Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




Рособрнадзор начинает национальные исследования качества образования
2014.09.22
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает серию национальных исследований качества образования (НИКО). В последние годы одной из ключевых проблем развития общероссийской системы оценки качества образования является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур ...

Рособрнадзор запретил 11 вузам прием обучающихся
2014.09.22
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в связи с неисполнением выданных по результатам проверок предписаний запретила прием обучающихся в следующие образовательные организации: НЧОУ ВПО «Национальный институт недвижимости и инвестиций» НЧОУ ВПО «Армавирский социально-психологический ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Дестинация как концепт развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования / 

Дестинация как концепт развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования

На правах рукописи
ПАВЛОВА Элла Николаевна
Дестинация как концепт развития
региональной системы непрерывного
профессионального туристского образования

13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва 2009
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии
Российской международной академии туризма.

Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор,
действительный член РАО
Жураковский Василий Максимилианович;
доктор педагогических наук, профессор
Шишов Сергей Евгеньевич;

доктор педагогических наук
Сорокина-Испалатова Татьяна Васильевна.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Защита состоится «__» __________ 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Октябрьская, 10, микрорайон Сходня, г. Химки, Московская область, 141420, зал диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, 7, микрорайон Сходня, г. Химки, Московская область, 141420, читальный зал.

Автореферат разослан «__» _________ 2010 года и размещен на сайте ВАК в сети Интернет – http://vak.ed.gov.ru.


Ученый секретарь
диссертационного совета В. Ю. Питюков

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Создание новой модели российского образования, в том числе, и профессионального, основывается на адекватных требованиях рыночной экономики и социальных ценностях общества. Туризм как сравнительно недавно возникшая отрасль экономики особенно активно реагирует на построение профессионально-квалификационной структуры, отвечающей потребностям туристских предприятий и обеспечивающей их развитие на уровне мировых стандартов. За последние годы отмечаются значительные достижения теории и практики профессионального туристского образования в создании и развитии профессиональных структур, обслуживающих туризм.
Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального туристского образования разработаны в фундаментальных исследованиях И. В. Зорина, В. А. Квартальнова. Научно обоснована и внедрена в практику квалификационно-дидактическая структура профессий, специальностей и специализаций в туризме (И. В. Зорин, А. И. Зорин), определены основные направления диверсификации непрерывной многоуровневой системы профессионального туристского образования (А. И. Сесёлкин). Региональные аспекты развития профессионального туристского образования раскрыты в исследованиях О. В. Пироговой, О. А. Щербаковой, Т .К. Горячевой. О. В. Пирогова рассмотрела профессиональное туристское образование с точки зрения развития рекреационных ресурсов региона. О. А. Щербаковой описаны современные технологии профессиональной подготовки специалистов различного уровня в региональной системе профессионального туристского образования. Исследованию развития региональной системы профессионального туристского образования в условиях региональной образовательной среды посвящена докторская диссертация Горячевой Т. К.
Исследование проблемы профессионального туристского образования базируется на новой парадигме непрерывного профессионального образования, отвечающей современным требованиям экономической и социальной сфер развития общества, которая разработана в научных трудах А. М. Новикова.
Анализ исследований показывает, что профессиональное туристское образование нуждается в научной обоснованности и систематизации потребности в туристских кадрах различного уровня, которые бы обеспечивали развитие их мобильности в условиях развивающейся экономики и социальной сферы региона. Особенно это актуально для региональной системы профессионального туристского образования, которая базируется на местных туристских ценностях и подвержена изменениям как во временном, так и в пространственном отношениях. На наш взгляд, объективно существующей реальностью проектирования системы непрерывного профессионального туристского образования в условиях региона является туристская дестинация, которая обеспечивает инновационность регионального туристского образования и повышает его конкурентную способность, так как с точки зрения ряда исследователей именно местные туристские дестинации эффективны в освоении мирового и внутреннего туристских рынков. В определении сущности туристской дестинации мы опираемся на исследование А. И. Зорина, который рассматривает дестинацию как объект регионального проектирования в представлении территориальных, рекреационных систем разных уровней: страна-регион-ландшафт-центр-предприятие-маршрут .
Туристская дестинация понимается как некая социально-географическая местность (место, регион, город, деревня, парк атракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, которая располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений.
Показатели устойчивого развития туризма определяются устойчивым развитием туристских дестинаций. Н. П. Костяев, считает, что дестинации, особенно местные, предвидят и контролируют эволюционные процессы, связанные с состоянием окружающей среды, решают социально-экономические задачи, сегментируют туристский рынок и управляют им. Это дает основание для вывода о том, что туристскую дестинацию можно рассматривать как константу развивающейся региональной системы непрерывного туристского образования.
Под туристской дестинацией в данном исследовании понимается многокомпонентная составляющая любого туристского путешествия, характеризующая его географические, социально-культурные, регионально-этнографические и сервисные ценности, значимость которых определяется условиями изменившейся эпохи, общественного строя, социально-экономической ситуации. Например, современной туристской дестинацией является Калевала как географическая местность, в которой произошло зарождение и развитие карельского национального эпоса «Калевала», представляющая этнографический туризм на основе культуры и традиций карельского народа.
Анализ исследований позволил сделать вывод, что до настоящего времени проводились исследования туристских дестинаций , в основном, с точки зрения экономики и социологии, хотя ряд авторов отмечают значение туристских дестинаций в определении кадровой структуры специалистов для туризма (А. Ф. Горохов, С. С. Николаев, Н. П. Костяев). Мы рассматриваем туристскую дестинацию в данном исследовании как концепт развития регионального профессионального туристского образования. Концепт – смысловое значение понятия т.е. содержание понятия, объем которого есть предмет этого понятия . Под концептом в данном исследовании мы понимаем смысловое, системооопределяющее, константное значение туристской дестинации в развивающейся системе профессионального туристского образования.
Значимость туристских дестинаций как концепта формирования и развития региональной системы профессионального туристского образования обоснована совокупностью противоречий, сложившихся между:
- потребностью региона в развитии туристской дестинации и отсутствием профессионально-квалификационного её осмысления в региональной системе профессионального туристского образования;
- научным представлением туристских дестинаций как объекта экономики, географии, экологии и отсутствием методологических оснований в теории и методике профессионального туристского образования, обеспечивающих системный подход к использованию их потенциала в развитии региональной системы профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля;
- необходимостью осмысления имеющегося регионального потенциала туристской дестинации в развитии региональной системы туризма;
- отсутствием подготовки кадров к осуществлению этой деятельности;
- определением туристских дестинаций как концепта развития специальностей и специализаций профессионального образования туристского профиля в региональной системе непрерывного профессионального туристского образования и отсутствием специальных разделов теории и методики профессионального образования для организации учебного процесса по подготовке таких специалистов в условиях образовательного учреждения;
- потребностью учебных заведений туристского профиля в изучении туристских дестинаций и отсутствием дидактической модели их изучения в региональной системе непрерывного профессионального туристского образования, в том числе отсутствием вариативных учебных программ, компонентов моделей туристских дестинаций, созданных на основе их типологии;
- потребностью туризма как многоотраслевого компонента экономики в продвижении на внешний и внутренний туристский рынок туристского продукта, основанного на использовании региональных туристских дестинаций и отсутствием специалистов, способных на высоком профессиональном уровне создать такой туристский продукт.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и эмпирической разработке туристских дестинаций как концепта в региональной профессиональной подготовке.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическая разработка системы региональной профессиональной подготовки туристских кадров на основе туристских дестинаций.
Объект исследования – процесс развития региональной системы профессионального туристского образования.
Предмет исследования - туристская дестинация как концепт развития региональной системы профессионального туристского образования.
Проблема, цель, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования: региональные туристские дестинации как концепт будут воздействовать на состав, структуру и способствовать развитию регионального профессионального туристского образования адекватно требованиям рынка труда в социально-экономической системе региона, если:
- смыслообразующая функция, определяющая дестинацию как концепт, формирующий региональное профессиональное туристское образование, будет проявляться в определении содержания профессионального образования, построении иерархической структуры профессиональной подготовки и видов профессиональной деятельности, технологий подготовки специалистов для туристских дестинаций;
- модель региональной профессиональной структуры туристского образования будет системно представлять профессиональные квалификационные требования, уровни профессиональной квалификации, организационные и дидактические условия подготовки специалистов с учетом перспектив развития туристских дестинаций;
- условия, направленные на повышение эффективности регионального профессионального туристского образования, развивающегося с учетом туристских дестинаций, будут определяться организационным, педагогическим, мотивационным аспектом жизнедеятельности туристских дестинаций;
- программно-методическое обеспечение профессиональной подготовки кадров для туристских дестинаций будет представлено совокупностью учебно-методических комплектов, учитывающих специфику профессиональной деятельности в условиях туристских дестинаций.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние и тенденции развития туризма с целью выявления сущности туристской дестинации как концепта развития регионального профессионального туристского образования.
2. Разработать концепцию регионального проектирования дестинации в целях развития профессионального туристского образования.
3. Разработать типологию и структуру региональных туристских дестинаций и на этой основе определить направления развития профессиональной подготовки туристских кадров в условиях региона.
4. Выявить принципы развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций.
5. Спроектировать модель региональной структуры профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций.
6. Выявить совокупность условий эффективного развития профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций.
7. Разработать и экспериментально проверить программно-методическое обеспечение профессионального обучения студентов в региональной системе туристского образования с учетом развивающихся туристских дестинаций.
Методология исследования базируется на общефилософском системном подходе к познанию и преобразованию педагогической действительности, основанному на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых явлений, их трансформации, интегрирующих научно-теоретическую, психолого-педагогическую и практическую подготовку туристских кадров на положениях о диалектике социального, культурного и образовательного пространств, системном, личностно-деятельностном и аксиологическом подходах (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Н. Лихачев, Н. Н. Нечаев (митрополит Питирим), А. М. Новиков, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин и др.).
Теоретической базой исследования выступают теоретические положения педагогики и психологии профессиональной деятельности (В. А. Адольф, С. Я. Беличева, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. Г. Кинелев, В. С. Лазарев, М. М. Левина, А. Н. Лейбович, В. С. Леднев, А. М. Новиков, К. К. Платонов, В. А. Решетова, В. Д. Шадриков и др.); теории профессионализма (А. А. Деркач, А. К. Маркова, А. А. Сербацкий, В. А. Сластенин и др.); идеи формирования содержания профессионального образования (А. А. Андреева, Ю. К. Бабанский, А. С. Батышев, С. Я. Батышев, В. А. Ермоленко, Н. Н. Козлова, Г. К. Кучинская, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, Л. Г. Семушина и др.); концепции западных школ социальной антропологии туризма (C. K. Brightbill, E. Cohen, W. Harper и др.), экономики и менеджмента туризма (R. L. Blomstrom, J. Boyd, C. Cooper, J. Fletcher, D. Gilbert, S. Wanhill, R. Westfall и др.), гостеприимства и технологии туризма (R. L. Almarode, R. M. Angelo, A. N. Vladimir и др.); российских школ рекреации (Ю. А. Веденин, И. В. Зорин, В. М. Кривошеев, Л. И. Мухина, В. С. Преображенский и др.), экскурсоведения и социального туризма (В. П. Голов, И. А. Дрогов, Б. В. Емельянов, В. А. Квартальнов, Л. В. Курило, А. А. Остапец-Свешников и др.); исследования, посвященные педагогике туризма (В. И. Жолдак, В. А. Кальней, В. А. Квартальнов, К. В. Кулаев, А. А. Остапец-Свешников, А. И. Сеселкин, С. Е. Шишов и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, публикаций педагогической и периодической печати, учебно-программной документации, изучение массового педагогического опыта; моделирование интеграционных процессов в развитии региональной системы педагогического образования, анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик, педагогический эксперимент, математические методы.
Экспериментальной базой исследования являлись образовательные учреждения Республики Карелия, турфирмы, заповедники, национальные парки, муниципальные образования. В эксперименте участвовали:
Карельский институт туризма – филиал Российской международной академии туризма; Петрозаводский государственный университет; Петрозаводский филиал Петровского колледжа; Национальный парк «Водлозерский»; заповедник «Костомукшский»;турфирма «Острова»; турфирма «Интурист-Петрозаводск»; муниципальные образования Медвежьегорского, Пудожского, Муезерского, Олонецкого, Калевальского районов.
Логика и основные этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов
Первый этап (2000 – 2002 гг.) На основе анализа литературных источников и опыта работы региональной системы профессионального туристского образования сформулированы исходные методологические положения, необходимые для повышения эффективности региональной системы профессионального туристского образования. В это время на базе Карельского института туризма – филиала РМАТ создана экспериментальная площадка, включающая кафедру туризма Петрозаводского государственного университета, Петровский колледж, Национальной парк «Водлозерский», Заповедние «Костомукшский» ,турфирма «Острова», турфирма «Интурист-Петрозаводск», муниципальные образования Медвежьегорского, Пудожского, Муезерского, Олонецкого, Калевальского районов.
Второй этап (2003 – 2005 гг.). Разработана модель развития профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций (сформулированы цели, определены условия эффективности, выделены принципы построения структуры и содержания), разработана программа опытно-эксперементальной проверки модели.
Третий этап (2006 - 2007 гг.). Данный этап посвящен опытно-экспериментальной работе. В это время осуществлялась экспериментальная проверка модели; изучались особенности организации профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций, на основе данных, полученных в ходе эксперимента, вносились коррективы в исходную модель профессионального туристского образования.
Четвертый этап (2008 - 2009 гг.). На этом этапе проводилась систематизация и обработка полученных данных, формулировались основные выводы и рекомендации, которые внедрялись в практическую деятельность всех участников экспериментальной площадки. В течении 2008-2009 годов изданы учебно-методические материалы,монографии и оформлены результаты исследования в виде докторской диссертации.
Исходные методологические позиции позволили представить предварительную концепцию исследования как единый определяющий замысел работы, совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность исследуемого педагогического процесса. Основная концептуальная идея исследования состоит в том, что развитие туризма в условиях региона ориентируется, прежде всего, на региональные ценности, системным выражением которых выступает туристская дестинация как многокомпонентная составляющая любого туристского путешествия, характеризующая его географические, социально-культурные, регионально-этнографические и сервисные ценности, значимость которых определяется условиями изменившейся эпохи, общественного строя, социально-экономической ситуации.
Туристская дестинация как концепт определяет функцию ее константности в развивающейся региональной системе непрерывного профессионального туристского образования (как культурообразующий фактор, формирующий систему региональной профессиональной подготовки кадров) и функцию динамичности, проявляющуюся в ее влиянии на состав и структуру профессиональных туристских кадров в изменяющихся социально-экономических условиях общества.
Региональная система профессионального туристского образования и рынок труда находятся в диалектической взаимосвязи, выражающейся в том, что система профессионального туристского образования формирует рынок труда, а рынок труда конкретизирует требования профессиональной подготовки специалистов. Эта диалектическая взаимосвязь реализуется в условиях развития туристских дестинаций.
Реализация требований рынка труда к подготовке специалистов для туристской дестинации актуализирует разработку квалификационно-дидактических аспектов профессиональной подготовки.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены целостной и непротиворечивой методологической базой исследования; выбором исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачам; проведением исследования в русле единой образовательной парадигмы; системно-структурным подходом к изучению предмета исследования, осуществленном на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; разнообразием привлеченных источников и взаимным сопоставлением содержащихся в них данных; использованием методов исследования, соответствующих целям, задачам и предмету исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. С учетом тенденций развития туризма в регионе (таких, как: формирование благоприятного имиджа региона на международном рынке туристских услуг, создание развитого туристско-рекреационного комплекса, увеличение инвестиционной привлекательности, усиление роли туризма в социально-экономическом развитии региона, усиление этнографической значимости туристских объектов и др.) обоснована сущность туристской дестинации как концепта развития регионального профессионального туристского образования, которая проявляется в функциях константности (культурологический аспект) и динамичности, проявляющуюся в ее влиянии на состав и структуру профессиональных туристских кадров в изменяющихся социально-экономических условиях общества.
2. Разработана концепция регионального проектирования дестинации в целях развития профессионального туристского образования, которая раскрывает механизм создания региональной системы профессионального туристского образования, ориентированной на региональные туристские дестинации, развивающиеся на основе программно-целевого подхода в управлении развитием туризма, комплексного анализа состояния туристской отрасли, комплексного подхода к решению задач целевой Программы формирования системы поэтапной разработки и принятия программ и проектов развития туризма, учитывающие пути реализации государственной программы развития туризма; концепция определяет программы развития рынка труда, направления активизации маркетинга туризма; программы обучения предпринимателей, работающих в области туризма; технологию формирования ключевой информации и статистических данных; совершенствование материально-технической базы туристских объектов; создание стимулов для развития туристского бизнеса; разработку республиканских целевых программ развития туризма; совершенствование нормативно-правовой базы туризма; развитие системы сертификации и стандартизации туристской деятельности; учет интересов развития туризма при рассмотрении крупных проектов и программ, связанных с инвестиционной привлекательностью аттракций в дестинациях; создание сети туристских объектов и национальных парков.
3. Разработана типология региональных туристских дестинаций по следующим основаниям: хронология возникновения (культурные, историко-архитектурные ценности, археологические, этнографические и т.д.); этнографическая значимость; археологическая значимость (туристские программы по местам археологических памятников: выходы древних вулканов, движения ледников, петроглифов и т. д.); историческая значимость; социальная значимость. Выявлена структура туристских дестинаций (включающая такие компоненты, как: туристская дестинация как образ местности; туристская дестинация как событийный образ; туристская дестинация как профессиональная деятельностно-туристская сфера деятельности), определяющая интегративную междисциплинарную интерактивную технологию профессиональной подготовки кадров для туристских дестинаций.
Определены направления развития профессиональной подготовки кадров, которые состоят в интегративном содержании профессиональной подготовки и включают совокупность профессиональных компетенций, формируемых в процессе усвоения целей, стратегий, принципов, закономерностей, функций и методов менеджмента в туристских организациях, стратегического менеджмента в туризме, менеджмента туроператорской и турагентской деятельностей, менеджмента гостеприимства, экологического и экскурсионного менеджмент, маркетинга и его организационных форм, региональных аспектов деятельности туристских предприятий, предпринимательской деятельности, экономических отношений в учреждениях и иных объектах туристской индустрии, специфики действия экономических законов, содержания, форм и методов внешнеэкономической деятельности; искусство маркетинга; приемы и методы разработки маркетинговых программ; умение учитывать региональную, национально-этническую, профессиональную специфику.
4. Выявлены принципы развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования. Установлено что развитие региональной системы непрерывного профессионального туристского образования опирается на базовые общепедагогические принципы, такие, как гуманизация, гуманитаризация, демократизация, деятельностная направленность, преемственность и т.п; и специфические принципы обусловленные особенностями развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций, такие, как принцип константности ( определяющий культуросодержащий фактор развития развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования), принцип динамичности (определяющий развитие структуры и содержание региональной системы непрерывного профессионального туристского образования в зависимости от изменяющихся условий развития туристской дестинации); принцип функциональности (обуславливает направленность профессиональной подготовки в условиях туристских дестинаций и использование в процессе обучения отобранного функционально необходимого учебного материала для осуществления профессиональной деятельности в условиях туристской дестинации): принцип селективности пронизывает содержание и процесс образования для профессиональной целей, обусловленных потребностями профессии или специальности с учетом специфики профессионального труда в туристских дестинациях.
5. Разработана модель региональной структуры профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций, которая включает факторы, определяющие значимость, типологию, структуру, критерии жизненного цикла и особенности туристских дестинаций, влияющие на формирование и развитие профессионального туристского образования и структуру кадрового обеспечения предприятий туриндустрии.
6. Выялена совокупность условий (социальных,социально-педагогических, психологических), повышающих эффективность развития профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций.
7. Разработано программно-методическое обеспечение профессионального туристского образования, в состав которого входят: элективные курсы, дополняющие профессиональную подготовку специалистов в учреждениях профессионального туристского образования (вуз, колледж) в сфере региональных туристских дестинаций; подготовка специалистов на базе высшего (второе высшее образование) по специальностям и специализациям, соответствующим кадровой потребности для развития туристских дестинаций; краткосрочное повышения квалификации специалистов, обслуживающих туристскую дестинацию.
Теоретическая значимость состоит в том, что показана возможность решения проблемы развития региональной системы профессионального туристского образования посредством внедрения туристских дестинаций как концепта, определяющего ее структуру, содержание, методическое обеспечение, профессионально-квалификационные требования. Разработана модель развития региональной системы профессионального туристского образования; определена совокупность принципов, определяющих эффективность региональной системы подготовки кадров для туризма, развивающейся с учетом туристских дестинаций. Предложены механизм и условия подготовки кадров для региональной системы туризма с учетом развивающихся туристских дестинаций.
Практическая значимость исследования заключается в создании целостной системы непрерывной подготовки кадров для сферы туризма в условиях развития туристских дестинаций.
Разработано программно-методическое обеспечение специализаций: «Менеджмент этнографического туризма», «Менеджмент курортно-оздоровительного туризма». Разработаны учебные программы дисциплин для высшего и среднего профессионального образования. Определены специальности начального профессионального образования: инструктор активных видов отдыха, гид-проводник по дикой природе, трансфермен, аниматор, специалист по организации анимационных программ в региональной поликультурной среде. Созданы система довузовской подготовки на основе изучения потребностей в кадрах туристских дестинаций и система повышения квалификации туристских кадров.
Разработаны примерные учебные планы для специализаций, создан блок специальных дисциплин для специализаций.
Разработана система учебно-методических комплексов по дисциплинам: история стран Фенноскандии, этнография народов Фенноскандии, краеведение Карелии, фольклор народов Фенноскандии. .
На защиту выносятся следующие положения:
1. Туристская дестинация как концепт развития регионального профессионального туристского образования определяется структурой, потребностью и перспективами развития кадров, содержанием их профессиональной подготовки с учетом тенденций развития туризма, таких как формирование благоприятного имиджа республики на международном рынке туристских услуг, создание развитого туристско-рекреационного комплекса, увеличение инвестиционной привлекательности, усиление роли туризма в социально-экономическом развитии региона, усиление этнографической значимости туристских объектов и др. Сущность туристской дестинации проявляется в функциях константности (культурообразующий фактор) и динамичности (влияние на состав и структуру профессиональных туристских кадров в изменяющихся социально-экономических условиях общества).
2. Концепция регионального проектирования дестинации в целях развития профессионального туристского образования раскрывает механизм создания региональной системы профессионального туристского образования, ориентированной на региональные туристские дестинации, развивающиеся на основе программно-целевого подхода в управлении развитием туризма, комплексного анализа состояния туристской отрасли, комплексного подхода к решению задач целевой Программы формирования системы поэтапной разработки и принятия программ и проектов развития туризма, учитывающие пути реализации государственной программы развития туризма.
3. Основаниями для типологии туристских дестинаций служат археологическая и этнографическая значимость культурных памятников, приоритетные туристские программы, культурная и историко-архитектурная ценность туристских объектов в ретроспективе их бытования и востребования потребителями туристских услуг.
4. Составляющие модели региональной профессиональной структуры образования определяются значимостью туристских дестинаций в развитии профессионального туристского образования, их типологией, критериями жизненного цикла и особенностями, влияющими на формирование, развитие и структуру кадрового обеспечения туристских дестинаций.
5. Эффективность профессиональной подготовки туристских кадров в региональной системе профессионального туристского образования определяется психологическими, социальными и другими условиями развития туристских дестинаций.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследований выносились и обсуждались на: конференции «Непрерывное профессиональное образование на региональном уровне» в рамках проекта Европейского фонда образования «Непрерывное профессиональное образование» (г. Петрозаводск, 2001 г.); внутривузовской конференции «Роль и место производственной практики, как средства повышения профессионализма менеджера туризма» (г. Петрозаводск, 2001 г.); республиканской научно-практической конференции «Экологический туризм и социально-экономическое развитие территории» (г. Петрозаводск, 2003 г.); внутривузовской научно-практической конференции «Практика как форма приобретения профессиональных и личностных качеств, будущими специалистами туристского бизнеса» (г.Петрозаводск, 2004 г.); международном научном форуме «Туризм и молодежь» (г. Москва, 2004 г.); студенческой конференции «Туризм в Карелии: проблемы и перспективы развития» (г. Петрозаводск, 2004 г.); региональной конференции «Экологический туризм, проблемы подготовки кадров» (г.Петрозаводск, 2005г.); международной конференции «Инновационная политика в сфере культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма» (г. Москва, 2005 г.); публичных слушаниях в Законодательном собрании Республики Карелия «О перспективах развития туризма в Республике Карелия» (г. Петрозаводск, 2005 г.); республиканском семинаре «Туристские ресурсы Карелии и их использование» (г. Петрозаводск, 2005 г.); Координационном совете Правительства Республики Карелия «Проблемы подготовки кадров в Республике Карелия для туристской отрасли» (г. Петрозаводск, 2005 г.); международном форуме «Северное гостеприимство» (г. Петрозаводск, 2005г.); научно-практической конференции «Совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса в туристских образовательных учреждениях» (г. Петрозаводск, 2006 г.); международной научно-практической конференции «Музей в северном измерении» (г.Петрозаводск, 2006 г.); международной научно-практической конференции «Северная Европа в XXI в.: природа, культура и экономика» (г.Петрозаводск, 2006 г.); V Всероссийском научно-практическом семинаре «Модернизация современного образования: к экологической компетенции через экологическую деятельность» (г.Санкт-Петербург, 2006г.); студенческой научно-практической конференции «Перспективы развития туризма в Республике Карелия и Финляндии» (г.Петрозаводск, 2006 г); международной научно-практической конференции «Туризм, подготовка кадров, перспективы развития», (г. Москва, 2006 г.); международном форуме «Северное гостеприимство» (г. Петрозаводск, 2007 г.); III студенческой научно-практической конференции «Туризм и культура в современном мире» (г. Петрозаводск, 2007 г.); II межвузовской научно-практической конференции «Туризм: проблемы и перспективы развития» (г. Петрозаводск, 2007 г.); международном форуме «Туризм: наука и образование», (г. Москва, 2007 г.); международной научно-практической конференции «Развитие туризма на Северо-западе России: практика, проблемы, перспективы» (г. Петрозаводск, 2007 г.); коллегии местного самоуправления «Развитие туристской привлекательности г. Петрозаводска» (г. Петрозаводск, 2007 г.); III международной конференции «Международные связи муниципалитетов» (г.Петрозаводск, 2007 г.); межрегиональной конференции «Туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона» . (г.Петрозаводск, 2008 г.), студенческой конференции «Этнокультурное наследие и туризм» (г. Петрозаводск, 2008 г), внутривузовской конференции «Туризм: проблемы и перспективы развития» (г. Петрозаводск, 2008 г), международной конференции «Молодежь и предпринимательство в туризме» (г. Петрозаводск, 2008 г), студенческой научно-практической конференции «Имидж туристской дестинации, проблемы формирования» .(г.Петрозаводск, 2008 г), международной научно-практической конференции «Туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона» (г.Петрозаводск, 2009 г), семинаре «Развитие природного туризма Северо-Западного региона» (г. Савонлинна, Финляндия, 2009 г.)
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы автора в Координационном совете по туризму при Правительстве Республики Карелия, региональном отделении Российского союза туриндустрии, Ассоциации туристских организаций Карелии, на заседаниях законодательного собрания Республики Карелия, в рабочей группе Совета администрации г. Петрозаводска по формированию и развитию эффективного туристского комплекса в области въездного и внутреннего туризма, в Межведомственном совете по вопросам организации, изучения, использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей, природных лечебных ресурсов и курортов в Карелии, на заседаниях кафедры педагогики и психологии, менеджмента и маркетинга.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии (включающей 326 источников, в том числе, 9 на иностранном языке), 21 таблицы, 4 диаграмм, 7 рисунков, приложения.
Во Введении обосновываются проблема, цель, объект, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение.
В первой главе «Карелия как туристская дестинация» рассматривается состояние туризма в Республике Карелия, а также программы его развития на основе разработанных государственных программ.
Базовыми документами для разработки программ развития туризма в Республике Карелия явились утвержденная Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации на 1996-2000 гг.» от 26 февраля 1996 года № 177 и Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг., утвержденная 10 февраля 1999 г. Законодательным Собранием Республики Карелия. В Концепции туризм впервые был отнесен к числу приоритетных отраслей хозяйственного комплекса республики и признан реальным социально-экономическим ресурсом в развитии республики. Концепцией определены цели, задачи развития туризма.
Основными этапами разработки региональных целевых программ развития профессионального образования являются определение основных направлений социально-экономического развития; инвентаризация существующих образовательных ресурсов и оценка образовательного потенциала; анализ особенностей и оценка устойчивости развития ключевых отраслей экономики региона; выделение конкретных хозяйствующих субъектов для установления стратегического партнерства.
Проанализировано состояние туристской отрасли в российской части Баренцева Евро-Арктического региона (Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия), определены приоритетные направления развития туризма в этом регионе.
Во второй главе «Анализ состояния и развития региональной системы профессионального туристского образования» анализируются особенности становления и развития профессионального образования в регионе, раскрыта характеристика профессиональной образовательной среды, дано ее определение, функции, особенности становления и развития.
Исследован международный опыт развития туризма профессиональных туристских образовательных программ в российской части Баренцева Евро-Арктического региона, опыт сотрудничества России и Европейского Союза, результатом которого явился целый ряд совместных международных проектов в области туризма.
Проанализированы требования к подготовке кадров для развития туристского потенциала, описаны организация и содержание образовательного процесса в подготовке квалифицированных специалистов.
Рассмотрены теоретические основы профессионального туристского образования, содержание стандарта профессионального туристского образования, иерархическая модель туристской деятельности и профессионального туристского образования, структура профессионального туристского образования.
Определены теоретические основы профессионального туристского образования с целью формирования системы непрерывного профессионального туристского образования в Республике Карелия.
Исходя из цели и задач Программы развития туристского образования в Республике Карелия, разработаны основные разделы Программы: управление развитием туристского образования, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, научно-методическое обеспечение, содействие развитию материально-технической базы туристских образовательных учреждений, финансовое обеспечение.
В главе также раскрыта взаимосвязь региональной системы профессионального туристского образования с развитием туристских дестинаций, основным компонентом которых определены туристские ресурсы.
На основе анализа программно-целевых, экономических, нормативно-правовых документов выявлены тенденции развития туризма и профессионального образования.
В третьей главе «Модель профессионально-квалификационной структуры на основе туристской дестинации» определены теоретические основания разработки модели, основанные на научных исследованиях в области педагогического моделирования (В. Г. Афанасьев, В. А Веников, А. И. Уемов, В. А. Штоф и др.). Представлены характеристики туристской дестинации, уточнено понятие туристской дестинации в сфере современного научного исследования и, в частности, в теории и методике профессионального туристского образования. Дано определение туристской дестинации. Научным обоснованием разработки профессионально-квалификационной структуры с учетом туристской дестинации в регионе являются исследования В. А. Квартальнова и А. И. Зорина.
На основании изученного многообразия туристской дестинации дана их типология по этнографическому, культурно-историческому и другим признакам.
Раскрыты функции туристской дестинации в аспекте профессионального туристского образования. Как фактор, влияющий на развитие профессионального туристского образования, раскрыт имидж туристской дестинации и представлена технология его формирования.
В четвертой главе «Концепция развития региональной системы туристского образования на основе туристских дестинаций как концепта» определено целеполагание развития профессионального туристского образования в условиях действующих туристских дестинаций; рассматривается профессионально-квалификационная структура и совокупность принципов построения профессионального туристского образования в регионе с учетом туристской дестинации.
А также определена программа изучения туристской дестинации как понятия в процессе подготовки специалистов в туристском вузе.
Раскрыты педагогические условия успешности функционирования профессиональной подготовки специалистов с использованием туристской дестинации.
В пятой главе «Опытно-экспериментальная проверка программно-методического обеспечения обучения студентов туристской дестинации» выявлены критерии оценки эффективности программно-методического обеспечения; раскрыт механизм оценки эффективности социально-педагогических исследований; представлены итоги опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение десяти лет на базе трех учебных заведений; выявлены структура и содержание профессиональной подготовки специалистов.
Рассмотрены мониторинг трудоустройства, участие в практиках и стажировках, динамика приема и выпуска студентов.
В Заключении обобщены результаты исследования, которые изложены в виде основных выводов.
В Приложении представлены опытно-экспериментальные материалы.

Основное содержание работы
Современный туризм отличает антиномичность, т. е. единство противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных и необходимых концептуальных подходов. При этом игнорирование одной из антиномий приводит к просчетам в законодательстве и управлении индустрией туризма.
Поэтому ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем. В связи с этим, в последние годы предпринимаются попытки осуществить синтез разных точек зрения и обозначить новую комплексную науку о теории и практике туризма – туристику (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, B. C. Преображенский), которая выступает в междисциплинарных исследованиях как метанаука об объекте, субъекте и предмете туристской деятельности.
Туристскому рынку, отличающемуся особо острой конкуренцией, требуется высокопроизводительные и мобильные специалисты, способные адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Обеспечение доступности профессионального образования на протяжении всей жизни человека является единственным способом вооружить его знаниями, умениями и навыками, успевающими за быстрой сменой технологий.
Целью развития туризма в Карелии является создание развитого туристско-рекреационного комплекса, увеличение инвестиционной привлекательности, усиление роли туризма в социально-экономическом развитии республики.
Программно-целевое подход в управлении развитием туризма в Республике Карелия основан на комплексном анализе состояния туристской отрасли, на интенсивности решения задач целевой Программы формирования системы поэтапной разработки и принятия программ и проектов развития туризма, разработке механизмов реализации государственной программы развития туризма, создании региональной системы профессионального туристского образования.
Подготовку кадров для туристской отрасли осуществляют ряд образовательных учреждений республики. Начиная с 1998 г. в республике формируется система непрерывного профессионального туристского образования.
Проблема кадрового потенциала профессионального туристского образования исследована в научных трудах И. В. Зорина, А. И Зорина, А. И. Сеселкина, Т. К. Горячевой, О. А. Щербаковой и др.
Исследование профессионально-квалификационной структуры кадров показывает, что в формировании и предоставлении туров и туристских услуг участвуют не только туроператоры, турагентства, предприятия гостеприимства и экскурсионные бюро. Система предпринимательства в туристской индустрии традиционно включает постоянно развивающийся транспортный сектор. Бурный рост переживает сектор индустрии развлечений для туристов, особенно нуждающихся в специалистах. В индустрии гостеприимства наряду с секторами размещения и питания имеется сектор индустрии сопутствующих услуг, от которых в немалой степени зависят доходы туризма. Наконец, глобальная компьютерная система бронирования и резервирования является посредником между секторами собственно туристской индустрии и индустрии гостеприимства и требует специалистов по информационным технологиям.
Назревшая необходимость подготовки туристских кадров, готовых решать с позиции системного подхода стратегические и тактические задачи развития туристской сферы, заставляет активно искать и внедрять новые организационные схемы и системные модели, адекватные новейшим достижениям теории и практики управления и условиям современной рыночной экономики.
В создании профессиональной системы туристского образования мы опираемся на принципы, разработанные в научных исследованиях И. В. Зорина.
Специфику принципов формирования содержания профессионального туристского образования И. В Зорин. предлагает осмысливать в контексте объекта и субъекта туристской деятельности, современного социально-экономического положения страны и состояния национальной системы туризма, освоения туристского опыта, многоуровневого содержания профессионального туристского образования.
Тенденции развития профессионального туристского образования проявляются в модернизации профессионально-квалификационной структуры туризма, заключающейся в обновлении состава специальностей, специализаций и квалификаций; обеспечении непрерывности системы профессионального туристского образования (довузовская подготовка, высшее, среднее, послевузовское дополнительное профессиональное образование) с упорядочением типологии образовательных учреждений туристского профиля; расширении спектра образовательных программ туристского профиля на базе специализаций; обеспечении возможности выбора личностью необходимой ей собственной образовательной траектории.
В исследовании установлено, что региональными особенностями системы непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи, являются территориальная обособленность региона, удаленность от центра, состояние организационно-производственной структуры региона, демографическая ситуация, реальная ситуация на рынке труда. Региональная система непрерывного образования обеспечивает преемственную связь между отдельными ступенями образования и их интеграцию в единое целое, обеспечивающее человеку условия поступательного развития его творческого потенциала.
Специфичность различных сторон жизнедеятельности регионов определяет необходимость постоянного развертывания процессов их всестороннего саморазвития, в первую очередь, экономического. В то же время деятельность профессиональной школы практически всегда строилась в русле общих процессов экономики, функционирующей в отраслевом виде.
В целом, для реализации образовательного развития населения в регионе должно быть обеспечено решение следующих задач: социально-экономическая устойчивость региональной сети профессиональных образовательных учреждений, оптимизация их деятельности; разработка принципов формирования организационно-экономического механизма профессиональных учебных заведений, адаптированного к условиям рыночной экономики; разработка и реализация концепции региональной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования.
Стратегия развития региональной системы непрерывного образования направлена на решение следующих задач: необходимость оперативного отклика на новые социально-экономические потребности личности и запросы общества; расширение спектра специальностей и специализаций с учетом тенденций и перспектив развития национальной и региональной экономики;
ускоренная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров региона; удовлетворение профессиональных и культурно-образовательных потребностей личности более старшего, чем традиционный студент, возраста, разных уровней подготовки, способностей и запросов; переориентация сосредоточенности на собственных интересах на деятельность, учитывающую возможности и пожелания потребителей; просвещение и социальную защиту населения региона.
Изучение историко-культурных, архитектурных, природных комплексов и объектов туристского показа позволило описать основные составляющие туристского потенциала республики, которые необходимы для формирования и эффективного продвижения на туристском рынке конкурентоспособного туристского продукта.
В зарубежной литературе существует два подхода к определению понятия «дестинация». В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).
Согласно другой точке зрения дестинация - это географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов. То есть здесь на первый план выступает категория привлекательности, которая может не совпадать для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель), могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других - исторические места и музеи, для третьих важен активный отдых и развлечения и т. д.
Таким образом, дестинация привлекает путешественников для временного пребывания, т. к. она обладает такими характерными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индустрия туризма этих мест занимается размещением, организацией питания, отдыха и развлечений, розничной продажей товаров туристского спроса и сувениров и т. п.
Но не всякая территория может быть отнесена к дестинации. Для того чтобы место могло называться дестинацией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:
1) Наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов. Причем, это должен быть именно тот набор услуг и такого качества, которое турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. К нему, в первую очередь, относятся:
• доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время требования потребителя к качеству обслуживания и комфортности перевозки увеличиваются, и выполнение этих требований должно быть обязательным;
• возможность ночлега (наличие отелей, кемпингов, дачных домиков и т. д.) и питания (рестораны, кафе, бары и т. д.) с соответствующим уровнем обслуживания.
2) Наличие достопримечательностей, которые могли бы привлечь туристов. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями. Чем интересней место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, отдохнуть и развлечься, тем выше его рейтинг среди конкурентов и, соответственно, тем больше оно посещается туристами.
3) Наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом продвижения продукта на туристском рынке. Прежде всего, это возможность доступа к системам компьютерного резервирования и бронирования.
Дестинация может пониматься также как определенное место, имеющее реальную или умозрительную границу, например, страна, область, остров, город и т. п., которое посещают туристы с определенной целью.
Научно-исследовательский центр ВТО дает следующее определение дестинации. «местная туристская дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит не менее одной ночи. Она включает такие турпродукты, как вспомогательные услуги и достопримечательности, а также туристские ресурсы, посещение которых вместе с дорогой туда и обратно занимает не менее одного дня. Она имеет физические и административные границы, определяющие форму ее управления, а также имидж и репутацию, влияющие на ее конкурентоспособность на туристском рынке. Местные дестинации включают различные заинтересованные стороны, в том числе (во многих случаях) принимающее сообщество, и могут частично совпадать и, тесно взаимодействуя, образовывать более крупные дестинации.»
Совет ВТО по образованию определяет туристскую дестинацию как «пространство, имеющее физические и административные границы, определяющие их управление, а также образы и восприятия, определяющие его рыночную конкурентоспособность».
Таким образом, многообразие определений термина «дестинация» показывает, что данное понятие еще не сформировано. Тем не менее, невозможно его отрицать значимость. По сути, без дестинации невозможно осуществление ни одного туристского путешествия.
На основании изученных определений понятия «дестинация» нами выработан следующий термин.
Туристская дестинация – это социально-географическая среда, имеющая физические и административные границы, являющаяся целевой частью путешествия и включающая в себя культурные, исторические, регионально-этнографические ценности, совокупность сервисных услуг (транспортных, гостиничных и т. д.) и характеризующаяся системным взаимодействием.
В научной литературе отмечается, что дестинация призвана формировать образ путешествия, который понимается в данном случае как многогранное явление.
Образ включает в себя не только воображение воспринимаемого объекта, его историческую, этнографическую и другие ценности, но и средства перемещения до данного объекта, средства, размещенные в местности, где находится данный объект, культурно-познавательное, лечебно-оздоровительное обеспечение и другие ценности.
Образы, предоставляемые туристской дестинацией, по разному воспринимаются человеком. Ричардсон предлагает следующую классификацию образования: последовательный, эстетический, галлюциногенный образ, образ памяти, умственный образ, мысленный образ.
Общий образ дестинации может состоять из различных образов (образов памяти, чувственных и мысленных образов, и т. д.), и каждый из них может быть связан с конкретной составляющей поведения клиента.
Главное в том, что образ, в целом, формируется под влиянием двух факторов: личных и побудительных. Последние представляют собой внешние стимулы и физические объекты, а также предыдущий опыт человека. Личные факторы, напротив, являются социально-психологическими характеристиками воспринимающего лица.
Наряду с образом дестинации в исследовании рассмотрено понятие имиджа дестинации, которое мы рассматриваем как объективно существующую характеристику дестинации, определяемую совокупностью критериев и показателей.
Несмотря на тот факт, что термин «имидж дестинации» воспринимается неоднозначно (Реагсе, 1988; Echtner & Ritchie, 1991), большинство исследователей разделяет мнение, что имидж дестинации представляет собой многогранное и многосоставное понятие, состоящее из взаимосвязанных когнитивных и аффективных оценок, «вплетенных» в общие впечатления (Assael 1984 г., Gartner, 1993 г.; МасКау & Fesenmaier, 1997 г.; Baloglu & McCleary, 1999 г.).
Существют три основные оценки имиджа туристской дестинации: пейзаж, объекты показа и климат. Как и во всех исследованиях, данные оценки основываются на функциональных характеристиках, которые прямо заметны и легко измеримы, например, цены, размер, климат. Некоторые исследователи включают такие менее осязаемые компоненты имиджа дестинации или трудноизмеримые психологические характеристики, как, например, атмосферу или романтику местности (Эхтнер и Ритчи, 1991). Росс (1994, стр. 78) комментирует, что единственной психологической переменной может служить дружелюбие местных жителей.
Представляется интересной точка зрения исследователей, которые оценивают имидж дестинации по определенным показателям. Так, например: Эхтнер и Ритчи (1991) составили список критериев, которые использовались четырнадцатью исследователями для оценки имиджа дестинации. Наиболее общепринятыми были такие категории оценки имиджа как пейзаж, достопримечательности, дружелюбие и гостеприимство, уровень цен, климат, ночные развлечения и спортивные центры и услуги. Эхтнер и Ритчи опираются на материалы, собранные предшественниками. Одни ученые акцентировали внимание на имидже туристов (Пиэрс, 1982; Фэлпс, 1986; Рейлли, 1990), в то время как другие сосредотачивались на исследовании имиджей, сформированных у потенциальных туристов, например, у студентов (Кромптон, 1979) и владельцев карт Американ Экспресс. (Гудрич, 1978). Также были введена географическая шкала для оценки имиджа. Например, она использовалась сначала для оценки имиджа местности, города (Фэлпс, 1986). В других исследованиях эта же шкала применялась для изучения имиджа страны (Кромптон, 1977, 1979; (Кромптон и Дюрэи, 1985; Кэйл и Уэйер, 1986; Рейлли 1990); группы государств (Ганг, 1975; Пиэрс, 1982; Гаати и Явас, 1983; Ричардсон и Кромптон, 1988; Гартнер, 1989; Калантоун, 1989).
Таким образом, на формирование имиджа оказывают влияние восприятие населением потребителя туристских услуг и географическая шкала имиджа, полученная в результате изучения определенных компонентов и с точки зрения их оценки.
В диссертации выявлены закономерности процесса обучения на основе использования туристской дестинации. К общим закономерностям относятся:
1. Закономерности динамики. Величина всех последующих изменений в ходе процесса зависит от величины изменений на предыдущих этапах. Педагогический процесс имеет ступенчатый характер.
2. Закономерности развития личности. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от способностей, от применяемых средств и способов педагогического воздействия от учебной среды и степени включенности в учебную деятельность.
3. Закономерности управления. Эффективность педагогического воздействия зависит от существенности обратных связей между студентами и преподавателями от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на студентов; от взаимодействия системы образования с рынком труда.
4. Закономерности стимулирования. Продуктивность процесса зависит от сочетания внутренних мотивов учебной деятельности и внешних стимулов.
5. Закономерности единства чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения. Эффективность процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия учебного материала, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного в производственной деятельности.
6. Закономерности единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность процесса определяется качеством педагогической деятельности и студенческой самодеятельности.
7. Закономерности обусловленности процесса. Протекание и результаты педагогического процесса обусловлены потребностями личности и общества, выявляемыми рынком; материально-техническими возможностями вуза и базовых предприятий; условиями протекания процесса (санитарно-гигиеническими и т. п.)
Помимо общих закономерностей имеются особенные психолого-педагогические закономерности, характерные для профессиональной подготовки туристских кадров. Изучение этих закономерностей обнаруживает глубокую и неоднозначную связь личностных и профессиональных качеств.
Важнейшим основанием процесса обучения на основе туристской дестинации является целеполагание профессионального туристского образования, которое определяет приоритетность направления развития туризма как сферы профессиональной деятельности. Слагаемые направления - это туризм как отрасль экономики, нормативно-правовое обеспечение, управление на разных уровнях (фирма, регион, отрасль и т. п.), туризм как досуговая деятельность – аксиологические аспекты (освоение эмоционально-субъективных ценностей), рекреация (восстановление здоровья, физических и нравственных сил и т. п.), туризм как образовательное пространство, как простор для проявления разнообразных направлений самообразования и самодеятельности (краеведение, спорт, экстремальный туризм и т. п.), туристика как комплексная наука, изучающая закономерности становления и развития разнообразных направлений туристской деятельности на различных организационно-управленческих уровнях (международный, федеральный, муниципальный, приватный и т. п.).
Приоритетное направление развития туризма определяется актуальностью задач профессионального туристского образования в современных условиях, которые можно сформулировать следующим образом:
• воспитание интереса и стремления к овладению высотами профессионального мастерства в том или ином направлении туристской деятельности: (экологический, научный, краеведческий, спортивный, этнографический, курортно-оздоровительный туризм в развитии отечественной индустрии туризма и непрерывном самообразовании;
• совершенствование учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов для различных сфер отечественной индустрии туризма на основе использования современных образовательных и информационных технологий;
• развитие инициативы и продуктивной творческой активности обучающихся путем развития разнообразных самодеятельных объединений и организаций на основе партнерских отношений и продуктивной творческой деятельности.
Логика построения региональной системы непрерывного профессинального туристского образования на основе туристских дестинаций, использованного на всех этапах опытно-эксперементальной работы, позволило установить её основные задачи:
- дополнение содержания профессиональной подготовки студентов, элективными курсами, формирующимися с учетом специфики туристских дестинаций;
- отбор и применение эффективных методов и форм профессиональной подготовки специалистов для туристских дестинаций;
- методическое обеспечение практического обучения студентов;
- оценка качества профессиональной подготовки студентов с учетом требований профессионального труда в сфере туристских дестинаций.
Данные задачи определили содержание опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в проверке эффективности спроектированной в исследовании модели региональной структуры профессионального туристского образования на основе туристских дестинаций с помощью количественно-качественных показателей оценки знаний и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности в туристских дестинациях.
В экспериментальной работе на разных её этапах были использованы научно-обоснованные и проверенные на практике методики: четырехуровневая методика выявления качества усвоенной деятельности (информации) В.П. Беспалько, параметрическая методика оценки степени обученности В.П.Симонова, методика тестирования при проведении педагогического контроля, разработанная В.С.Аванесовым. Итоговые результаты качественной оценки профессиональной подготовки студентов контрольных и экспериментальных групп, обучавшихся до эксперимента и после эксперимента, представлены в диаграммах 1,2.




Диаграмма 1. Оценка формирования знаний студентов по становлению туристских дестинаций



Диаграмма 2. Оценка практической подготовки студентов в условиях туристской дестинации.

Динамика выбора профессий, востребованных в туристских дестинациях, и динамика мотивации выбора профессии студентами в сфере туристских дестинаций, представлены в табл.1,2.


Таблица 1.
Динамика выбора профессий, востребованных для развития дестинации
Профессия год
2004 2005 2006 2007 2008
туроператор 10 18 31 49 67
турагент 17 23 34 41 48
менеджер по бронированию 8 18 29 39 42
менеджер сельского туризма 0 7 12 18 29
менеджер экологического туризма 10 14 16 21 26
менеджер этнографического туризма 0 2 14 18 21
менеджер природного туризма 4 6 9 15 18
получение дополнительного образования в сфере управления 18 23 34 49 56

Таблица 2
Динамика мотивации выбора профессии студентами, востребованными для развития дестинации
Мотивы выбора профессии год
2004 2005 2006 2007 2008
не знаком 21 25 20 5 0
не знаю что такое "дестинация" 80 86 56 10 4
выбираю профессию, потому что считаю перспективной в связи с развитием туристской дестинации 11 18 26 48 63
выбираю профессию, потому что считаю необходимым поддерживать национальный туризм в республике 20 15 25 60 70

Опытно-экспериментальная проверка подтвердила эффективность разработанной модели региональной структуры туристского образования на основе туристских дестинаций и позволилва сделать следующие выводы:
1. Исследование туристской дестинации как концепта регионального профессионального туристского образования показало, что п 
ФИО: Павлова Элла Николаевна
Дата защиты: 26.03.2010
ВУЗ: Российская международная академия туризма
Специальность: 13.00.08



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru