Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В этот день, 29 октября
2014.10.29
29 октября 1880 года – родился российский и советский физик, организатор науки Абрам Фёдорович Иоффе. Автор работ по экспериментальному обоснованию теории света, физике твёрдого тела, диэлектрикам и полупроводникам. Крупнейшей заслугой учёного является основание уникальной физической школы, которая позволила ...

Россия и Китай укрепляют сотрудничество в инновационной сфере
2014.10.29
Семь соглашений о сотрудничестве в инновационной сфере подписали Россия и Китай в ходе Международного инновационного Форума «Пуцзян», прошедшего в Шанхае. Страны также определили наиболее перспективные направления взаимодействия: термоядерная энергетика, высокотемпературная сверхпроводимость, проекты ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Юридические факты в трудовом праве / 

Юридические факты в трудовом праве

На правах рукописи





Долова Анжела Заурбиевна



ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ




12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения






Автореферат


диссертации на соискание ученой степени


доктора юридических наук














Москва - 2009

Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина


Научный консультант: Заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук, профессор,
Тучкова Эльвира Галимовна


Официальные оппоненты: Заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук, профессор,
Снигирева Ирина Олеговна

доктор юридических наук, профессор,
Головина Светлана Юрьевна

доктор юридических наук, профессор,
Передерин Сергей Васильевич


Ведущая организация: Южный федеральный университет



Защита состоится 21 января 2010 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.03 при Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина по адресу: Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.


Автореферат разослан ____________________ 2009 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор юридических наук,
профессор И.В. Ершова


Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Интерес современных исследователей к изучению эффективности механизма правового регулирования общественных отношений в целом и такого его элемента как юридические факты в частности, обусловлен объективной необходимостью активизации построения правового Российского государства. Основа такого государства – это прежде всего стабильный правопорядок, который достигается и с помощью законодательства.
В процессе правотворческой деятельности перед законодателем всегда стоит задача посредством юридических фактов максимально полно и точно отразить в нормативных правовых предписаниях многообразные явления общественной жизни с тем, чтобы в интересах общества и отдельного человека своевременно реагировать на соответствующие жизненные ситуации. Именно поэтому рассмотрение юридических фактов, их видов и отраслевой специфики крайне важно для научного обеспечения законотворческой деятельности.
Необходимость совершенствования трудового законодательства требует исследования роли юридических фактов в правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними отношений.
Теория юридических фактов изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования. Система юридических фактов, четко очерченных в законодательстве, своевременно, полно и достоверно установленных в процессе применения права, - одна из важных гарантий стабильности социально-трудовых отношений.
Юридические факты и их составы, обуславливающие возникновение, изменение и прекращение отношений, играют особую роль в трудовом праве. Соединяя нормы трудового права с общественными отношениями, входящими в предмет данной отрасли, они трансформируют общественные отношения в правовые. Кроме того, юридические факты сами по себе выступают основанием дифференциации правового регулирования труда.
В науке трудового права отсутствуют комплексные исследования, в полной мере раскрывающие функции юридических фактов, в связи с чем недостаточно эффективно используются их регулирующие возможности. Нуждаются в научном анализе и проблемы правоприменительной практики, в частности, связанные с возникновением трудовых правоотношений на основе сложного юридического состава. В Трудовом кодексе РФ впервые легально закреплены основания возникновения трудового правоотношения, но в нем нет ни одной нормы, посвященной юридическим фактам в иных непосредственно связанных с трудовыми отношениях, что обусловливает необходимость научного осмысления данной реальности.
Проблему оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений в науке трудового права исследовали такие видные ученые как Н.Г. Александров, Б.К. Бегичев, Л.Я. Гинзбург, Э.Н.Бондаренко, В.Л. Гейхман, К.Н. Гусов, П.И. Жигалкин, К.В. Клейн, B.C. Колеватова, Т.В. Красильникова, В.Д. Мордачев, И.И. Рыбакова,
Е.Н. Стародубская, А.Е. Пашерстник, В.А. Тарасова, А.И. Шебанова и др. Однако особенности оснований возникновения, изменения и прекращения социально-трудовых правоотношений, вытекающие из новейшего законодательства, в целом в науке российского трудового права не изучались. Вместе с тем, сложившаяся на современном этапе экономическая и социальная ситуация требует их научного анализа. Настоящее диссертационное исследование призвано продолжить работу в этом направлении.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в комплексной разработке проблем современного состояния теории юридических фактов в трудовом праве, в выработке возможных путей решения некоторых актуальных проблем с позиции активизации роли юридических фактов как самостоятельного элемента в механизме правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений. При этом автор исходит из того, что юридические факты - многогранное явление правовой реальности, допускающее различные концептуальные подходы и неоднозначные толкования, в связи с чем обоснованные в диссертационном исследовании выводы ни в коей мере не претендуют на бесспорность.
Исходя из указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- определение роли и значения юридических фактов в трудовом праве;
- выявление особенностей юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение социально-трудовых правоотношений;
- разработка на основе общетеоретической и отраслевой концепций юридических фактов и их составов такого понятия как «фактический состав» и выделение его обязательных элементов;
- обоснование видовых и родовых признаков юридических фактов;
- научный анализ особенностей критериев классификации юридических фактов в трудовом праве;
- развитие концептуальных положений теории юридических фактов, способствующее дальнейшему совершенствованию трудового законодательства.
Методология исследования. Методологический аппарат, с помощью которого проводилось научное исследование поставленных вопросов, включает в себя несколько приемов научного анализа диалектического характера. К их числу относятся: конкретно-исторический, позволяющий рассмотреть то или иное явление правовой реальности в контексте его исторического развития и эволюции; сравнительно-правовой, дающий возможность на основе сопоставления различных правовых явлений выявить их общие и специфические черты; формально-логический, позволяющий на основе аналитико-синтетического подхода выяснить закономерности развития и функционирования отдельных правовых явлений.
В исследовании применялись и другие специальные методы: функциональный анализ правовых явлений, системно-структурный подход и др.
Работа выполнена на стыке наук: общей теории права, теории трудового права, права социального обеспечения, гражданского, административного права, философии и социологии с использованием соответствующих теоретических источников и материалов судебной практики.
Теоретическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных специалистов в области общей теории права, административного, гражданского и гражданского процессуального права. Теория юридических фактов привлекала внимание и зарубежных авторов: Г.Дернбурга, Р.Зома, Г.Пухты, А.Тона, Е.Цительмана, Л.Эннекцеруса и русских ученых: С.С. Алексеева, М.И.Брагинского, Е.В.Васьковского, А.Б.Венгерова, В.В.Витрянского, Д.Д.Гримма, О.С.Иоффе, Н.М.Коркунова, О.С. Красавчикова, А.В.Малько, М.Н.Марченко, Л.И.Петражицкого, В.И. Попова, В.И.Синайского, Л.С. Таля, Г.Ф. Шершеневича.
Автор диссертации использовал также труды ученых-трудовиков: Е.М. Акоповой, Н.Г. Александрова, О.В. Баринова, Б.К. Бегичева, Э.Н. Бондаренко, Л.Ю. Бугрова, В.Л. Гейхмана, Л.Я. Гинцбурга, С.Ю. Головиной, Н.И. Гонцова, К.Н. Гусова, С.Х. Джиоева, В.М. Догадова, И.К. Дмитриевой, Е.А. Ершовой, О.Б. Зайцевой, С.А. Иванова, В.Б. Исакова, А.С. Краснопольского, А.М. Куренного, Р.3. Лившица, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, С.П. Маврина, О.М. Медведева, В.И. Миронова, М.В.Молодцова, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, А.Е. Пашерстника, А.С. Пашкова, С.В. Передерина, А.Я. Петрова, Ю.Н.Полетаева, В.Н. Синюкова, Г.С. Скачковой, В.Н. Скобелкина, О.В.Смирнова, И.О. Снигиревой, В.Г. Сойфера, Т.А. Сошниковой, А.И.Ставцевой, Е.Н. Стародубской, Л.А. Сыроватской, В.Н. Толкуновой, Ю.П. Орловского, Е.Б. Хохлова, Г.В. Хныкина, Б.Ф. Хрусталева, Л.А.Чикановой, С.Ю. Чучи, А.И. Шебановой и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней комплексно на монографическом уровне предложено решение такой важной и крупной проблемы как теоретическое обоснование системного подхода к классификации юридических фактов в трудовом праве, в основу которого положено сочетание публичных и частных начал в правовом регулировании социально-трудовых отношений. По результатам проведенного автором исследования на защиту выносятся следующие положения диссертации, одновременно отражающие и ее научную новизну:
1. Необходимость оценки роли и значения юридических фактов на основе системного подхода, позволяющего учитывать специфику не только предмета и метода трудового права, но и особые их функции в механизме правового регулирования общественных отношений в сфере трудового права.
2. Разработана и научно обоснована система юридических фактов в трудовом праве и критерии их классификации.
3. Выявлена специфика юридических фактов, обусловленная тем, что для трудового права характерно присутствие публичных и частных начал, проявляющихся в сочетании государственного регулирования социально-трудовых отношений с договорным.
4. На основе анализа функций юридических фактов в трудовом праве, которые не сводятся только к обеспечению возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, аргументируется вывод о том, что юридические факты в ряде случаев предопределяют воздействие норм права на общественные отношения. Юридические факты, соответствующие интересам субъектов правоотношений, стимулируют совершение ими действий, необходимых для их возникновения (например, выполнение условий, обязательных для премирования). Наступления юридических фактов, порождающих неблагоприятные последствия, субъекты стараются избегать (например, совершение дисциплинарного проступка или причинение материального ущерба имуществу работодателя, дающие основания для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности).
5. Исследована проблема необоснованного разрыва во времени при возникновении таких юридических фактов как подписание трудового договора и фактическое начало работы, что порождает правовую неопределенность в отношениях между субъектами. В целях устранения данного дефекта в правовом регулировании обосновывается предложение о более четком закреплении в Трудовом кодексе РФ юридического факта, с возникновением которого стороны могут приступить к реализации содержания трудового правоотношения. По мнению диссертанта, таким фактом следует признать день фактического начала работы, а не день подписания трудового договора.
6. Оценивая эффективность норм, закрепляющих основания возникновения трудовых отношений, диссертант в целях предупреждения злоупотреблений со стороны работодателя, провоцирующего фактический допуск к работе по распоряжению ненадлежащего его представителя, предлагает законодательно закрепить положение о том, что фактический допуск к работе порождает юридические последствия независимо от того, с ведома какого лица это произошло.
7. Предложено дополнить ч. 2 ст. 16 ТК РФ словами «направление военкомата для прохождения альтернативной гражданской службы», поскольку сложные составы, предусмотренные ст. 16 ТК РФ в качестве оснований возникновения трудовых отношений, в ряде случаев охватывают юридические акты, имеющие межотраслевой характер.
8. На основе исследования исторического ракурса трансформации норм, регулирующих изменение содержания трудового договора, диссертант выступает против четко обозначившейся тенденции расширения перечня оснований, дающих работодателю право изменять условия трудового договора без получения на это согласия работника. Законодательное закрепление этой тенденции заключается в том, что Трудовой кодекс РФ в настоящее время четко отграничивает такие правовые категории как «изменение содержания трудового договора» и «перевод на другую работу». При этом перечень условий трудового договора, изменение которых квалифицируется законодателем как перевод на другую работу, требующую согласия работника, в отличие от недалекого прошлого, резко сужается. Это однозначно приводит к снижению уровня гарантий недопустимости одностороннего изменения всех условий трудового договора, установленных соглашением сторон. В диссертации доказывается необходимость возврата к понятию перевода на другую работу, легально определенному ранее в КЗоТ РФ, поскольку оно в полной мере соответствует закрепленной в Трудовом кодексе РФ системе гарантий стабильности условий заключенного трудового договора.
9. Приведены дополнительные доказательства того, что изменения условий трудового договора и содержания трудового правоотношения (т.е. трансформация определенного события или действия в юридический факт) обусловлены определенной процедурой (или фактическими условиями), несоблюдение которой влечет неправомерность таких изменений.
10. На конкретных примерах показано, что юридический факт при прекращении трудового договора – это действие или событие, совершенное в определенном порядке. Все основания прекращения трудового договора классифицированы в зависимости от двух критериев: вида юридического факта, явившегося причиной прекращения; конкретизации субъектов, волеизъявление которых вызвало прекращение трудового договора (взаимное волеизъявление сторон; инициатива работника; инициатива работодателя; инициатива третьих лиц, не являющихся стороной трудового договора). Юридические факты, влекущие прекращение трудовых отношений по независящим от сторон обстоятельствам, можно также классифицировать на действия и события. События, в свою очередь, могут быть абсолютными и относительными.
11. В связи с утверждением Министерством образования и науки РФ нового Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, диссертант уделил особое внимание юридическому факту, с которым связана возможность прекращения трудового отношения с указанными категориями работников - результатам аттестации, подтверждающим несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ст. 81 ТК РФ). По мнению диссертанта, дополнительный правовой способ проверки профессиональной пригодности для занятия указанных в Положении должностей - аттестация - девальвирует роль и значение конкурса, существенно снижает уровень гарантий права на труд для указанной категории работников. Автор обращает внимание на отсутствие в названном выше акте таких юридических фактов как периодичность аттестации, временные отрезки в сроках избрания по конкурсу и очередной аттестацией, а также на неопределенность круга субъектов, возбуждающих вопрос об аттестации конкретного работника.
12. Впервые в науке трудового права исследованы юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение иных непосредственно связанных с трудовыми правоотношений. При этом особое внимание уделено вопросу о необходимости более четкого законодательного закрепления юридических фактов, с которыми должно быть связано полномочное представительство как работников, так и работодателей.
13. Исследованы основания возникновения и прекращения, а также стороны и содержание нового вида отношений, недавно включенных законодателем в предмет трудового права, - отношений по обязательному социальному страхованию. В результате анализа норм ТК РФ и законодательства об обязательном социальном страховании автором обоснован следующий вывод. Во-первых, основанием возникновения данных отношений, как и трудовых, является заключение трудового договора, а основанием прекращения выступают те же юридические факты, с которыми законодатель связывает прекращение трудового правоотношения. Во-вторых, несмотря на общие основания возникновения и прекращения этих отношений, отношения по обязательному социальному страхованию самостоятельны, тесно связаны с трудовыми. В-третьих, отношения по обязательному социальному страхованию, входящие в предмет трудового права, необходимо отграничивать от отношений, возникающих на основе таких юридических фактов как наступление соответствующего страхового случая, указанного в федеральном законе, влекущего право застрахованного на материальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования. Эти отношения включаются в предмет иной отрасли права – права социального обеспечения.
14. Обосновывается решение иных наиболее острых вопросов, возникающих при применении трудового законодательства.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования, теоретические выводы, предложения, а также научно-практические рекомендации могут быть:
- учтены при разработке конституционных законов; в процессе текущего нормотворчества; при подготовке международно - правовых документов;
- приняты во внимание при разработке подзаконных актов министерствами и ведомствами, а также локальных актов – работодателями и профсоюзными органами;
- полезны для работодателей, профсоюзных органов в процессе правоприменительной деятельности;
- реализованы в учебном процессе, а также использованы в научных целях.
Апробация результатов исследования
Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.
Содержащиеся в диссертации теоретические положения, выводы и научно-практические рекомендации, направленные на развитие науки трудового права, а также на совершенствование действующего законодательства и практики его применения, нашли свое отражение в опубликованных монографии, учебном пособии, научных статьях, а также в процессе преподавательской работы в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М .Бербекова. Предложения диссертанта обсуждались в экспертном Совете по вопросам правосудия и правоохранительной деятельности по Южному федеральному округу, в комиссии по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод граждан, гласности Нальчикского городского совета местного самоуправления, в комиссии по трудовым спорам Кабардино-Балкарского государственного университета. Апробация результатов исследования осуществлена также при оказании практической помощи гражданам и организациям при возникновении трудовых споров, на курсах повышения квалификации работников кадровых служб и руководителей организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Некоторые положения диссертации докладывались на международных и региональных научно-практических конференциях. В частности, автор участвовал в: 8 Европейском конгрессе международного общества трудового права и права социального обеспечения (20-23 сентября 2005, Болонья, Италия); 18 Всемирном конгрессе по трудовому праву и праву социального обеспечения (5-7 сентября 2006, Париж, Франция); Международной научно-практический конференции «Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении» (Москва, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения» (Москва, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Право на жизнь и его юридические гарантии в сфере труда и социального обеспечения» (Москва, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения» (Москва, 2009 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, объединяющих 11 параграфов и заключения. К ней прилагается список использованных нормативных материалов и литературных источников.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее научной разработанности, определены цели и задачи, раскрыты теоретические, методологические и информационные основы работы, отмечена научная новизна и сформулированы положения, выносимые на защиту; определено научное и практическое значение исследования, приводятся сведения об апробации полученных результатов.
Первая глава «Общее понятие, значение и классификация юридических фактов», состоящая из трех параграфов, посвящена теоретическим проблемам, имеющим базовое значение для последующего раскрытия темы. При анализе такой категории как юридический факт основополагающее значение приобретает установление места этой категории в механизме правового регулирования, в связи с чем, первая глава имеет важное методологическое значение в общей структуре работы, поскольку в ней анализируются наиболее значимые концепции, теории и взгляды ученых относительно юридических фактов в праве.
В первом параграфе «Роль и значение юридических фактов в праве» раскрывается роль юридических фактов в системе правового регулирования с точки зрения предмета, метода и механизма правового регулирования.
Предмет правового регулирования и юридические факты имеют общий источник - социальную действительность. Первичным элементом предмета правового регулирования выступает, по мнению большинства ученых, социальная ситуация. Юридические факты - это основные элементы (фрагменты) социальной ситуации, фиксирующие главное в ее социальном содержании. Появление юридических фактов показывает, что юридически значимая ситуация налицо.
Отражая возникновение социальной ситуации в сфере правового регулирования, юридические факты наряду с наделением лиц правосубъектностью и с определением объектов правоотношений выступают одним из элементов юридического метода. Юридические факты представляют собой круг обстоятельств, непосредственно связанных с данной ситуацией, отражающих специфические условия ее возникновения. Специфика юридических фактов в трудовом праве обусловлена тем, что трудовое право выполняет функцию публичного и частного права, поэтому нормы в трудовом праве сочетают государственное регулирование с договорным.
Юридический факт является одним из основных элементов правового регулирования, играет активную роль на всех его стадиях. Он формули¬руется нормой права и на стадии общего действия такой нормы в качестве факта-модели ока¬зывает общее ориентирующее воздействие на субъектов. Возникнув в действительности как факт-явление, юридический факт порождает правоотношение, чем приводит в движение, запускает весь механизм правового регулирования, и в дальнейшем оказывает на него влияние. На этапе существования правоотношения юридичес¬кие факты приостанавливают, возобновляют, изменяют, прекращают правовые связи.
В последующем, на стадии реализации правоотноше¬ния, конкретные действия участников трудового права по реали¬зации прав и обязанностей являются новыми юридическими факта¬ми, двигают далее трудовое право в заданном направлении. Значение юридических фактов как раз и проявляется во влиянии последних на правоотношение - их возникновение, наличие, развитие, состояние. Но юридический факт может вызвать и иные правовые последствия, например, аннулировать другие юридические факты.
Обобщенную характеристику роли и задач юридических фактов в механизме правового регулирования можно раскрыть через их функции.
В зависимости от связи с элементами правовой системы выделяются функции - основная, дополнительные и специальные.
Основная функция юридических фактов - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Дополнительные функции состоят в: выполнении гарантий законности; стимулировании воздействия норм права на общественные отношения; ограничении пределов свободного усмотрения; предотвращении и преодолении нарушений норм права. Например, законное принятие на работу предоп¬ределяет правомерность всех последующих действий. Кроме гарантий законности, юридические факты в трудовом праве гарантируют соблюдение общепризнанных международных норм: - гарантированность права на жизнь; - гарантированность свободы труда и запрещение принудительного труда; - гарантированность заработной платы. Данная функция имеет приоритетное значение для трудового права, поскольку законодатель в трудовом праве допускает такие юридические факты, которые по своему содержанию направлены на реализацию международных норм. Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отно¬шения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, обусловливающие эти по¬следствия. Появление одних юридических фактов со¬ответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к их возникновению (основания для премирования, по¬ощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юри¬дических фактов стараются избежать (основания для применения мер дисциплинарной и материальной ответственности и проч.). Наличие у юридических фактов дополнительных функций подчеркивает их самостоятельность в механизме правового регулирования.
Специальные функции юридических фактов связаны с их включением в качестве элементов в фактические составы, поэтому они выполняют определенные функции по отношению как к правоотношению, так и к фактическому составу. В фактическом составе юридические факты могут осуществлять правопорождающую, правопрепятствующую, правопрекращающую и правовосстановительную функции.
Таким образом, юридические факты — не пассивный эле¬мент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально ис¬пользуется законодательством как средство воздействия на пове¬дение субъектов. Анализ функций позволяет отразить как вне¬шние связи юридических фактов с другими средствами правового регулирования, так и связи внутренние, т.е. свойства.
Второй параграф «Понятие и классификация юридических фактов».
Любые юридические факты: представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты; определяются в нормах права, точнее – в их гипотезах; служат непременным условием возникновения, изменения и прекращения правоотношений; влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений; обеспечиваются государственным принуждением. Данные признаки юридических фактов трудно, да и не нужно сводить в классическую дефиницию. Важнейшим признаком является способность юридического факта вызывать наступление правовых последствий.
В структуре фактических обстоятельств, связанных с наступлением правовых последствий, выделяются: во-первых, социально значимые факты, образующие в совокупности ту или иную социальную ситуацию; во-вторых, юридические условия – обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанных с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев (например, для увольнения работника необходимо, помимо прочего, существование трудового правоотношения); в-третьих, собственно юридические факты. При этом правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему иначе - в качестве юридических условий.
Существует две группы условий: а) факты, обусловливающие правоспособность и гражданское состояние субъекта права; б) элементы правообразующих, правоизменяющих или правопрекращающих составов. Диссертант проводит разграничение между юридическими условиями и юридическими фактами, выведенными за рамки конкретных составов.
Итак, формулирование определения юридического факта представля¬ет особую сложность. В науке развернутое понятие юридического факта существует в виде перечня при¬знаков, что обусловлено их множественностью. Юридический факт с общепризнанной точки зрения это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий.
Классификация юридических фактов рассматривается прежде всего по волевому признаку (действия и события – абсолютные и относительные). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (по целевой направленности воли людей могут делиться на индивидуальные акты, юридические поступки и результативные действия) и неправомерные - преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные). Особый вид составляют правонарушения, выражающиеся в издании органами государства, организациями и их должностными лицами незаконных решений, постановлений, приказов; а также процессуальные правонарушения (несоблюдение процедурных требований, предъявляемых к порядку рассмотрения дела, порядку принятия решения). Данная проблема весьма актуальна для трудового права, поскольку в сфере регулирования социально-трудовых отношений отсутствует хорошее процедурное (процессуальное) законодательство, нет необходимых нормативных актов, четко регулирующих порядок работы.
Рассмотрена классификация юридических актов на односторонние и двусторонние. Односторонний акт влечет за собой правовые последствия независимо от воли других лиц. К ним относятся односторонние сделки, завещания, судебные решения, зачет, признание долга. Двусторонние юридические акты требуют наличия соглашения между двумя лицами или организациями. Важно при этом, чтобы воля обеих сторон была выражена в едином акте, порождающем одни и те же последствия. Примером могут служить трудовой договор, коллективный договор, соглашения.
Кроме вышеназванной классификации юридические факты можно разделить на простые и сложные юридические составы. Проанализированы различные точки зрения по данному вопросу. Исследован вопрос о юридическом значении отдельных его элементов, о презумпциях и фикциях, о завершенных и незавершенных составах.
По форме проявления юридические факты подразделяются на положительные (факты, которые выражают реально существовавшее или существующее в данный момент явление действительности - например, изданные административные акты, явления стихийного характера) и отрицательные (факты, выражающие отсутствие определенных явлений -например, отсутствие определенной степени родства и др.).
Деление юридических фактов осуществляется и по характеру их действия. В этом смысле выделяются факты: однократного действия и непрерывного юридического действия.
Можно классифицировать юридические факты по наличию или отсутствию признака дихотомичности деления. По признаку определенности нормативной модели юридические факты можно подразделить на определенные и относительно – определенные.
По характеру наступающих последствий юридические факты делятся на правообразующие (прием на работу, вступление в брак), правоизменяющие (перевод на другую работу), правопрекращающие (увольнение с работы, истечение срока лишения свободы).
Третий параграф «Юридические факты в трудовом праве» представляет собой анализ развития теории юридических фактов в трудовом праве. В.М.Лушникова и А.М.Лушников правильно отмечают, что «целостного учения о юридических фактах в трудовом праве так и не было создано, … что связано с раздробленностью и определенной хаотичностью самого трудового законодательства». Э.Н.Бондаренко подчеркивает: «Поворот к проблеме юридических фактов в монографической и учебной литературе, хотя и медленный, и внимание к ней, хотя и весьма скромное, безусловно, положительный момент. Однако потребность в глубоком исследовании темы сохраняется».
Трудовой кодекс РФ не содержит легального определения юридического факта в трудовом праве, не являются безупречными гл. 2 «Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений» и нормы об основаниях изменения и прекращения трудовых правоотношений. Более того, юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения иных непосредственно связанных с трудовыми правоотношений практически не нашли отражения в Трудовом кодексе РФ.
По признаку документального деления юридические факты могут подразделяться на оформленные и неоформленные. В трудовом праве многие фактические обстоятельства порой долго существуют в незафиксированном виде, например, когда трудовое отношение оформляется после фактического допуска лица к работе.
По признаку определенности нормативной модели юридические факты в трудовом праве можно подразделить на относительно-определенные и определенные. К относительно-определенным юридическим фактам примыкают обстоятельства, получившие юридическое значение в порядке обратной силы закона. Определенные юридические факты исчерпывающе очерчены в норме права и не требуют какой-либо конкретизации со стороны правоприменительных органов. В их числе, например, возраст, наличие трудовых отношений, гражданство, семейное положение и проч. Особое внимание автор уделил исследованию юридического факта – возраста, который по своим свойствам и содержанию исчерпывающе прописан в нормах права и возникает независимо от воли людей, но влечет за собой правовые последствия.
Классификация юридических фактов - средство изучения правовых отношений. По мнению диссертанта, научная и практическая ценность классификации юридических фактов в литературе раскрыта не в полной мере. Диссертант рассматривает спорный вопрос о месте состояний в классификации юридических фактов. Он признает наличие в трудовом праве юридических фактов – состояний. Однако состояния, как и сроки, более тяготеют к событиям; в некоторых случаях их начало, приостановление, истечение связаны с действиями участников социально-трудовых отношений. Состояния производны от действий или событий, поэтому не образуют самостоятельные классификационные группы. Состояния и сроки есть особые внеклассификационные виды вторичных юридических фактов, кото¬рые должны быть вынесены за пределы классификации на дей¬ствия и события.
Не следует стремиться к созданию классификации юридических фактов, охватывающей все их возможные подразделения. Постановка подобной задачи не вызывается практической необходимостью. Сверхсложная классификация может привести к еще большей схематизации и формализации теории юридических фактов, оторвать ее от практических задач совершенствования законодательства и применения права.
Не вступая в дискуссию по вопросам сферы действия и предмета трудового права, автор для подтверждения межотраслевого характера отдельных юридических фактов использовал законодательство о государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, о лицах, проходящих альтернативную гражданскую службу.
При анализе юридических фактов в рамках деления их на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие с учетом предмета трудового права, диссертант исходит из традиционной классификации общественных отношений, подразделяя их на коллективные и индивидуальные.
Подводя итог сказанному, отметим, что юридичес¬кие факты в трудовом праве имеют значение в нескольких ас¬пектах и представляют в связи с этим особый научный интерес.
В трудовом праве, как и в других отраслях права, юридические факты:
1) обеспечивают динамику социально-трудовых отношений. Это - начальный и необходимый уровень изучения их сущности;
2) обуславливают специфику социально-трудовых отношений, нередко предопре¬деляют их содержание, могут прямо влиять на предмет регулирования трудового права;
3) отражают фактическую обоснованность трудовой дея¬тельности. В трудовом праве затрагиваются конституционные права и свободы граждан, интере¬сы многих людей и общества в целом, поэтому обоснованность факта¬ми любого действия или решения есть непреложное условие законности и соблюдения общепризнанных международных норм. Любое правоприменение включает в себя на первом этапе уяснение правовых норм, их соответствие международным нормам, на втором этапе оценку наличия фактов, предусмотренных нормой;
4) являются одним из элементов предмета доказывания. От точного определения круга необходимых юридических фактов, от их правовой оценки, зависит правильность принятия решений работодателем, работником и государственными органами.
Глава вторая «Основания возникновения индивидуального трудового правоотношения» посвящена анализу ст. 15-19 ТК РФ и нормативных правовых актов, регулирующих труд отдельных категорий работников.
В первом параграфе «Трудовой договор» представлена характеристика трудового договора - самостоятельного юридического факта как обязательного основания возникновения трудовых отношений.
В последние годы в трудовом праве рассматривается проблема соотношения воли и волеизъявления (Э.Н. Бондаренко, С.П. Маврин, Е.Б.Хохлов). Проблема заключения трудового договора посредством согласования выраженных волевых действий сторон получила отражение и в Трудовом кодексе РФ. Трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) - это соглашение. В.И. Лозко, проанализировав соотношение терминов «воля» и «волеизъявление», пришла к выводу, что соглашение - это согласование двух воль и волеизъявления. Вопрос о соотношении воли и волеизъявления малоизучен в трудовом праве. С точки зрения диссертанта, учение о договорах - сугубо цивилистическая теория. И вряд ли уместно распространять ее на трудовые договоры. Более того, обращение к ней дает дополнительный аргумент сторонникам распространения гражданского права на трудовые отношения.
Трудовой договор становится юридическим фактом после достижения соглашения. По общему правилу, моменты заключения трудового договора и вступления его в силу совпадают. Особое внимание диссертант уделяет фактическому допуску к работе, произведенному ненадлежащей стороной. На основе анализа ст. 20 ТК РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации» в ред. от 28 декабря 2006 г. № 63, автор приходит к выводу о том, что иные лица, имеющие право заключать с работником трудовой договор, должны быть уполномочены соответствующим органом управления. Такое полномочие может быть зафиксировано в уставе юридического лица, постановлении высшего органа или приказе единоличного исполнительного органа юридического лица, либо доверенности. В диссертации рассмотрен круг субъектов, исполняющих функции работодателя, на примере средств массовой информации.
Итак, для возникновения трудового правоотношения при фактическом допущении работника к работе необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: фактического приступления к работе и допуска к ней представителем работодателя, обладающим правом приема на работу.
Однако ни в Трудовом кодексе РФ, ни в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 не закреплена обязанность представителя работодателя предоставить соответствующему работнику документы, подтверждающие его полномочия осуществлять прием на работу. Автор предлагает дополнить ч. 1 ст. 61 ТК РФ такой обязанностью.
Кроме того, по мнению диссертанта, фактическое допущение к работе должно порождать юридические последствия независимо от того, с ведома какого лица была допущена такая работа, чтобы избежать злоупотребление правом со стороны работодателя. И в этой части нельзя согласиться ни с В.И. Лозко, ни с А.С.Феофилактовым, утверждающими, будто в случае допуска к работе ненадлежащим лицом, трудовые отношения между сторонами не возникают; в подобном споре допустимо применение норм гражданского законодательства.
Автор также отвергает позицию ученых, которые предлагают исключить юридическую возможность допуска к работе без заключенного в письменной форме трудового договора. Приступление лица к работе без письменного трудового договора осуществляется им на свой риск, признается злоупотреблением правом ввиду не использования права на заключение трудового договора в письменной форме. Такие новеллы противоречат основным принципам и нормам трудового права. «Эффективность защиты прав и интересов работников в сфере трудовых отношений зависит, прежде всего, от факта существования между работодателем и наемным работником реального трудового правоотношения».
Еще одной важной проблемой является разрыв между датой подписания трудового договора и датой фактического начала работы. Разрыв в этих сроках породил проблему неурегулированности ситуации в тех случаях, когда каждая из сторон договора пытается реализовать возникшие у нее права и обязанности до начала трудовой деятельности (например, абсурдными будут требования работодателя о соблюдении второй стороной договора правил внутреннего трудового распорядка, как и требование второй стороны об оплате за период со дня подписания договора до дня начала работы). Следовательно, срок подписания трудового договора никаких юридических последствий для реализации его содержания не влечет, если отсутствует сам факт начала работы, который является доказательством реальности намерения обеих сторон вступить в трудовое правоотношение. Следовательно, нельзя признавать трудовой договор заключенным со дня его подписания, а не со дня фактического начала работы – как это было ранее зафиксировано в Кодексе законов о труде РФ.
Во втором параграфе «Сложные юридические составы» исследованы основания возникновения трудового правоотношения, перечисленные в ч. 2 ст. 16 ТК РФ: избрание на должность, избрание по конкурсу; назначение на должность или утверждение в должности; направление на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебное решение. Все перечисленные в ст. 16 ТК РФ сложные составы включают в себя только действия. Завершает создание сложного состава трудовой договор - обязательный правообразующий факт, что прямо следует из названия ст. 16 ТК РФ. На примере конкретных юридических фактов доказано, что многие сложные составы являются разноотраслевыми.
Анализируя юридический факт – избрание по конкурсу (ст. 18 ТК РФ), автор пришел к выводу, что и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, и Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации», утвержденное приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. № 4114 содержат лишь основные идеи проведения конкурса. Конкретные требования к конкурсному отбору целесообразно урегулировать в соответствующем локальном акте вуза, уточнив в нем Положения № 4114 применительно к специфике высшего учебного заведения. В качестве примера соответствующего локального акта приводится Положение о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденное приказом Минобразования России, Минздравсоцразвития России, РАН от 23 мая 2007 г. № 145/353/34. По мнению диссертанта, следует закрепить на федеральном уровне обязанность работодателя публиковать информацию о конкурсе не только в периодической печати и других средствах массовой информации, но и на сайтах высших учебных заведений в сети Интернет.
Исходя из широкого межотраслевого контекста рассмотрения отдельных проблем, при избрании по конкурсу автор проанализировал трудовые отношения государственных служащих, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера; муниципальных служащих. При приеме на муниципальную службу заключению трудового договора может предшествовать проведение конкурса. Однако данную категорию лиц ст. 16 ТК РФ не упоминает. И.О.Снигирева подчеркивает, что для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих особенности оформления трудовых отношений имеют важное значение.
Автор также солидарен с выводом А.И. Шебановой, что служебно-трудовые отношения государственных служащих, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера, возникают на основании сложного юридического состава – «полученного направления на работу, связанную с выездом за границу; документами об успешном прохождении конкурса на вакантную должность гражданской службы; приказа МИД России о назначении победителя конкурса на соответствующую должность и заключения с ним служебного контракта».
При назначении на должность или утверждении в должности основанием для возникновения трудового правоотношения является сложный фактический состав, в который входит два юридических факта: трудовой договор и административный акт индивидуального значения (назначение на должность или утверждение в должности). Но при утверждении в должности вышестоящим органом на основе достигнутого соглашения на работника возлагается лишь исполнение обязанностей, а «устойчивый характер трудовые правоотношения приобретают только после издания приказа об утверждении в должности». До издания такого приказа сложный юридический фактический состав является не завершенным.
Направление на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты как сложный состав также содержит юридические факты, принадлежащие не только трудовому праву, но и состоящие из: направления на работу, выдаваемого уполномоченными законом органами занятости в счет установленной квоты, и трудового договора. В отличие от других юридических фактов – действий, закрепленных в ст. 16 ТК РФ, процедура направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты, может быть установлена только законами, иными нормативными правовыми актами, но не уставом (положением) организации.
Судебное решение о заключении трудового договора играет роль юридического факта в возникновении трудового отношения в случае необоснованного отказа в приеме на работу. Судебное решение как акт применения права обладает способностью воздействовать на процессуальные и некоторые материальные правоотношения. Любое решение суда по форме проявления - это положительный юридический факт (воздействовать на правоотношение - и материальное, и процессуальное - может только судебное решение); по признаку документального закрепления - всегда оформленный юридический факт (документ); по признаку определенности нормативной модели, будучи предусмотренное нормами процессуального права, - определенный юридический факт; по содержанию и взаимоотношению с другими юридическими фактами - производный юридический факт; по связанности с волей человека – действие; по юридической направленности - юридический властный акт, поскольку выносится судом. Строение воли, содержащейся в судебном решении как юридическом факте, позволяет отнести его к односторонним актам. При преобразовании материальных правоотношений судебное решение выступает юридическим фактом однократного действия.
Особое внимание диссертант уделяет альтернативной гражданской службе. По его мнению, трудовые правоотношения граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы, возникают на основании сложного юридического состава: 1) направления на альтернативную гражданскую службу; 2) заключения трудового договора.
Факты, как и в других случаях, закрепленных в ч. 2 ст.16 ТК РФ должны следовать один за другим в строгой, установленной нормами законодательства об альтернативной гражданской службе последовательности. Прохождение процедуры направления на альтернативную гражданскую службу еще не порождает трудового правоотношения. Но этот факт дает гражданам, направляемым для прохождения альтернативной гражданской службы, возможность требовать от организации-работодателя заключения трудового договора. Данный сложный юридический состав относится к завершенным, поэтому трудовые отношения возникнут только после заключения трудового договора. На взгляд диссертанта, необходимо дополнить ст.16 ТК РФ таким юридическим фактом как возникновение трудовых отношений на основании трудового договора в результате направления на альтернативную гражданскую службу, изложив ее в следующей редакции: «направление военкомата для прохождения альтернативной гражданской службы».
Глава третья «Основания изменения индивидуального трудового правоотношения» посвящена юридическим фактам, влекущим изменение трудового правоотношения.
В первом параграфе «Гарантии стабильности условий трудового договора и его содержание» раскрывается понятие юридических фактов, влекущих изменение содержания трудового правоотношения, в качестве которых может выступать изменение условий трудового договора, сопровождающееся изменением прав и обязанностей субъектов трудового отношения, т.е. его содержания.
Диссертант раскрывает соотношение понятий «условия труда» и «условия трудового договора»; «изменение условий трудового договора» и «перевод на другую работу»; «место работы» и «рабочее место».
Введение в Трудовой кодекс РФ понятия как «существенных» (в ред. 2001 г.), так и «обязательных» (в ред. 2006 г.) условий, автор считает теоретически неоправданным. При формировании перечня существенных условий трудового договора в ст. 57 ТК РФ законодатель не учел традиционного разделения условий трудового договора на производные и непосредственные, так как к обязательным (существенным) условиям отнесены и те, и другие. Для исключения теоретических разногласий и трудовых споров между работником и работодателем автор предлагает включить в ст. 57 ТК РФ такие понятия как «производные условия трудового договора» и «непосредственные условия трудового договора». Производные условия - это условия, о которых стороны не договариваются, поскольку с момента заключения договора эти условия в силу закона и договора обязательны для выполнения. Непосредственные условия определяются соглашением сторон (работника и работодателя). Кроме того, предлагается в ч. 2 статьи 57 ТК РФ термин «обязательные…» заменить термином «необходимые».
Изменение любого условия трудового договора, как производного (вытекающего из нормативных актов), так и непосредственного, включая дополнительное условие, влечет изменение содержания трудового договора.
Второй параграф «Понятие изменения содержания трудового правоотношения» посвящен таким юридическим фактам как: перевод; перемещение; изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда; исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Рассмотрев в историческом аспекте трансформацию норм, определяющих понятие перевода на другую работу, автор пришел к выводу, что содержание этого понятия, данное законодателем на сегодняшний момент, не может быть принято навсегда. Нельзя не считаться с объективно сложившимися условиями труда в организациях, с социально экономической ситуацией в стране и со многими другими факторами. На основе анализа законодательства, судебной практики и доктринальных определений понятия «перевод на другую работу», диссертант считает необходимым вернуться к определению понятия перевода на другую работу, ранее закрепленному в Кодексе законов о труде РФ, поскольку оно более соответствует установленной в Трудовом кодексе РФ системе гарантий стабильности условий заключенного трудового договора.
С точки зрения юридических фактов, перевод на другую работу – это, как правило, двусторонний юридический факт, за исключением временного перевода на другую работу на основании ч. 2 и 3 ст.72.2 ТК РФ.
Отличие изменения условий трудового договора в рамках ст. 74 ТК РФ от перевода на другую работу заключается не только в обусловленности изменения трудового договора наличием организационных или технологических изменений труда на производстве и невозможности изменения условия о трудовой функции; но и тем, что данный юридический факт всегда предполагает одностороннее волеизъявление работодателя, в отличие от перевода, который, как правило, осуществляется по соглашению сторон.
Правомерность или неправомерность изменения условий трудового договора и содержания трудового отношения (т.е. трансформация определенного события или действия в юридический факт) обусловлены определенной процедурой (или фактическими условиями).
Глава четвертая «Основания прекращения индивидуального трудового правоотношения» состоит из двух параграфов, раскрывающих все основания расторжения трудового договора.
В связи с финансово-экономическим кризисом, проблема увольнения работников становится актуальной. Президент РФ Д.А.Медведев поручил пресекать все незаконные увольнения во время кризиса: «Если кто-то осуществляет процедуры, вытекающие из Трудового кодекса РФ, они должны осуществляться в соответствии с действующим законом, не допуская манипулирования законом и передергивания». Далеко не все нынешние увольнения продиктованы возникшими у организаций экономическими трудностями, поэтому автор считает целесообразным включить в текст Трудового кодекса РФ отдельную статью, закрепив в ней юридические факты, которые не могут являться основанием увольнения, в соответствии со ст. 5 Конвенции МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».
Правопрекращающие юридические факты можно классифицировать по различным критериям.
Диссертант солидарен с Л.А Андреевой, К.Н Гусовым, О.М. Медведевым в том, что «разброс мнений в юридической литературе на классификацию оснований прекращения трудового договора весьма значителен», «все условно и получается много натяжек, ряд из которых преодолеть невозможно». Вместе с тем автор предлагает следующую классификацию оснований прекращения трудового договора:
1. Волевые правопрекращающие юридические факты:
- соглашение сторон, направленное на расторжение трудового договора (п. 1 ст.77, 78 ТК РФ);
- односторонние действия (волеизъявление, инициатива) работника, направленные на расторжение трудового договора (п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ).
- односторонние действия (волеизъявление, инициатива) работодателя, направленные на расторжение трудового договора (ч. 4 ст. 77, ст. 71, 81 ТК РФ).
- воля третьих лиц (п.1- 4, 8, 11, 12 ч.1 ст. 83 ТК РФ).
2. Правопрекращающие юридические факты, независящие от воли сторон: действия и события. События в свою очередь могут являться: абсолютными (пп. 6, 7 ч. 1 ст.83 ТК РФ) и относительными (пп. 9, 10 ч. 1 ст.83 ТК РФ; ч. 4 ст.79 ТК РФ; п. 2 ст. 77, ст. 79 ТК РФ).
Юридические факты, при наступлении которых трудовое правоотношение прекращается, в основном, представляют собой юридические акты. Различие между юридическим актом, прекращающим трудовое правоотношение, и основанием увольнения состоит в том, что наличие основания увольнения само по себе не прекращает действия трудового правоотношения, а лишь дает возможность соответствующему лицу или органу принять юридический акт, прекращающий трудовое правоотношение.
Первый параграф «Волевые правопрекращающие юридические факты» посвящен анализу ст. 77 и 81 ТК РФ.
Юридические факты, закрепленные в названных статьях, становятся таковыми при условии соблюдения всех фактических условий, процедуры увольнения.
Юридический факт при прекращении трудового правоотношения – это действие или событие, совершенное в определенном порядке. При нарушении условий факты не становятся юридическими. Правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему иначе - в качестве юридических условий. В одних правоотношениях фактические обстоятельства могут быть юридическими фактами, в других, связанных с первыми, - они проявляют себя как юридические (нормативные) условия.
Исходя из обозначенной классификации, рассмотрены правомерные действия сторон трудового отношения, направленные на прекращение трудового договора.
Соглашение сторон (п. 1 ст.77, 78 ТК РФ) есть правомерное двустороннее действие - самостоятельное основание для расторжения трудового договора, которое предполагает совместное волеизъявление сторон договора об окончании трудовых отношений. Трудовой договор заключается по соглашению сторон, поэтому и прекращается по соглашению сторон в любое время. Двустороннее соглашение (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), направленное на отказ работника от гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, ухудшает положение работника в сравнении с действующим законодательством.
Вторую группу правомерных действий сторон трудового отношения, направленных на прекращение трудового договора, составляют односторонние действия.
Если рассматривать односторонние действия работника (п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ), то Трудовой кодекс РФ предусматривает единый порядок увольнения работника независимо от вида трудового договора: срочного или заключенного на неопределенный срок.
Для возникновения данного юридического факта требуются наличие следующих фактических условий: - обязательной письменной формы заявления об увольнении; - волеизъявление (согласие) работника.
Анализируя односторонние действия работодателя, направленные на расторжение трудового договора (ч. 4 ст. 77, ст. 71, 81 ТК РФ) за основу автор взял классификацию, предложенную Е.П.Циндяйкиной, И.С.Цыпкиной.
Все основания прекращения трудового договора, закрепленные в ст. 81 ТК РФ, делятся на общие (распространяющиеся на всех работников), и специальные (распространяющиеся только на специальных субъектов). В свою очередь, общие основания прекращения трудового договора можно подразделить на три группы в связи:
1) с изменениями в организации труда (пп. 1, 2 ст.81 ТК РФ);
2) с личными качествами работника или восстановлением его нарушенных прав (ст. 71, пп. 3, 4, 13 ст. 81 ТК РФ);
3) с виновными действиями со стороны работника (пп. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст. 81 ТК РФ).
Для всех перечисленных оснований расторжения трудового договора характерна строгая последовательность накопления юридических фактов, т.е. предыдущий юридический факт состава необходим для наступления следующего.
Наиболее часто встречающиеся на практике основания расторжения трудового договора – это сокращение численности или штата работников, неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания, однократного грубого нарушения трудовых обязанностей.
Для расторжения трудового договора по п. 1 ст. 81 ТК РФ не имеет значения, кто именно и по каким причинам принял решение о ликвидации организации. Главное – наличие юридического факта - решения о ликвидации, принятого уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, что, в свою очередь, явится основанием для предупреждения работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации.
Ликвидация организации не всегда происходит по инициативе работодателя. Работодатель иногда обязан расторгнуть трудовой договор с работником не по своей инициативе. Поэтому необходимо исключить п. 1 ч.1 из ст. 81 ТК РФ и пере¬нести его в ст. 83 ТК РФ. Аналогично поступил законодатель в Федеральном законе РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, исключив предусмотренное в п. 12 ст. 81 ТК РФ такое основание для увольнения, как «прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне», перенеся его в п. 10 ст. 83 ТК РФ, которая называется «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон».
Для правомерности сокращения численности или штата работников организации (п.2 ст.81 ТК РФ), необходимо одновременное наличие следующих юридических фактов:
1) действительное сокращение численности или штата работников организации, что доказывается сравнением старой и новой численности в штатном расписании;
2) учёт преимущественного права на оставление на работе, предусмотренного трудовым законодательством. Проблема состоит в том, что данный круг граждан, закрепленный в Трудовом кодексе РФ, в ред. до 30 июня 2006 г., был шире. Сейчас дополнительные гарантии устанавливаются для каждой категории еще и отдельными нормативными актами, что затрудняет их правоприменение. Диссертант предлагает все категории граждан, в отношении которых преимущественное право на оставление на работе закреплено в различных нормативных актах, объединить в одну норму Трудового кодекса РФ - в ст.179 ТК РФ;
3) трудоустройство увольняемого работника с его согласия в той же организации на иную вакантную должность, если работодатель либо не получил на то согласия увольняемого, либо в организации отсутствует иная должность;
4) письменное под расписку предупреждение работника за два месяца об увольнении;
5) учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации об увольнении работника – члена профсоюза.
В полной мере не урегулирован вопрос о критериях массового увольнения работников, в соответствии с ч. 1 ст. 82 ТК РФ эти критерии должны определяться в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. В настоящее время принято лишь 20 отраслевых соглашений, большинство из которых полностью повторяют Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99.
Вторая группа оснований расторжения трудового договора – юридические факты, связанные с личными качествами работника или восстановлением его нарушенных прав. Для увольнения работника в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81 ТК РФ), требуется наличие сложного юридического состава.
Аттестация проводится в организации на основании федерального, отраслевого либо локального нормативного акта. На федеральном уровне до сих пор действует Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267 в редакции от 14 ноября 1986 г. № 486/489.
Трудовой кодекс РФ усиливает значение аттестации, впервые закрепив возможность проведения аттестации работников, занимающих должности научно – педагогического работника (ст. 332 ТК РФ). Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников, может проводиться до истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному ч. 3 ст. 332 ТК РФ, или в течение срока срочного трудового договора.
С одной стороны, данная новелла весьма актуальна, поскольку пять лет – а именно такая максимальная периодичность установлена для конкурсного отбора – очень большой срок и на практике нередки случаи, когда преподаватель теряет возможность заниматься научно-педагогической деятельностью до истечения этого срока, следовательно, работодатель должен иметь правовую возможность в случае возникшей необходимости прекратить трудовые отношения на законных основаниях.
С другой стороны, работник и так периодически участвует в конкурсном отборе, не говоря уже о возможности злоупотребления правом со стороны работодателя. Проанализировав приказ Министерства образования и науки от 06 августа 2009 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников», диссертант предлагает закрепить в законодательстве периодичность проведения аттестации, через какой промежуток времени можно проводить аттестацию до прохождения конкурсного отбора, поскольку и аттестация и конкурс фактически преследуют одну и ту же цель. Более того, по мнению диссертанта, категории работников, подлежащих аттестации, порядок ее проведения и другие принципиально важные вопросы, связанные с аттестацией, должны быть урегулированы законом, поскольку для данного основания расторжения трудового договора характерна строгая последовательность накопления юридических фактов
Правовые последствия аттестации могут быть следующими: а) соответствует занимаемой должности; б) не соответствует занимаемой должности. В последнем случае работодатель может оставить работника в занимаемой должности под свою ответственность, либо уволить работника по п. 3 ст. 81 ТК РФ. Так 
ФИО: Долова Анжела Заурбиевна
Дата защиты: 21.01.2010
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Специальность: 12.00.05



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru