытками решения дилеммы порочности сущности человека и потребности в высшем руководстве являются создание учений о разновидностях теократии с целью приближения идеала к реальности и ради поддержания жизнеспособности самой теории.
Параграф четвертый «Политические предпосылки развития эсхатологических учений в Иудее. Утопическая идея Божественного Царства и коммунитарные эксперименты»
II–I века до н.э., именуемые в иудейской историографии Хасмонейским периодом (142–63 гг. до н.э.), характеризовались активностью развития религиозной политико-правовой мысли, спровоцированной вторжением эллинистических традиций в устоявшийся быт иудеев. Проникновение эллинизма на территорию Иудеи началось значительно раньше2, но серьезные последствия неумолимо проявились в исследуемую эпоху. Тенденцию к идейному расколу между несколькими социально-политическими группами в связи с расхождениями в ряде теоретических вопросов иудаизма и дальнейшего распространения религиозно-
1 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С.338.
2 Имеется в виду включение Иудеи в состав империи Александра Македонского в 332 г. до н.э.
политических взглядов среди широких слоев еврейского населения, в научной иудейской литературе обычно именуют «сектантством». Иудейская традиция государственности, будучи неотделима от религии, определяет статус политических течений, предлагавших определенную программу дальнейшего развития общества, как религиозно-политических. Не все из них обладали реальной политической властью, какой пользовались, например, фарисеи и саддукеи. Некоторые объединения (ессеи, секта Мертвого Моря, община Бней-Ор и другие), вообще порывали с окружающим миром. И все же, задача каждого из подобных направлений состояла в поиске истинного, правильного, пути индивида и общества, основанного на соблюдении Божественного Закона.
Иосиф Флавий свидетельствует о существовании в иудейской религиозно-политической мысли трех идейных течений: саддукеи, фарисеи и ессеи. Первые два можно, с уверенностью, воспринимать как политические партии, пользовавшиеся определенным влиянием. Ессеи традиционно относятся к числу так называемых эсхатологических сект, наряду с общинами Сынов Света, иудео-христианами, сектой Мертвого Моря (Кумранская община) и рядом других, заслуга которых состоит не только в создании модели совершенного общества, построенного на основе теократического принципа, но и в коммунитарных экспериментах.
Любое религиозно-правовое учение, даже на ранних этапах своего развития, таит в себе множество пробелов, порождающих дискуссии среди специалистов. Не избежал этой опасности и иудаизм. Если вначале это касалось источников, то в дальнейшем, возникли разногласия по поводу их толкования и применимости в меняющихся условиях жизни и общественных отношений. В условиях социальной и политической нестабильности эпохи, как некое идеологическое противодействие, начинают развиваться утопические идеи, подпитываемые эсхатологическими настроениями.
Специфика древне-иудейских (а впоследствии и раннехристианских) утопических концепций, в отличие от мифических представлений
античности, и от идей Нового времени состояла в том, что пророки локализовали идею совершенного общественного устройства не в далеком и необратимом прошлом, и не перемещая его географически, но выражая веру в его реализацию в будущем - в эпоху «конца времен».
Утопические идеи древнееврейских пророков формировались в условиях гражданской войны между Иудеей и Израилем, в которую, в конечном счете, вмешались Ассирия и Египет. Сложившаяся социально-политическая ситуация побудила людей к поискам идеального общественного строя. Именно пророки, по замечанию Шмуэля Айзенштадта, «вызвали к жизни идею мессианства, мысль о Спасителе своего народа и всего мира»1.
Описание идеального миропорядка, приводится в книгах иудейских пророков (Михея и Исайи). Установится власть Яхве над миром, всемирное владычество справедливости и равенства. Народы поймут друг друга и осознают истинную ценность жизни. Разумом и волей они уничтожат зло, и установится желанный мир для всего человечества («не поднимет народ на народ меча и не будет более учиться воевать»2.) Не будет больше войн и насилия, оружие превратится в орудия созидательного труда. Будет создано всемирное царство труда, благосостояния и мира, во главе которого пророки видели царя-Мессию, способного построить мир справедливости и управлять им, руководствуясь «Страхом Господним», удерживающим его от злоупотребления властью. Иерусалим станет примером и всемирным центром, в котором все собравшиеся люди объединят усилия и построят мир-ную жизнь.
Вторая глава «Ветхозаветная и талмудическая теория государства. Концептуальные параллели» исследует своеобразие иудейской теории государства и содержит шесть параграфов.
1 Ш. Айзенштадт Пророки и их социальное учение//М.: «Параллели», 2004. Стр. 63-68
2 Книга пророка Исайи 2:2-4.
Параграф первый «Критический разбор ветхозаветного договора как ключевой идеи древнеиудейского учения о власти и законе» анализирует договорную концепцию Торы, ее особенность, содержание, форму и основные структурные элементы данного договора.
Традиционная библейская история неоднократно описывает заключения договора о создании человеческих общностей и государства. В Ветхом Завете содержатся несколько ключевых эпизодов заключения договора с Богом: соглашение с Адамом, договор с Ноем, Авраамом и договор, заключенный при посредничестве Моисея. Кроме того, не следует забывать о возобновлении Завета с иудейским народом, осуществленном Неемией в период персидского правления. Новый Завет предполагает возобновление Божественного соглашения, ранее достигнутого с иудеями, и распространение его действия на другие народы, воспринявшие концепцию христианства.
Приведены доказательства того, что не святость еврейского народа подвигла Всевышнего на заключение с ним договора и предоставление Израилю особого статуса. Наличие в тексте Писания Божественных предостережений, свидетельствует о том, что иудеи, как и любые другие смертные способны совершить типичные ошибки, присущие человеческой природе. Им предстоит пройти то же испытание, которое до них «не осилили» племена Ханаана и, на момент заключения завета, евреи являются не чем иным, как новой «экспериментальной группой».
Дуализм иудейского учения о происхождении государства состоит в слиянии договорной и божественной теорий, с элементами естественной и психологической и теории насилия. Креационистская направленность иудаизма предполагает наличие у индивидов определенной свободы выбора и, как следствие, - ответственность за результаты этого выбора. Креационизм в религиозной концепции государства нередко воплощается в договорной теории, для аргументации которой необходимо проявление свободной воли и возможность осмысления рисков, приводящая к осознанному и
добровольному объединению людей, отказывающихся от определенной степени собственного произвола ради интересов общего блага.
Религиозные теории, как и многие нерелигиозные, настаивают на несовершенстве человеческой природы, ее непостоянстве, что наводит на мысль о том, что люди, даже объединившись, не в состоянии самостоятельно, т.е. без помощи высших сил создать что-либо универсальное и вечное. В целях оказания такой помощи, Всевышний и предлагает свое участие, как стороны в договоре о создании государства. Подтверждением тому является Божественный закон, в готовом виде дарованный народу.
Параграф второй «Формирование иудейской общности. Идея гражданского общества в иудейской традиции» доказывает, что теория «гражданского общества» уходит корнями в ветхозаветное учение.
Западные исследователи, обратившие свое внимание на наличие в иудейской традиции идеи гражданского общества, противопоставляют общество государству (С. Ласт-Стоун, Н. Зохар). Продуктом Божественного Договора с еврейским народом они видят не государство, а именно «договорное сообщество» (С. Ласт-Стоун).
Г.В.Ф. Гегель полагал, что гражданское общество обычно является более поздним формированием, 
ФИО: Калинина Евгения Валерьевна
Дата защиты: 30.05.2012
ВУЗ: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Специальность: 12.00.01



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru