Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




Глава РФ Владимир Путин утвердил документ, предусматривающий переименование университетских военных кафедр
2019.02.24
На официальном портале правовой информации сообщается, что российский лидер Владимир Путин одобрил указ, в рамках которого университетские военные факультеты (кафедры) отныне будут называться военными учебными центрами. Уточняется, что соответствующие коррективы будут добавлены в ряд документов, в числе ...

Путин заявил, что аспирантура не должна быть продолжением высшего образования
2019.02.20
На встрече с главой Российской академии наук (РАН) Александром Сергеевым он заявил, что аспирантура не должна быть просто продолжением высшего образования, но должна готовить молодых ученых, которые будут осуществлять прорыв в российской науке. Президент РАН Александр Сергеев назвал ситуацию с аспирантурой ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  / 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На правах рукописи

















НОВОЧУК Павел Александрович









ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ
САМОИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ









13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

















Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук











Тамбов 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Тамбовский государственный

университет имени Г.Р. Державина







Научный руководитель:



доктор педагогических наук,

Долженкова Марина Игоревна







Официальные оппоненты:







доктор педагогических наук, профессор

Стрельцова Елена Юрьевна



кандидат педагогических наук, доцент

Калашникова Надежда Николаевна









Ведущая организация:







Кемеровский государственный
университет культуры и искусств







Защита состоится «1» июля 2009 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу: 392006, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал диссертационного совета ауд.216.





С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университете им. Г.Р. Державина и на официальном сайте ТГУ им. Г.Р. Державина http//: tsu.tmb.ru.



Автореферат разослан «___» ______________200___ г.













Ученый секретарь

диссертационного совета



Иванова Н.Н

.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Возросший интерес социума к проблеме этнической самоидентичности, оказывает свое влияние на систему воспитания и образования подрастающего поколения. Этническая самоидентичность во многом зависит от процессов, происходящих в обществе, к каковым на современном этапе можно отнести глобализацию, урбанизацию, европеизацию и как следствие – повышение культурной однородности мира. Преследуя различные интересы, государства создают военно-политические блоки, экономические союзы. Самым ярким примером интеграции в мировом сообществе является создание единого европейского пространства с единой денежной системой и парламентом. Как ценность все чаще провозглашается космополитическая идея «человека мира».

Параллельно с этим отмечается рост национального самосознания и национальных чувств, возрастает значение традиционных культурных ценностей. Это в свою очередь может приводить к стиранию тонкой грани между патриотизмом и национализмом, и как следствие – возникающие конфликты на основе этнической и конфессиональной розни. Следствием этого является распад целого ряда многонациональных государств из-за межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Из чего следует, что формирование «сверхнациональной» или «транснациональной» идентичности носит болезненный и неоднозначный характер. Сложившийся парадокс в сфере этнокультурных процессов требует пристального внимания и поиска решений.

Свою специфику эти противоречия имеют для Российской Федерации вследствие ее многонационального состава. С одной стороны происходит формирование единой «российской» самоидентичности в замен национальной на основе гражданства, а с другой усиливается интерес к национальной культуре и традициям. В современном обществе человек обладает правом выбора в отношении своего этнического самоопределения и свободой самоидентификации с той или иной этнонациональной общностью, это гарантируется Конституцией РФ и Законодательными актами и положениями.

В указе президента РФ Д.А. Медведева «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в Законе РФ «Об образовании», в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» одобренной приказом Министерства образования и науки РФ отмечается, что приоритетными направлениями национальной политики в сфере культуры и образования являются сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа России, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, а также развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей.

Проблема этнической самоидентичности находит отклик в обществе. Создаются этнокультурные центры, национально-культурные общественные организации и движения, деятельность которых направлена на возрождение и сохранение национального самосознания, сохранение самобытности, традиций и историко-культурного наследия народов проживающих на территории Российской Федерации. Примером могут служить – Республиканский центр национальных культур Республики Карелия, Центр национальных культур Краснодарского Края, в г. Иркутске насчитывается 25 национально-культурных центров.

Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, все больше привлекают внимание ученых различных научных областей. Результатом их деятельности являются научные труды и доклады, представленные на научно-практических конференциях (научная конференция «Демографическая модернизация, частная жизнь и идентичность в России», г. Москва, 2002 г.; VII молодежная конференция «Культурная, этническая и религиозная идентичность», г. Санкт-Петербург, 2004 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей», г. Барнаул, 2009 г. и др.). В рамках проводимых конференций затрагиваются вопросы, связанные с исследованием формирования и взаимосвязи гражданской и этнической идентичностей у жителей современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Формирование этнической самоидентичности современной молодежи относится к числу комплексных проблем, разрабатываемых различными гуманитарными науками. Однако решение этой проблемы осложняется недостаточным вниманием в исследованиях советского периода к особенностям этнической самоидентификации, заменой ее на общегосударственную, наднациональную идентичность. В то же время богатый опыт российской научной школы, подкрепленный современными исследованиями этнокультурных, этнопсихологических, этнопедагогических и этносоциологических аспектов национального самоопределения, создает предпосылки для анализа научной разработанности темы.

Этническая идентичность как социально-философская проблема рассматривалась в научных трудах Р.Г. Асылгужин, В.Н. Бадмаева, Д.Н. Батырева, Д.Г. Лавринова, И.В. Малыгиной и др. Социально-философский анализ национального самосознания нашел отражение в работах Д.И. Алексеева, С.Т. Давлиеровой, П.В. Кузнецова, В.И. Пономаренко и др.

Проявления этнической идентичности и актуальность этой проблемы в современном российском обществе отражена в социологических исследованиях Г.У. Кцоевой, В. Мухиной, О.О. Намлинской, С. Павлова, И.А. Снежковой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют теории и концепции в области этнической и кросс-культурной психологии (Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович, В.С. Мухиной, А.А. Налчаджяна, Ю.П. Платонова, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко). Изучению этнокультурных процессов были посвящены труды отечественных этносоциологов – А.Р. Аклаева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевич, Л.М. Сусоколова.

Большой вклад в разработку проблемы этнокультурного воспитания как основы этнической самоидентичности внесли Т.И. Бакланова, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Т.Я. Шпикалова и др. Региональные аспекты этнокультурного образования были рассмотрены в исследованиях М.И. Долженковой, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, Т.К. Солодухиной, Г.Ф. Хасановой и др. Возрастные особенности этнокультурного образования и воспитания были выделены в работах А.Ю. Ахлестиной, А.П. Божедоновой, З.У. Карбеновой и др.

Процессы формирования социальной и социокультурной идентичности нашли отражение в работах И.Л. Гринфельд, Н.Л. Ивановой, Т.А. Чекрыгиной, С.А. Червинской и др. Специфика формирования национального самосознания различных возрастных и социальных групп раскрыта в исследованиях А.А. Байченко, Е.В. Евмененко, Ю.А Идрисовой, И.В. Кожанова, О.Н. Юденко и др.

Особенности этнической идентичности различных народов России на современном этапе развития выявлены в диссертационных исследованиях М.И. Васильевой, В.С. Донгак, К.Н. Казалиевой, Г.Р. Шакуровой, Л.Н. Хаховской, В.Ю. Хотинец и др. Взаимосвязи этнической идентичности и толерантности в межэтническом взаимодействии были рассмотрены в трудах А.А. Выскочил, О.Ю. Гусевой, М.А. Козловой, В.К. Мальковой и др.

Психолого-педагогическое воздействие различных видов традиционной культуры на формирование этнической идентичности и национального самосознания изучено в работах Е.В. Беляевой, Л.К. Зязевой, Л.П. Прокошенковой, О.Н. Тараненко, Е.А. Улымжиевой и др. Специфика формирования и коррекции национального самосознания и этнической идентичности в условиях и средствами культурно-досуговой деятельности рассмотрена в исследованиях Ф.М. Мирахмедова, О.Н. Струковой, А.А. Пугачева, Р.С. Попова и др.

Несмотря на имеющийся опыт изучения, проблема формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности не получила специального рассмотрения.

На основе анализа литературы по исследуемой нами проблеме, были выделены следующие противоречия между:

потребностью общества в сохранении национальной самобытности всех народов РФ и недостаточным вниманием социально-культурных институтов к процессам формирования этнической самоидентичности подрастающего поколения;

активным изучением отдельных прикладных аспектов этнической самоидентичности в различных отраслях педагогики и потребностью практики воспитания в обосновании этой проблемы на уровне целостной концепции, включающей теоретические, дидактические, технологические подходы;

ростом национального самосознания, национальных чувств и интереса к национальной культуре в социально-культурной сфере современной молодежи с одной стороны и отсутствием педагогической модели и целостной социально-культурной технологии формирования этнической самоидентичности;

распространением в молодежной среде идеологии националистических радикальных движений и организаций, негативного влияющих на формирование этнической самоидентичности и неспособностью системы социально-культурного воспитания противостоять этим тенденциям в силу технологического обоснования на уровне профильных программ, методик и других дидактических компонентов.

В связи с необходимостью разрешения выделенных противоречий была сформулирована научная проблема, связанная с обоснованием социально-педагогических подходов социально-культурной деятельности к формированию этнической самоидентичности современной молодежи.

Объект – этнокультурное воспитание молодежи в сфере досуга.

Предмет – педагогические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Цель исследования заключается в изучении педагогических особенностей формирования этнической самоидентичности современной молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

систематизировать теоретико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности;

конкретизировать специфику формирования этнической самоидентичности молодежи;

проанализировать технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

определить социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российских регионах;

разработать комплексную педагогическую модель формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

апробировать авторскую педагогическую программу формирования этнической самоидентичности современной молодежи.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнической самоидентичности молодежи будет наиболее эффективно осуществляться при выполнении следующих условий:

направленности педагогического воздействия на формирование этнической самоидентичности молодежи с учетом разнонаправленного действия компонентов этого явления, его функций, механизмов в процессе социализации данной социально-возрастной группы в условиях социально-культурной деятельности;

разработки целостной технологии формирования этнической самоидентичности молодежи на основе всего комплекса средств, форм и методов социально-культурной деятельности;

создания необходимых социально-педагогических условий (организационно-педагогических, учебно-методических, организационно-правовых, информационно-просветительных) для реализации педагогической модели направленной на формирование этнической самоидентичности молодежи;

подготовки кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями, основывающимися на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, всеобщего массового культуротворчества, преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций, для реализации педагогической модели формирования этнической самоидентичности молодежи.

Методологической и теоретической основой исследования являются идеи и концепции:

в области философии и педагогики важное значение в рамках нашего исследования имеют концепции выдающихся русских ученых, занимавшихся изучением вопроса русской идеи и национального воспитания: Н. Бердяева, И.А. Ильина, Н. Лосского, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого;

в области этнологии и этнографии – теория этноса Ю.В. Бромлея, концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, концепция этнических констант ментальности С.В. Лурье;

в области социологии концепции социальной идентичности П. Бергера, Т. Лукмана, В.А. Ядова;

в области психологии: теории личностной, социальной и этнической идентификации личности – психоаналитические (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм), бихевиористские (М. Шериф), когнитивистские (Г. Тажфел);

в области социальной психологии: теории психологии масс и толп В. Райха, В. Вундта, Г. Лебона, С. Московичи;

в области этнической и кросс-культурной психологии: теории и концепции Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Г.Г. Шпета, И.С. Кона;

в области педагогики и социально-культурной деятельности: концепции этнокультурного образования и воспитания Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой; концепции педагогических, культурно-досуговых и социально-культурных технологий Г.К. Селевко, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

теоретический анализ и обобщение философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической и справочной литературы, педагогическое моделирование;

эмпирические методы (социологический опрос, формирующий и констатирующий эксперименты, тестирование);

статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. В исследовании приняли участие студенты и учащиеся ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, Тамбовского колледжа искусств, Балашовского музыкального училища, а также рабочая молодежь гг. Москвы, Тамбова, Тулы, Узловой (Тульская обл.), Саратова и Балашова (Саратовская обл.). В эксперименте приняли участие более 400 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течении 2006 – 2009 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2006 – 2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ аспектов проблемы, теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, выявление проблемы и противоречий в исследуемой области, постановка задач и формулировка гипотезы исследования).

На втором этапе (2007 – 2008 гг.) разрабатывалась программа и инструментарий экспериментального исследования. Выявлены социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности в ходе констатирующего эксперимента. Начат формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2008 – 2009 гг.) осуществлена обработка и интерпретация полученных в ходе экспериментальной работы данных, проверка эффективности предложенной педагогической модели. Подведены итоги исследования.

Научная новизна состоит в том, что:

на основе систематизации теоретико-методологических подходов к пониманию личностной, социальной, культурной и этнической идентичности, обоснованны структурные компоненты этнической самоидентичности (рациональный, эмоционально-чувственный, ментальный и поведенческий) с учетом современных социально-культурных условий влияющих на идентификационные процессы, протекающие в молодежной среде;

раскрыты особенности формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности связанные с возрастной спецификой социализации, спецификой функциональных проявлений этнической самоидентичности у подрастающего поколения, механизмами формирования этнической самоидентичности и факторами, влияющими на ее трансформацию, раскрыты условия организации социально-культурной деятельности, способствующие формированию позитивной этнической самоидентичности;

обобщены технологические подходы формирования этнической самоидентичности молодежи и выявлены возможности коррекции отдельных ее структурных компонентов с помощью средств, форм и методов социально-культурной деятельности, на основе чего предложена целостная технология формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

на основе результатов социологического исследования были выявлены социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российских регионах (организационно-педагогические, учебно-методические, организационно-правовые, информационно-просветительные). Полученные данные вскрыли ряд проблем, с которыми сталкивается молодое поколение в процессе этнонационального самоопределения и освоения этнокультурного наследия. Были предложены пути и способы решения выявленных проблем, которые послужили основой для создания педагогической модели;

разработана педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности, способствующая осознанию и позиционированию личности себя как части определенной этнической общности, положительному эмоциональному восприятию этого, ценностному отношению к историко-культурному наследию своего народа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

расширена теоретическая база социально-культурной деятельности за счет определения особенностей формирования этнической самоидентичности в условиях и средствами социально-культурной деятельности на базе любительских клубов, художественно-творческих коллективов, этнокультурных центров;

технологические концепции социально-культурной деятельности дополнены обоснованием возможностей их использования как единой целостной технологии формирования и коррекции этнической самоидентичности молодежи;

предложенная педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи включающая совокупность целей, задач, организационно-педагогических условий, технологического блока, уровней сформированности может служить теоретической базой для подготовки специалистов социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы:

в учебном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений при изучении широкого спектра гуманитарных дисциплин (психологии, педагогики, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, этнопедагогики), а также при подготовке лекций, семинаров и практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на специальностях социально-культурная деятельность и народное художественное творчество;

в качестве научно-методического пособия для организации и проведения исследований по изучению этносоциальных и этнокультурных процессов в молодежной среде;

в системе повышения квалификации и переподготовки кадров сферы культуры и образования;

в содержании деятельности работников национально-культурных центров и организаций, любительских клубов и объединений для разработки социально-культурных досуговых программ, направленных на формирование этнической самоидентичности подрастающего поколения.

Положения выносимые на защиту:

положение о теоретико-методологических подходах к пониманию этнической самоидентичности, включающее приоритетные подходы к рассмотрению личностной, социальной, культурной и этнической самоидентичности: символического интеракцианизма (Дж. Мид, И. Гоффман), когнитивистский (Г. Теджфел, Дж. Тернер), психоаналитический (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон), примордиальный (теория этноса Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилев, С.А. Арутюнов), конструктивистский и инструменталистский (Фредерик Барт, С. Хантингтон, В.А. Тишков). На основе обобщения предложенных подходов было уточнено определение понятия этническая самоидентичность, трактуемое как осознание индивидом общности с этносоциальной группой на основе разделяемой культуры, эмоционально-психологическое переживание причастности к этой общности, а также ментально обусловленные формы ее манифестации. Выделены структурные компоненты этнической самоидентичности: эмоционально-чувственный компонент, представляющий комплекс чувств и эмоциональных переживаний по поводу принадлежности к «своей» этнической общности; рациональный компонент, определяющийся совокупностью разворачивающихся во времени рефлексивных процессов; ментальный компонент, содержащий преимущественно иррациональное манифестирование единства этнокультурной общности; поведенческий компонент, включающий различные формы репрезентации принадлежности к данной этнической общности.

положение о педагогических особенностях формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности, к которым были отнесены:

возрастные особенности – в процессе формирования этническая самоидентичность проходит ряд стадий, связанных с определенными возрастными особенностями социализации и психосоциальными кризисами. Особенно критическим является подростково-юношеский возраст вследствие сложных взаимодействий социального влияния с формирующимися личностными ориентациями. При этом процесс формирования этнической самоидентичности личности зависит от специфики проявления возрастных особенностей в той или иной национальной культуре и социокультурной среде;

функциональные особенности – этническая самоидентичность выполняет адаптационную, дифференцирующую и интегрирующую функции, на основе которых фиксируется определенный уровень единства и целостности этнической общности. Выделенные функции актуализируются на определенных этапах историко-культурного развития общества или становления отдельной личности, сменяя друг друга и взаимодополняя;

учет в технологиях социально-культурной деятельности специфики проявления психологических механизмов (проекция, вытеснение, сопротивление, сублимация, трансфер, регрессия) в формировании этнической самоидентичности в молодежной среде, обусловленной их амбивалентной природой. С одной стороны, выделенные психологические механизмы способствуют процессу формирования позитивной этнической самоидентичности, а с другой, в крайних своих проявлениях могут приводить к различным видам трансформации этого явления (этноцентризм, гиперэтническая идентичность, ксенофобия, этническая индифферентность, этнонегативизм, этнонигилизм), что предполагает преобладание превентивных, развивающих и корректирующих методик в досуговых молодежных программах.

положение о технологических подходах к формированию этнической самоидентичности молодежи. Для формирования позитивной этнической самоидентичности молодежи необходимо создание целостной, структурированной технологии, оказывающей всестороннее формирующее воздействие на все выделенные компоненты этнической самоидентичности. Предложенная технология представляет собой когнитивный, эмотивный, поведенческий блоки и комплекс интегрированных традиционных технологий социально-культурной деятельности (этнокультурных, межнационального и межкультурного сотрудничества, рекреационных и реабилитационных, информационно-просветительных, культуротворческих и культуроохранных, исследовательских), оказывающих на них всестороннее воздействие.

положение о социально-педагогических условиях формирования этнической самоидентичности молодежи. Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить внешние условия, определяющие особенности социализации и взаимодействия молодежи с ее окружением, к которым относятся социокультурные (социальные, экономические, политические) и этнокультурные процессы (демографические, миграционные), этнокультурная среда проживания (моноэтническая, полиэтническая), а так же социально-педагогические условия отражающие особенности педагогической организации досуга молодежи:

Организационно-педагогические условия – интеграция деятельности образовательных, культурно-досуговых, социальных учреждений; создание многоуровневой преемственной системы этнокультурного образования с учетом региональной специфики на базе учреждений различного типа и уровня; выделение в структуре клубных учреждений специализированных сегментов, занимающихся работой с молодежью и создание отдельных молодежных этнокультурных центров основным направлением деятельности, которых является формирование этнической самоидентичности; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов социально-культурной деятельности, компетентных в сфере этнокультурного воспитания;

Информационные и научно-методические условия – внедрение в педагогический процесс инновационных технологий и комплексной педагогической программы формирования этнической самоидентичности молодежи основанной на применении принципов, средств, форм и методов социально-культурной деятельности; издание учебно-методических пособий для социально-культурных работников и организаторов досуга молодежи, создание блока тестовых методик диагностики сформированности этнической самоидентичности, разработка психолого-педагогических тренинговых программ; создание электронных баз данных, использование в информационно-просветительной работе интернет-технологий и социальной сети интернета;

Организационно-правовые условия – обеспечение деятельности этнокультурных молодежных организаций, объединений, любительских творческих коллективов посредством разработки и принятия на федеральном и региональном уровнях правовых нормативных актов, законов, указов, концепций, положений, стратегий развития регулирующих сферу этнокультурного воспитания и образования;

Материально-технические – совершенствование и модернизация материально-технического оснащения культурно-досуговых молодежных этнокультурных учреждений (аудио-, видеотехники, компьютеров, реквизита, декораций, костюмов и т.п.); создание условий удовлетворяющих коммуникативным потребностям молодежной субкультуры – создание виртуальных этнокультурных музеев, выставок, медиатек и т.п.;

педагогическая модель формирования этнической самоидентичности, включающая следующие компоненты: социокультурные и этнокультурные условия, формирующие социальный заказ; этнокультурное образование и воспитание, определяющие технологические подходы; технологический блок, оказывающий воздействие на отдельные компоненты этнической самоидентичности; критерии сформированности и заданный уровень сформированности этнической самоидентичности как конечный результат. Предложенная педагогическая модель направлена на формирование знаний, умений и навыков в области народной художественной культуры, целенаправленно воздействует на сферу эстетических и нравственных качеств личности, сферу практической деятельности личности (трудовую, общественную, художественно-прикладную).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов и выступлений в рамках всероссийской научно-практической Internet-конференции «Педагогические технологии в системе подготовки специалистов» (Тамбов, 2006), всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы развития социально-культурной деятельности и сферы туризма» (Тамбов, 2007), межвузовского круглого стола «Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи» (Москва, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов, 2008), конференции «Духовное наследие М.К. Тенишевой и проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры» (Смоленск, 2008 г.), всероссийской научно-практической конференции «Монастырская культура России: опыт, современное состояние» (Тамбов, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы вузовской науки: тоеретические и практические аспекты» (Тамбов, 2008), всероссийской научно-практической конференции XIV Державинские чтения (Тамбов, 2009).

Результаты исследования нашли отражение в 8 научных публикациях автора в виде научных статей, общим объемом 2,5 п.л.

Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечена методологической согласованностью с теориями и концепциями различных областей знаний, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, комплексом теоретических и эмпирических методов (адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования), корректностью и комплексностью их применения, достаточностью и надежностью выборки испытуемых, применением математических методов обработки статистических данных.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, охарактеризована степень её научной разработанности, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, рассмотрены его теоретические и методологические основы, отражены организация и этапы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимы на защиту, приведены сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе «Психолого-педагогические особенности формирования этнической самоидентичности молодежи в социально-культурной среде» проведён теоретический анализ исследуемой проблемы, раскрыты сущность и содержание этнической самоидентичности молодежи, проблемы и особенности ее формирования в условиях социально-культурной деятельности.

В первом параграфе «Теоритико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности» систематизированны теоретико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности, включающее приоритетные подходы к рассмотрению личностной, социальной, культурной и этнической самоидентичности: символического интеракцианизма (Дж. Мид, И. Гоффман), когнитивистский (Г. Теджфел, Дж. Тернер), психоаналитический (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон), примордиальный (теория этноса Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилев, С.А. Арутюнов), конструктивистский и инструменталистский (Фредерик Барт, С. Хантингтон, В.А. Тишков).

На основе обобщения предложенных подходов были обоснованны структурные компоненты этнической самоидентичности:

Эмоционально-чувственный компонент этнической идентичности представляет собой комплекс чувств и эмоциональных переживаний народа по поводу принадлежности к «своей» этнической общности и может включать как положительные национальные чувства (патриотизм, национальная гордость и др.), так и отрицательные (национальная неприязнь, ненависть, шовинизм, этноцентризм и др.);

Рациональный компонент определяется совокупностью разворачивающихся во времени рефлексивных процессов, представляющих собой этническое самосознание индивида, формирующееся на основе этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаков (этноним, этнические стереотипы, территория проживания, национальный язык, религия, традиционная культура);

Ментальный компонент содержит преимущественно иррациональное манифестирование единства этнокультурной общности, обусловленное бессознательными элементами этнической самоидентичности (коллективное бессознательное, архетипы, национальный характер, константы ментальности этноса);

Поведенческий компонент включает в себя различные формы репрезентации принадлежности к данной этнической общности и формируется совокупностью эмоционально-чувственного, рационального и ментального компонентов. Поведенческий компонент может рассматриваться как индикатор этнической самоидентичности личности.

На основе систематизации теоретико-методологических подходов к изучению данной проблемы и обобщения структурных компонентов было уточнено определение понятия этническая самоидентичность, трактуемое как осознание индивидом общности с этносоциальной группой на основе разделяемой культуры, эмоционально-психологическое переживание причастности к этой общности, а также ментально обусловленные формы ее манифестации.

Во втором параграфе «Специфика проявлений этнической самоидентичности молодежи в социально-культурной деятельности» выявлены особенности педагогической организации досуга молодежи в условиях социально-культурной деятельности связанные со спецификой формирования этнической самоидентичности данной социально-возрастной группы, заключающейся в особенностях ее социализации, функциональных особенностях этнической самоидентификации, особенностях протекания психологических механизмов формирования этнической самоидентичности.

Специфика работы с молодежью в социально-культурной деятельности обусловлена тем, что особенно критическим в процессе формирования этнической самоидентичности является подростково-юношеский возраст вследствие сложных взаимодействий социального влияния с формирующимися личностными ориентациями. На более ранних этапах этническая самоидентификация происходит на уровне подражания ближайшему социальному окружению, а на стадии зрелого возраста человек является относительно независимым от социальных воздействий.

Педагогическая организация досуга молодежи определяется функциональными особенностями процессов социализации и этнической самоидентификации, которые обусловлены стремлением найти свое место в жизни, обрести самостоятельность, жизнеспособность, взрослость. Это связанно с тем что, являясь одним из видов социальной идентичности, этническая идентичность выполняет адаптационную, дифференцирующую и интегрирующую функции. Наиболее эффективно реализация функций этнической самоидентичности будет осуществляться в условиях социально-культурной деятельности, где для удовлетворения потребности молодежи в самореализации предоставляются наиболее широкие возможности.

Потребность в адаптации, в чувстве защищенности и сопричастности к этносоциальной группе, т.е. в этнической самоидентификации достигается за счет действия защитных механизмов психики (проекция, вытеснение, сопротивления, сублимации, трансфера, регрессии). Особенности их влияния на формирование этнической самоидентичности, заключающиеся в том, что они с одной стороны способствуют процессу формирования позитивной этнической самоидентичности, а с другой, в крайних своих проявлениях могут приводить к различным видам трансформации этого явления (этноцентризм, гиперэтническая идентичность, ксенофобия, этническая индифферентность, этнонегативизм, этнонигилизм), требуют учета в технологиях социально-культурной деятельности, используемых при работе с молодежью. Это проявляется в широком применении развивающих и корректирующих методик в досуговых молодежных программах направленных на формирование позитивной этнической самоидентичности.

Выявленные особенности формирования этнической самоидентичности молодежи послужили основой для обоснования технологических подходов организации этого процесса.

В третьем параграфе «Технологическое обеспечение формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности» обобщены технологические подходы формирования этнической самоидентичности молодежи, на основе чего создана целостная технология формирования этнической самоидентичности молодежи.

Технология формирования этнической самоидентичности молодежи наиболее успешно будет реализована именно в условиях социально-культурной деятельности, где обеспечивается широкий спектр возможностей для самореализации, основанный на добровольном выборе. При этом самоуправляющие механизмы будут реализованы в удовлетворении социальных потребностей в общении, общественной деятельности, направленных на формирование социальных установок, ценностных ориентаций, мировоззрения и становления Я-концепции личности через этническое самоопределение.

Выделенные компоненты этнической самоидентичности позволили структурировать блоки предложенной технологии: когнитивный, эмотивный, поведенческий. На основе содержания технологии были сформулированы критерии сформированности этничечкой самоидентичности молодежи для каждого блока: когнитивный – осознание себя как представителя этнонациональной группы, знание истории и культуры своего народа, региональных особенностей; эмотивный – положительные национальные чувства, патриотизм, гордость, этническая толерантность; поведенческий – присутствие народных традиций и обычаев в повседневной жизни, позиционирование себя как представителя этнонациональной общности.


Технология формирования этнической самоидентичности базируется на традиционных технологиях социально-культурной деятельности (этнокультурных, межнационального и межкультурного сотрудничества, рекреационных и реабилитационных, информационно-просветительных, культуротворческих и культуроохранных, исследовательских), которые оказывают целенаправленное формирующее воздействие на все выделенные компоненты этнической самоидентичности.

Во второй главе «Технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи в современной социально-культурной деятельности» определены педагогические факторы и условия реализации формирования этнической самоидентичности молодежи, осуществлено моделирование исследуемого процесса, приведены результаты опытно-экспериментальной работы.

В первом параграфе «Социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российский регионах» представлены результаты констатирующего эксперимента, осуществленного в городе Москва, а также в Саратовской, Тамбовской и Тульской областях выборочная совокупность которого составила более 350 человек.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: выявить признаки, на основании которых респонденты относят себя к определенной национальности, и какое значение имеет для них национальная принадлежность; определить проявление национально-психологических особенностей и этнических стереотипов в поведении и мышлении; выяснить значение традиционной культуры в жизни современной молодежи; установить важность семейных традиции и ценностей в процессе этнической самоидентификации; выявить отношение респондентов к национальному языку как носителю ценностных представлений народа; конкретизировать социально-культурные аспекты формирования этнической самоидентичности современной молодежи.

На основе поставленных задач была разработана анкета полуоткрытого типа, состоящая из 51 вопроса, которые для удобства анализа условно были разделены на 5 блоков: 1) социально-демографический, направленный на получение необходимой для анализа информации о респондентах (пол, возраст, род профессиональной деятельности, уровень доходов, место проживания); 2) блок вопросов, определяющий, значение имеет национальная принадлежность для современной молодежи и на основе каких признаков респонденты относят себя к той или иной национальности; 3) блок, состоящий из вопросов, выявляющих национально-психологические особенности респондентов и их роль в повседневной жизни; 4) блок вопросов, с помощью которого устанавливалась степень включенности респондентов в национальную культуру (народное художественное творчество, хозяйственно-бытовая сфера, религия); 5) блок, вопросы которого направлены на определение роли семьи и национального языка в процессе этнической самоидентификации.

Результаты эксперимента показали, что более половины опрошенных гордятся тем, что являются представителями своей национальности (59 %), но при этом примерно для каждого пятого респондента национальная принадлежность не имеет большого значения (21,2 %), а каждый десятый считает себя «гражданином мира» (10,5 %). При этом респонденты недооценивают роли государства и социально-культурных институтов в воспитании положительных национальных чувств. Об этом свидетельствует то, что только 17,1 % – полагают, что такое направление педагогического воздействия должно стать частью государственной политики, 13,4 % – должно осуществляться в школе, 6,6 % считают необходимым задействовать средства массовой информации. Это подчеркивает недостаточность работы в этом направлении самих социальных институтов.

Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о том, что среди респондентов достаточно большой процент тех, кто может принять националистическую позицию (44 %). Это показывает необходимость формирования этнической толерантности и культуры межнационального общения у современной молодежи.

Полученные данные свидетельствуют, что современная семья не в полной мере выполняет функцию передачи от поколения к поколению национальной культуры, традиций. Теряет свое значение и национальный язык, оставаясь лишь этнодифференцирующим признаком. Характерно это и для национальной культуры. Только отдельные ее виды, сохранившиеся в хозяйственно-бытовой сфере, продолжают выполнять функцию этнической самоидентификации. Религиозная культура, народная художественная культура не являются частью повседневной жизни современной молодежи и знания в этой области поверхностны и не полны. Это объясняется и тем, что в образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание народной культуре.

Выявленные недостатки и противоречия в процессах формирования этнической самоидентичности современной молодежи свидетельствую о необходимости соблюдения ряда социально-педагогические условий, среди которых были выделены общие, оказывающие влияние на определенную этносоциальную группу, к которой принадлежит индивид, а также условия, относящиеся непосредственно к сфере социально-культурной деятельности и содержащие особенности педагогической организации досуга. Более подробно социально-педагогические условия представлены в разделе «Положения выносимые на защиту».

Во втором параграфе «Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования этнической самоидентичности молодежи» дано описание хода и результатов формирующего эксперимента, осуществленного в период с 2007 по 2009 гг., базой которого выступили Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, Тамбовский колледж искусств и Балашовское музыкальное училище.

Целью проведенного эксперимента являлось формирование позитивной этнической самоидентичности современной молодежи в условиях и средствами социально-культурной деятельности.

Задачи эксперимента были сформулированы следующим образом: апробировать экспериментальную педагогическую модель формирования этнической самоидентичности молодежи; внедрить и проверить эффективность авторской педагогической программы дискуссионного клуба «Этническое самоопределение»; выявить показатели воздействия предусмотренных педагогической моделью параметров на ход и результаты формирования этнической самоидентичности молодежи.

В основу эксперимента была положена педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи (рис. 1). Предложенная модель методологически опирается на концепции русских философов занимавшихся изучением вопроса русской идеи и национального воспитания (Н. Бердяев, И.А. Ильин, Н. Лосский, Ф.М. Достоевский и др.), сочетает достижения современной отечественной и зарубежной педагогической науки и практики, разработок в сфере социально-культурной деятельности с элементами традиционной народной педагогики.

По ориентации на личностные структуры педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи направлена на формирование знаний, умений и навыков в области народной художественной культуры, затрагивать сферу эстетических и нравственных качеств личности, сферу практической деятельности личности (трудовую, общественную, художественно-прикладную).

В предложенной педагогической модели отражены социально-культурные и этнокультурных условий, в которых будет осуществлен эксперимент. Для формирования этнической самоидентичности молодежи важным фактором будут социокультурные процессы, происходящие в современном обществе и затрагивающие непосредственное окружение индивида (социальные, экономические, политические и др.). Так же немаловажным фактором является этокультурная среда, в которой будут протекать процессы социализации и этнической самоидентификации. Большое значение имеет полиэтничность или моноэтничность региона проживания, ближайшего окружения, семьи, коллектива и т.д.

Все указанные факторы оказывают влияние на формирование социального заказа, отражающего потребности общества и отдельной личности. Осуществление социального заказа на формирование позитивной этнической самоидентичности молодежи должно осуществляться на основе концепций и положений этнокультурного воспитания и этнокультурного образования, которые будут являться основополагающими при разработке технологического блока педагогической модели. Технологии и разнообразные средства, формы и методы социально-культурной деятельности направленные на формирование отдельных компонентов этнической самоидентичности, взаимодополняя друг друга представляют собой единую целостную технологию формирования этнической самоидентичности молодежи. Созданная технология нашла выражение в социально-культурной программе молодежного дискуссионного клуба «Этническое самоопределение».

Оценка эффективности предложенной педагогической программы осуществлялась на основе выдвинутых критериев сформированности компонентов этнической самоидентичности: рационального – осознание себя как представителя определенной этнонациональной группы, знание истории и культуры своего народа, региональных особенностей; эмоционально-чувственного – наличие позитивных национальных чувств, таких как патриотизм, национальная гордость, а так же этническая толерантность; поведенческого – позиционирование себя как представителя этнонациональной общности, присутствие народных традиций и обычаев в повседневной жизни. Наличие предложенных критериев свидетельствовало о заданном уровне сформированности этнической самоидентичности.

Опытно-экспериментальная работа по теме научного исследования осуществлялась в три этапа. Для проведения эксперимента были сформированы четыре экспериментальных и две контрольных группы на базе высших и средних специальных учебных заведений общим количеством более 100 человек.

Первый – диагностический этап эксперимента предполагал исследование общего и индивидуального уровней сформированности выделенных нами ранее компонентов этнической самоидентичности (рациональный, эмоционально-чувственный, ментальный, поведенческий) посредством применения к испытуемым ряда тестовых методик.

В соответствии с выделенными компонентами для определения показателей эффективности сформированности этнической самоидентичности студентов были обоснованны соответствующие уровни (высокий, средний, низкий).

Проведенные тестовые замеры на первом этапе исследования выявили примерно одинаковые показатели сформированности этнической самоидентичности в контрольных и экспериментальных группах.



































компоненты этнической самоидентичности

чувственно-инстинктивный

рациональный

(самосознание)

ментальный

поведенческий

патриотизм, национальная гордость, национальный вкус, национальная неприязнь, шовинизм, этноцентризм

этноним, этнические стереотипы, территория, язык, религия, этноконсолидирующие признаки, этнодифференцирующие признаки, культура

коллективное бессознательное, архетипы, константы ментальности этноса, национальный характер

манифестация, репрезентация, ритуал, ориентация на национальную культуру, уровень вовлеченности



















технологии социально-культурной деятельности





















































































































































































































































патриотизм,

национальная гордость, этническая толерантность

осознание себя как представителя этнонациональной группы, знание истории и культуры своего народа, региональных особенностей

присутствие народных традиций и обычаев в повседневной жизни, позиционирование себя как представителя этнонациональной общности















Рис. 1 Педагогическая модель формирования этнической самоидентичности





Второй – формирующий этап эксперимента предполагал апробацию и внедрение разработанной педагогической программы молодежного дискуссионного клуба «Этническое самоопределение».

На этом этапе эксперимента предполагалось осуществление целенаправленного педагогического воздействия в следующих направлениях: усвоение теоретических основ, характеризующих этническое сознание; психолого-педагогические тренинги, направленные на формирование положительной этнической самоидентичности и коррекции этнофункциональной рассогласованности; самостоятельная работа по изучению особенностей этнохудожественного сознания; исследовательская работа, способствующая более глубокому изучению проблем этнической идентичности и культурно-досуговые мероприятия.

Вследствие этого педагогическая программа дискуссионного клуба была построена из четырех блоков: 1) информационно-образовательный блок, предполагающий ряд тем и вопросов для обсуждения с аудиторией, 2) исследовательский блок, 3) блок психолого-педагогических тренингов и 4) блок культурно-досуговых мероприятий.

На заключительном контрольном этапе эксперимента подводились итоги проделанной работы, и проводился сравнительный анализ результатов тестирования до и после формирующего этапа эксперимента. Так же как и на начальном этапе сформированность этнической самоидентичности изучалась относительно выделенных в ее структуре компонентов посредством применения серии тестовых методик.

Полученные в ходе тестирований данные на этом этапе эксперимента выявили значительное увеличение показателей сформированности этнической самоидентичности в экспериментальных группах по сравнению с контрольными (рис. 2).





Рис. 2 Показатели сформированности этнической

самоидентичности до и после эксперимента



Результаты тестирования выявили существенные позитивные продвижения в показателях сформированности этнической самоидентичности и отдельных ее компонентов. Окончательный анализ полученных изменений уровня сформированности этнической самоидентичности в экспериментальных и контрольных группах дает основание утверждать, что реализованные социально-педагогические условия, разработанная педагогическая модель и внедренная педагогическая программа, действительно способствуют положительной динамике исследуемого процесса.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о достижении ее цели, выполнении задач и подтверждении справедливости выдвинутой гипотезы.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Социально-культурные аспекты формирования этнической самоидентичности современной молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – вып. 5 (61);

Прочие публикации по теме диссертации:

Изучение этнохудожественного сознания в системе высшего этнокультурного образования // Педагогические технологии в системе подготовки специалистов: материалы Всероссийской научно-практической Internet-конференции. – Тамбов, 2006;

Социально-культурные аспекты этнической самоидентификации молодежи // Опыт и перспективы развития социально-культурной деятельности и сферы туризма: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов, 2007;

Воспитание ценностных ориентаций в процессе формирования этнической самоидентичности молодежи // Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи: Материалы межвузовского «круглого стола». – М., 2008;

Освоение черт национального характера в процессе этнической самоидентичности подрастающего поколения // Духовное наследие М.К. Тенишевой и проблемы сохранения, развития традиционной народной культуры. Материалы научно-практической конференции. – Смоленск, 2008;

Формирование этнической самоидентичности будущих специалистов социально-культурной деятельности // Совершенствование системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (апрель 2008 г.). – Тамбов, 2008;

Опыт изучения религиозного компонента формирования этнической самоидентичности современной молодежи // Монастырская культура России: опыт, современное состояние: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Ноябрь 2008 г. / Отв. ред. Е.И. Григорьева; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 2003 с;

Роль этнических стереотипов в процессе этнической самоидентичности современной молодежи // Актуальные проблемы вузовской науки: тоеретические и практические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1 декабря 2008 г., Тамбов / Редкол.: В.М. Юрьев, Н.Н. Болдырев (отв. ред.) и др.; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Общественная организация – Тамбовское областное отделение Академии гуманитарных наук. Тамбов, 2008.

 
ФИО: НОВОЧУК Павел Александрович
Дата защиты: 01.07.2009
ВУЗ: Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина
Специальность: 13.00.05



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru