Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В этот день, 23 октября
2014.10.23
23 октября 1908 года – родился советский физик Илья Михайлович Франк, автор теории излучения. Лауреат Нобелевской премии 1958 года «за открытие и истолкование эффекта Вавилова–Черенкова», совместно с Игорем Евгеньевичем Таммом и Павлом Алексеевичем Черенковым. Данное изыскание привело к созданию нового ...

Прошла торжественная церемония вручения Премии RUSNANOPRIZE 2014
2014.10.23
Ежегодную премию RUSNANOPRIZE вручили председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс и управляющий директор, руководитель Института технологических исследований, Shimadzu Corporation Йошикадзу Йошида. В этом году лауреатами премии по направлению «Оптика и нанолектроника» были признаны профессор ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности / 

Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности

На правах рукописи
Енин Алексей Владимирович
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Воронеж – 2010
2
Работа выполнена в Воронежском государственном университете
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Сокольников Юрген Петрович
доктор педагогических наук, профессор
Коровин Владимир Михайлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сокольникова Элла Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Фактор Алексей Моисеевич
доктор педагогических наук, профессор
Тутолнин Александр Викторович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Защита состоится 24 декабря 2010 года в 14 часов 00 минут на заседании диссер-
тационного совета Д 212.038.11 по защите диссертаций на соискание ученой сте-
пени доктора наук при Воронежском государственном университете по адресу:
394086, г. Воронеж, пр-т Революции, 24, ауд. 410.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Воронежского государственного университета
Автореферат разослан 19 ноября 2010г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Бережная И.Ф.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Воспитание творчески активной личности уча-
щихся приобретает сегодня все возрастающее социальное значение. Острая необхо-
димость в разработке научно-обоснованных рекомендаций в этой области объясняет-
ся как потребностями педагогической практики, так и необходимостью формирова-
ния личностных качеств человека, востребованного современным обществом.
В Национальной образовательной инициативе президента Российской Федера-
ции Д.А. Медведева «Наша новая школа» отмечается, что реализация планов долго-
срочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечи-
вающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.
Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и
социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важ-
нейшими условиями которой становятся формирование таких качеств личности, как
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные реше-
ния. В качестве одного из действенных средств рассматривается создание творческой
среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся каждого общеобра-
зовательного учреждения.
Реализация этих актуальных, имеющих социальное значение, задач лежит в об-
ласти воспитания, где особое место отводится воспитанию творчески активной лично-
сти.
В современных условиях каждый человек должен быть конкурентоспособным
во всех сферах жизнедеятельности. Это – неизбежное явление развивающегося демо-
кратического общества и необходимое условие его прогресса. Под конкурентоспо-
собностью мы понимаем не только направленность личности на учет постоянно из-
меняющихся условий жизни, повышение производительности труда и проявление ее
деловых качеств, но и, прежде всего, способности человека постоянно вносить в свою
деятельность новое, оригинальное, работать в режиме поиска. Механизмом реализа-
ции этих способностей может выступать творческая активность.
Современным педагогам дана возможность самим моделировать и реализовы-
вать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и
культурным традициям. В ее основе лежат гуманистические концепции воспитания,
построенные на научных знаниях о закономерностях воспитательного процесса. Се-
годня на первый план среди разнообразных качеств личности выходят такие, как мо-
бильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариатив-
ность мышления.
Все эти качества тесно связаны с понятием «активность»: деловая, социальная,
творческая и др. Здесь нельзя не обратить внимания на тот факт, что эта активность
часто проявляется стихийно, неосознанно или интуитивно. Вследствие этого она (ак-
тивность) может хаотично менять свой вектор развития (существования): из области
позитивной мотивации личности в негативную, не благодаря чему-либо, а вопреки,
созидание через разрушение.
Поэтому для педагогической науки, занимающейся проблемами становления
личности ребенка, очень важно направить его развитие (и корректировать в будущем)
по пути выбора положительных мотивов самореализации. В этом случае, говоря о
проявлении качеств творчески активной личности, мы подразумеваем процесс их
воспитания, так как оно всегда имеет ценностно-мотивационную окраску, четкое це-
4
леполагание, представляет собой целенаправленный процесс и требует осознанного
обратного действия со стороны воспитанника.
Большими возможностями в воспитании творчески активной личности облада-
ет внеклассная деятельность, которая создает условия для различных видов творчест-
ва (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития ка-
честв творчески активной личности. В то же время, внеклассная деятельность в обра-
зовательных учреждениях зачастую имеет локальную, узкую направленность (пре-
имущественно познавательную или досуговую), не является самоорганизующейся
системной практикой, создающей новые образцы ценностного творческого взаимо-
действия воспитанников и воспитателей.
Повышение интереса к проблеме воспитания творчески активной личности
объясняется рядом факторов, определяющих развитие современной школы: усилени-
ем процессов демократизации и гуманизации современного российского образова-
ния; изменением ценностно-целевых ориентиров в образовании, необходимостью
разработки новой образовательной парадигмы, направленной на развитие духовных,
творческих и активных качеств личности человека; расширением образовательного
пространства за счет появления различных новых типов учебных заведений, ориен-
тированных на инновационное образование, новых социально-образовательных
структур (общественных, государственных и частных); ориентацией деятельности
педагогов на «открытое», продуктивное образование; востребованностью педагога,
способного вносить в свою деятельность новое, нужное, и, самое главное, интересное
для своих воспитанников.
На фоне проявления, с одной стороны, различных отрицательных социальных
явлений и бездуховности, а с другой стороны – все возрастающего внимания к воспи-
тательным проблемам со стороны государства, образовательному учреждению сего-
дня, как никогда, нужна организация комплекса мер по восстановлению культурных
традиций, развитию гуманистических начал в сфере образования.
Одним из базовых понятий исследования выступает понятие «воспитание»,
имеющее многочисленные трактовки. Это может быть и целенаправленное форми-
рование личности (В.В. Давыдов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова и др.), и управление
процессом формирования и развития личности (Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников и
др.), и поддержка в самоактуализации (Л.В. Байбарадова, О.С. Газман, Т.Б. Корнетов,
А.В. Мудрик, В.А. Петровский и др.), и создание условий (Е.В. Бондаревская,
О.С. Газман, М.А. Ковальчук, С.В. Кульневич, Н.Н. Таланчук, и др.) для самоактуа-
лизации или для формирования и развития личности и т.д.
Определяя содержание воспитания, многие исследователи тоже руководству-
ются различными основаниями для его понимания. Они выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие об-
щества на человека в целом, то есть фактически отождествляют воспитание с социа-
лизацией (Д.В. Григорьев, Г.Б. Корнетов, Л.М. Лузина, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Нови-
кова и др.);
- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправлен-
ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений
(Б.З. Вульфов, И.А. Зимняя, З.Д. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Ю.П. Со-
кольников и др.);
5
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательную дея-
тельность, целью которой является формирование у детей системы определенных ка-
честв, взглядов, убеждений (Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Ю.М. Ор-
лов, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.);
- воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитатель-
ных задач (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, Е.Ш. Ямбург и др.).
Несомненно, что результаты и эффективность воспитания в условиях социаль-
ного обновления общества определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвое-
ние и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколь-
ко готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активно-
сти и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и ре-
шать задачи, не имеющие аналогов в опыте предыдущих поколений.
Разрабатывая тему исследования и определяя ее актуальность, мы останови-
лись на выборе следующей трактовки понятия «воспитание творчески активной лич-
ности» – это специально организованный процесс взаимодействия воспитателей
и воспитанников, направленный на развитие личности, готовой и способной к
активной творческой самореализации.
Основными понятиями исследования выступают: «творческая активность» как
характеристика деятельности, и «творчески активная личность» как характеристика
личности, «внеклассная деятельность» и «воспитание творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности».
Под воспитанием творчески активной личности во внеклассной деятель-
ности мы подразумеваем придание этой личности ценностно-смысловой и моти-
вационной направленности (поскольку сама по себе творческая активность цен-
ность нейтральная), где внеклассная деятельность выступает средством воспита-
ния творчески активной личности. Эта деятельность, выступая частью педагогиче-
ского процесса, является ценностно заданной и просоциальной и предполагает воз-
можность использования в процессе реализации широкого разнообразия методиче-
ских рекомендаций и накопленного педагогического опыта.
Степень разработанности проблемы.
Проблема изучения и становления творчески активной личности имеет дли-
тельную и обширную историографию. Феномен Человека, как деятельностного, по-
знающего и творческого субъекта представлен в философско-психологических ис-
следованиях А.Адлера, Б.Г.Ананьева, Е.П. Белозерцев, Н.Бердяева, П.П.Блонского,
Л.С.Выготского, Дж.Гилфорда, И.Канта, А.Маслоу, К.Роджерса, С.Л. Рубинштейна,
К.Соловьева, Э.Торренса, Л.Фейербаха, Э.Фромма, и др. Анализ философско-
педагогических воззрений мыслителей прошлого (Аристотель, Демокрит, Сократ,
Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Н.Вентцель, А.И.Герцен,
Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.)
показал, что уже в них были определены проблемы творческого саморазвития чело-
века, а также многие творческие составляющие труда педагога-воспитателя.
Большой вклад в разработку проблем развития социальной и творческой ак-
тивности учащихся внесли выдающиеся российские педагоги двадцатого столетия
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др. Изучению этой проблемы по-
священы специальные исследования философов Г.С.Батищева, М.М. Бахтина,
В.Д.Губина, М.А.Данилова и др.; психологов Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского,
6
Н.Д.Левитова, Н.С.Лейтеса, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Ю.А.Самарина,
Б.М.Теплова; педагогов К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, И.А. Зимней,
Л.И. Новиковой, А.В. Петровского, И.Пуфаль-Струзик, Ю.П. Сокольникова и др.
Методологические основы становления творчески активной личности обосно-
ваны в психологии, педагогике и акмеологии (А.Г. Асмолов, Н.М. Борытко, Е.П. Бе-
лозерцев, Д.Б.Богоявленская, А.А.Бодалев, Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач,
И.А.Зимняя, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, И.Пуфаль-
Струзик, В.В. Сериков, Д.И.Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.).
К поиску путей профессиональной педагогической деятельности по решению
проблемы воспитания и развития творчески активной личности обращались
Е.В.Бондаревская, Н.В. Бордовская, Н.И. Вьюнова, В.А.Кан-Калик, С.В.Кульневич,
В.М. Коровин, В.В. Краевский, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников,
Л.М.Фридман, Е.Н. Шиянов и др.
Для изучения творческой активности школьников важное значение имеют ис-
следования, посвященные формированию целостной личности в учебно-
воспитательном процессе и, в частности, во внеучебной деятельности (труды
П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, В.М.Коротова, И.С.Марьенко, Ю.П.Сокольникова,
М.Н.Скаткина и др.), а также многочисленные специальные исследования различных
сторон творчески активной личности (Э.М.Андреевой, В.Г.Афанасьева, Т.А. Бирюко-
вой, Р.А. Гильман, С.В. Леушканова, М.Ф. Макаровой, В.И.Смирнова, А.В. Тарака-
нова, И.П.Фролова, М.Ф. Фатхулина и др.)
Анализ содержания современных исследований (по этому направлению) пока-
зывает, что работы ученых и педагогов были посвящены изучению отдельных
свойств творческой активности: проявлению качеств творческой активности учащих-
ся в различных видах деятельности — эстетической, трудовой, познавательной, игро-
вой и т.д. (М. Абдурахманов, Л.А.Гантман, Р.А. Гильман, С.В. Леушканова,
Л.Н.Нестерова, В.Б.Огузов, А.В. Тараканов и т.д.); изучению творческой активности
через отдельные проявления качеств личности – активности, делового общения, ини-
циативности (Т.А. Бирюкова, Т.Ф.Игнатенко, Н.В.Лебедева, М.Ф. Фатхулин и др.);
развитию личности в структурах органов детского самоуправления (Т.Г.Курганова,
О.Д.Тапышпан и др.). Объектом их исследовательской работы чаще всего выступали
отдельные характеристики творчески активной личности и ее деятельности: способ-
ности, личностные черты, характер, мотивы, сам процесс творчества и условия его
реализации, продукт деятельности. Исследований, в которых авторы пытаются охва-
тить целостные личностные, психологические, социальные и другие факторы воспи-
тания творчески активной личности и развития качеств творчески активной личности
(Я.А. Пономарев, И.Пуфаль-Струзик) крайне недостаточно.
В данном исследовании мы представляем процесс воспитания творчески ак-
тивной личности как многоуровневую педагогическую систему, содержание которой
определяется совокупностью взаимосвязанных, взаимообуславливающих и взаимо-
дополняющих философских, психологических и социальных факторов.
Одним из важных составляющих нашего исследования выступала внеклассная
деятельность. Это объясняется рядом ее существенных свойств и признаков:
- эффективностью использования внеклассной деятельности в системе воспи-
тания и социализации личности (Л.Ю. Гордин, В.А. Караковский, Ю.П. Сокольников
и др.);
7
- многофункциональностью внеклассной деятельности. Вариативность и уни-
версальность методик внеклассной деятельности позволяют использовать их на раз-
личных возрастных этапах становления личности с учетом ее возможностей и этапах
становления детского коллектива с учетом его мобильности, статуса, возрастных осо-
бенностей, степени сплоченности и др. (А.В. Караковский, И.С. Марьенко, Ю.П. Со-
кольников и др.);
- широким спектром воздействия внеклассной деятельности на личность уча-
щихся. В практике внеклассной деятельности наработано большое количество мето-
дик, способов, форм работы с учащимися, развивающих самые разнообразные каче-
ства личности (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.), ориентирован-
ных на удовлетворение разносторонних ее потребностей, развитие творческих спо-
собностей и реализацию учащихся в системе самоуправления (Э.М. Андреева,
В.Г. Афанасьев, И.П. Фролов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик и др.);
- возможностью свободного выбора учащимися видов деятельности, которые
обуславливают доминанты в их развитии, способствуют их самореализации, руково-
дствуясь при этом принципами добровольности, интереса, доступности, самостоя-
тельности и др. (И.П. Иванов, А.В. Мудрик и др.).
Таким образом, наше исследование направлено на то, чтобы, с одной стороны,
определить, как система воспитания творчески активной личности может быть реали-
зована во внеклассной деятельности, и, с другой стороны, как сама внеклассная дея-
тельность реализуется в этой системе.
Анализ исследований по теме позволил сделать вывод о недостаточной разра-
ботанности целостного знания: о сущности процесса воспитания творчески активной
личности и его структурировании; закономерных связях и методологических регуля-
тивах профессиональной педагогической деятельности воспитателей, способствую-
щих развитию у учащихся качеств творчески активной личности; адекватном воспи-
тательно-образовательном пространстве, системе воспитательной работы и способах
их создания в современной ситуации модернизации российского образования; научно
обоснованных условиях педагогического труда, способствующих эффективному ре-
шению названной проблемы и ее технологическому обеспечению.
Все вышесказанное послужило основанием для выделения ряда противоречий
между:
- потребностями общества и российского образования в социальной и творче-
ски активной, конкурентоспособной личности учащихся и отсутствием целостного
научного подхода, создающего необходимую теоретико-методологическую базу ста-
новления этой личности в системе образования, обеспечивающего эффективную реа-
лизацию педагогического процесса по ее воспитанию;
- творческим характером личности учащихся, имеющих разнопланово сформи-
рованные качества творчески активной личности, особенности их проявления и пред-
ставления о них и традиционно сложившейся системой образования, построенной на
общих стандартах и требованиях к организации учебно-воспитательного процесса;
- необходимостью оптимизации процесса воспитания творчески активной лич-
ности учащихся, характеризующегося качественным разнообразием состава детского
коллектива образовательного учреждения и не разработанностью научно-
обоснованных педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и ин-
теграцию участников педагогического процесса в системе воспитания и их адекват-
ную взаимосвязь в совместной деятельности;
8
- значимостью и возможностями внеклассной деятельности в воспитании уча-
щихся, ведущей ролью педагога в ее организации и неразработанностью потенциала
внеклассной деятельности в системе воспитания творчески активной личности и на-
учно обоснованных рекомендаций по ее осуществлению.
Выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Система
воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельно-
сти».
Ведущая идея исследования состоит в том, что воспитание творчески активной
личности учащихся осуществляется на базе специально разработанной системы, ос-
новной составляющей которой выступает диалектическое взаимодействие и взаимо-
связь ее элементов и совместная деятельность основных участников процесса воспита-
ния – педагогов и учащихся, ориентированная на повышение уровня творческой ак-
тивности учащихся и развитие у них качеств творчески активной личности во вне-
классной деятельности. Содержание этой деятельности (и достижение необходимых
результатов на каждом из уровней системы) и обуславливает реализацию цели иссле-
дования.
Проблема исследования предполагает поиск ответа на вопрос:
Каковы методологические, теоретические основы, педагогические и организа-
ционно-педагогические условия создания системы воспитания творческой активно-
сти личности учащихся во внеклассной деятельности?
Объект исследования: воспитание творчески активной личности учащихся.
Предмет исследования: система воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и эксперименталь-
но проверить эффективность системы воспитания творчески активной личности уча-
щихся во внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования.
Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что воспита-
ние творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности будет ус-
пешной, если:
- разработанная система воспитания творчески активной личности, уточнен-
ная сущность категорий «творческая активность», «творчески активная личность»,
«воспитание творчески активной личности во внеклассной деятельности», примени-
тельно к учащимся образовательного учреждения, позволит выявить особенности
воспитания творчески активной личности и расширить представление о возможно-
стях системы воспитания;
- разработанные уровни творчески активной личности учащихся и критерии
их оценки, показатели, позволят диагностировать состояние системы воспитания
творчески активной личности во внеклассной деятельности и ее динамику;
- осуществленный мониторинг состояния воспитания творчески активной
личности учащихся в образовательных учреждениях региона сделает возможным оп-
ределение на этой основе задач, обеспечивающих реализацию системы на различных
уровнях ее развития;
- сущность и содержание разработанных элементов системы (системные мо-
дули, модель, проект реализации) позволят рассмотреть их взаимосвязь и взаимообу-
славливаемость на различных уровнях воспитания творчески активной личности;
9
- разработанная технология деятельности педагогов определит механизм реа-
лизации системы;
- выявленные педагогические и организационно-педагогические условия бу-
дут способствовать эффективному функционированию системы на различных этапах
становления личности учащихся и коллектива;
- осуществленная на практике совместная целенаправленная деятельность пе-
дагога и воспитанника будет ориентирована на побуждение учащихся к выбору и ис-
пользованию способов, форм, состояний собственной активности, адекватно обеспе-
чивающих ее социальное и творческое развитие, потребностей в самореализации.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в иссле-
довании решались следующие задачи:
1. На основе анализа философской, педагогической, психологической литера-
туры раскрыть сущность и содержание основных категориальных понятий исследо-
вания: «творческая активность», «творческая активная личность», «воспитание твор-
чески активной личности во внеклассной деятельности» и определить особенности их
применения на различных уровнях образования.
2. Концептуально разработать систему воспитания творчески активной лично-
сти учащихся во внеклассной деятельности и составляющие ее элементы.
3. Разработать модель, отражающую функционирование системы воспитания
творчески активной личности учащихся применительно к образовательным учрежде-
ниям.
4. Разработать технологию деятельности педагогов по воспитанию творчески
активной личности учащихся, в том числе: системные модули и модульные методики.
5. Разработать проект реализации системы воспитания творчески активной
личности учащихся на основе концепции воспитательной деятельности Воронежской
области.
6. Выявить педагогические и организационно-педагогические условия воспи-
тания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
7. Провести педагогический эксперимент по оценке эффективности системы и
технологии деятельности педагогов по воспитанию творчески активной личности во
внеклассной деятельности в образовательных учреждениях региона.
Методологические и теоретические основы исследования составили:
• на философском уровне: гуманистическая парадигма и конкретизирующий
ее феноменологический подход, обеспечивающие философскую и общепедагогиче-
скую основу исследования (М.М.Бахтин, Г.С.Батищев, Н.И.Пирогов, К.Роджерс,
В.А.Сластенин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Э.Фромм и др.);
• на общенаучном уровне: аксиологический подход, определяющий воспитание
как социально-целостный комплекс взглядов, убеждений, идеалов человека
(Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянова, и
др.); системный подход к анализу целостного представления о существенных призна-
ках творческой активности как педагогического, личностного и коллективного фено-
мена (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Б.П. Битанас, В.В. Краевский, Ю.П. Сокольников
и др.) синергетический подход, обеспечивающий видение объектов, явлений и процес-
сов, их порождающих в единстве, в обуславливающих друг друга и взаимодействую-
щих связях (Н.В. Бордовская, С.В. Кульневич, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук и др.);
10
• на конкретно-научном уровне: субъектно-деятельностный подход, раскры-
вающий сущность личности и определяющий ее деятельностную роль в процессе
воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Б.Т. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Ру-
бинштейн и др.); личностно-ориентированный подход, раскрывающий психолого-
педагогические механизмы личностного развития воспитанников (И.В.Дубровина,
С.В.Кульневич, В.В.Сериков, Е.С.Полат и др.); теория деятельности (П.Я. Гальперин,
А.Н. Леонтьев и др); психолого-педагогические теории формирования творчески ак-
тивной личности, отражающие принцип сознания и деятельности (К.А.Абульханова-
Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский,
С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Э.Фромм и др.); концептуальные идеи и основы
педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В. Кларин, Г.К.Селевко и др.); соци-
ально-педагогические концепции, определяющие и характеризующие социальную
роль воспитания (В.Г. Бочарова, А.В.Мудрик, И.П.Смирнов и др.); теория воспита-
тельных систем и концепция воспитательного пространства (В.А.Караковский,
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.П.Сокольников, И.А.Зимняя и др.); культурологи-
ческий подход, позволяющий увидеть объективную и субъективную значимость пе-
дагога в процессе исторического и культурного становления творческой личности
(А.Г. Асмолов, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Б.Г. Корнетов,
М.А. Лукацкий, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования: анализ философской, методологиче-
ской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, анализ об-
разовательных и нормативных актов, индуктивно-дедуктивный, сравнительно-
сопоставительный и обобщающий анализ, метод моделирования и проектирования.
2. Методы эмпирического исследования: изучение и обобщение передового
педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа по обобщению и система-
тизации полученных данных; педагогический эксперимент; анкетирование, интер-
вьюирование, опрос, тестирование, контент-анализ;
3. Методы статистической обработки информации: ранжирование, шкалиро-
вание, рейтинг.
Этапы исследования:
Первый этап (1999-2004) – уточнение темы исследования, изучение степени ее
разработанности, обоснование рабочей гипотезы, освоение методики сбора, анализа и
обработки материалов, определение основных направлений исследовательской рабо-
ты, проведение теоретических и экспериментальных исследований на базе образова-
тельных учреждений, проведение констатирующего эксперимента, апробирование
методов и средств создания и разработки системы; создание модели процесса реали-
зации системы.
Второй этап (2004-2007) – проведение анализа состояния воспитательной дея-
тельности в регионе; разработка системы воспитания творчески активной личности
во внеклассной деятельности; определение технологии ее реализации, создание сис-
темных модулей, проекта реализации системы; формирующий эксперимент по вы-
страиванию системы воспитания творчески активной личности учащихся во вне-
классной деятельности в образовательных учреждениях Воронежской области.
Третий этап (2007-2010) – внедрение системы в образовательные структуры ре-
гиона и проекта ее реализации на основе областной концепции воспитательной дея-
11
тельности, анализ степени реализации исследовательской темы, уточнение и обобще-
ние полученных материалов, проведение анализа степени реализации системы в об-
разовательных учреждениях региона, оформление результатов исследования.
База исследования.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования (проведение курсовой подготовки старших вожатых, замес-
тителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, класс-
ных руководителей, кураторов, педагогов дополнительного образования – 1999-
2009 гг.); образовательные учреждения г.Воронежа: гимназии № 2, 4, СШ №62, 83 и
др.; городской Дворец творчества детей и молодежи; городские детские оздорови-
тельные лагеря; профильные лагерные смены «Веселое море», «Территория юмора»
(г.Азов, г.Новороссийск); Академия педагогических и социальных наук РФ (отделе-
ние методологии воспитательных систем); Московский педагогический государст-
венный университет (г. Москва); Тамбовский областной институт повышения квали-
фикации работников образования (г. Тамбов); Глазовский государственный педаго-
гический институт им. В.Г. Короленко (Удмуртия, г. Глазов).
В работе использован выборочный опрос педагогических работников и уча-
щихся образовательных учреждений Воронежской области по теме исследования и
анализ деятельности педагогов по воспитанию творчески активной личности уча-
щихся. Общее число респондентов 4254, из них – 3162 воспитанников (в равных про-
порциях детей младшего, среднего и старшего школьного возраста), 1092 педагога
(классные руководители, старшие вожатые, администрация образовательных учреж-
дений); результаты мониторинга состояния воспитательной работы в Воронежской
области (2005-2006 гг.): 813 учебных заведений (школы, детские центры, дома твор-
чества детей), более 10 тысяч педагогических работников; обобщающего мониторин-
га состояния воспитательной деятельности в Воронежской области (2008-2009 гг.):
339 образовательных учреждения, 52632 респондента (учащиеся и педагоги).
Научная новизна исследования:
Концептуально разработаны научные представления о сущности и содержании
воспитания творчески активной личности учащихся на различных уровнях образова-
ния («микро» - группа детей, «мезо» - образовательное учреждение, «макро» - регио-
нальная система образования), как системно-целостном единстве структурных ком-
понентов, обеспечивающих становление и развитие личности учащихся, их творче-
скую реализацию, направленных на формирование у них социально значимых и
творческих качеств.
Разработана многоуровневая система воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности, показана ее структура, характеристика
свойств, взаимосвязей и отношений между ее элементами.
Разработана модель процесса воспитания творчески активной личности уча-
щихся во внеклассной деятельности в образовательном учреждении, выделены этапы
ее функционирования, представлены ее содержание, принципы, механизм реализации
и уровни реализации.
Разработан и обоснован проект реализации системы воспитания творчески ак-
тивной личности учащихся с учетом положений региональной концепции воспита-
тельной деятельности. В нем представлены вариант решения задач, заявленных в ре-
гиональной концепции воспитательной деятельности, и механизм реализации ее ос-
новополагающих блоков через систему воспитания творчески активной личности.
12
Разработаны системные модули системы воспитания творчески активной лич-
ности учащихся, обеспечивающие ее реализацию на отдельных этапах развития, ви-
дах и формах внеклассной деятельности.
Разработана технология деятельности педагогов по воспитанию творчески ак-
тивной личности учащихся во внеклассной деятельности, представленная как сово-
купность форм, методов, приемов, средств, методик, обеспечивающих успешность
реализации системы воспитания.
Выявлены педагогические и организационно-педагогические условия, способ-
ствующие успешной реализации системы воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности, определены их группы и доминантные при-
оритеты реализации: общие, ориентированные на их реализацию на макроуровне
системы; особенные, определяемые запросом задач на мезоуровне системы; частные,
ориентированные на формирование отдельных сторон и качеств личности и коллек-
тива (микроуровень).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты
нашего исследования по созданию системы воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности вносят вклад в развитие науки о воспитании
учащихся, заключающийся в:
- конкретизации научных представлений об организации педагогической дея-
тельности по воспитанию творчески активной личности учащихся в образовательном
процессе, позволяющих сделать этот процесс более успешным;
- в раскрытии содержания и сущности воспитания творчески активной лично-
сти учащихся на уровне группы учащихся, на уровне образовательного учреждения и
на уровне системы образования региона, показывающих взаимодействие и взаимо-
обусловленность ее структурных компонентов и механизмов реализации процесса
воспитания и развития творчески активной личности;
- расширении и конкретизации научных представлений об организации воспи-
тательного процесса в образовательных учреждениях различного статуса, профиля,
специфики, где одной из важнейших целей их деятельности выступает воспитание
творчески активной личности учащихся;
- разработке основ нового педагогического направления в теории воспитания
творчески активной личности – «провокативной педагогики», где отрицательная со-
циализация учащегося рассматривается как фактор его естественной и позитивной
реализации.
Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации диссер-
тационного исследования внедрены в образовательный процесс учреждений допол-
нительного, профильного и общего среднего образования Воронежской области, а
так же используются в системе подготовки педагогических кадров региона, осущест-
вляющих этот процесс.
Результаты исследования нашли применение при разработке научно-
методического обеспечения организации процесса воспитания учащихся в образова-
тельных учреждениях различного типа, организации курсовой подготовки воспитате-
лей разнообразного профиля.
Разработаны и адаптированы на практике различные варианты системных мо-
дулей, характеризующие их методики, сопровождающие процесс воспитания творче-
ски активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
Разработаны программно-методические и учебные пособия, обеспечивающие
психолого-педагогическое сопровождение процесса создания системы воспитания
13
творчески активной личности во внеклассной деятельности: спецкурсы для повыше-
ния квалификации специалистов («Система воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной работе», «Воспитание как целостный процесс в урочной и
внеурочной деятельности», «Пути реализации областной концепции воспитательной
деятельности» и др.; программы, системные модули, методики их реализации:
«НПСБ» (новая педагогика социального бизнеса), методика организации провокатив-
ных игр («Вредные игры»), методика ТИП (театрально-игровая педагогика), методи-
ка организации работы детского творческого объединения КВН, методика организа-
ции работы с детьми в условиях ДОЛ (детского оздоровительного лагеря), методика
КИС (конструирование игровых сценариев) и др.
Авторские практические и методические пособия (общий объем – более 180
п.л.) широко используются в образовательных учреждениях г.Воронежа и Воронеж-
ской области, на разнообразных школах актива, в организации работы детских оздо-
ровительных лагерей, Домах детского творчества и др. Отдельные авторские про-
граммы, методики, модели используются в практике деятельности педагогов более
чем в 60% образовательно-воспитательных учреждениях города и области (по дан-
ным мониторинга воспитательных систем региона –2009 гг.).
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается логикой по-
строения исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету и за-
дачам исследования, его методологической, научной и теоретической базой; апроба-
цией исследовательских методик и внедрением их результатов в воспитательный про-
цесс образовательных учреждений; научным и практическим педагогическим опытом
автора; востребованностью в педагогической среде авторских методических и прак-
тических пособий.
Апробация результатов.
Основные идеи изложены в монографиях, практических, методических и учеб-
но-методических пособиях «Технология ТИП», «Планирование воспитательной ра-
боты в школе», «Отдыхай! (Наше лето)», «Вредные игры (основы провокативной пе-
дагогики)», «Психология личности и коллектива. Игровые тесты и тренинги», «Игры
быстрого приготовления», «Такая серьёзная сказка» (конструирование игровых сце-
нариев), «Модель реализации областной концепции воспитания 2006-2011» и др.; в
публикациях центральных педагогических изданий («Вожатый», «Воспитательная
работа в школе», «Педагогика», «Народное образование», «Школа лидера», «Извес-
тия АПСН», «Школьные технологии», «Сибирский педагогический журнал», «Вест-
ник Тамбовского университета», «Культура физическая и здоровье» и др.). Всего по
теме исследования опубликовано 112 работ.
Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ежегодных за-
седаниях лаборатории Центра системного подхода к воспитанию Ассоциации «Воспи-
тание» (г.Москва), на отделении методологии воспитательных систем АПСН, заседа-
ниях кафедры педагогики начального обучения МПГУ, кафедры педагогики и психо-
логии, кафедры воспитательной работы Воронежского областного института повыше-
ния квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКРО), междуна-
родных, общероссийских, республиканских и региональных конференциях (г.Москва,
г.Воронеж, г.Ульяновск, г.Белгород, г.Чебоксары, г. Кострома, г.Нижний Новгород,
г.Глазов (Удмуртия) и др.) (1999-2010 гг.); в рамках спецкурсов, лекционных и практи-
ческих занятиях в ВОИПКРО, методических объединениях классных руководителей,
кураторов, заместителей директоров по воспитательной работе, на занятиях со студен-
тами вузов психолого-педагогического профиля и др.
14
Авторские модульные методики по теме исследования были апробированы и
внедрены:
− в образовательных учреждениях г.Воронежа СОШ №62, 83, гимназиях №2, 4;
− на областных сборах ученического актива «Искорка» (1999-2006), областном
слете «Содружество детских организаций» (2001, 2003, 2005, 2007), областных сборах
старших вожатых «Звездный» (1999-2009), областных сборах актива профессиональ-
ных средне-специальных учреждений «Прометей» (1999, 2002, 2006), городских сбо-
рах педагогических отрядов (2006-2007): «НПСБ» (новая педагогика социального биз-
неса), «ТИП» (театрально-игровая педагогика), «основы провокативной педагогики»;
− на летних сборах профильной смены КВН (2001-2009): «основы провокатив-
ной педагогики», «воспитание творчески активной личности в условиях КВН»,
«ТИП» (театрально-игровая педагогика);
− в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), областных совещаниях-семинарах
руководителей ДОЛ (2001-2009): «воспитание творчески активной личности в усло-
виях детского оздоровительного лагеря»;
− в музыкально-педагогическом колледже г.Воронежа (2002-2004): спецкурс
«Технология ТИП» (театрально-игровая педагогика);
− на занятиях по организации КВН в образовательных учреждениях (в рамках
работы юношеской лиги, молодого кубка КВН, Новой молодежной лиги «Область
КВН») (2001-2010);
− на выездных областных семинарах управлений культуры и образования (для
руководителей Домов культуры, Детского творчества, организаторов детского досу-
га, библиотекарей) (2005): «Технология КИС» (конструирование игровых сценариев).
Положения, выносимые на защиту.
1. Система воспитания творчески активной личности учащихся представляет
собой многоуровневую структуру, включающую следующие функциональные эле-
менты: цель (воспитание творчески активной личности); субъекты (педагоги и уча-
щиеся); системообразующие виды деятельности и их отношения (содержание совме-
стной деятельности педагогов и учащихся во внеклассной деятельности); этапы раз-
вития (системные модули, модель формирования творчески активной личности уча-
щихся (в рамках образовательного учреждения), проект реализации системы воспи-
тания творчески активной личности учащихся (в рамках региональной концепции
воспитательной деятельности)); уровни реализации («микро» - класс, группа, творче-
ское объединение, «мезо» - образовательное учреждение, «макро» - образовательная
система региона); условия реализации (взаимозависимые и взаимообусловленные
группы: общие, особенные, частные и область их применения); технологию (методы,
формы, приемы, методики, способы организации педагогической деятельности, педа-
гогические средства и др.).
Основными понятиями системы выступают: «творческая активность» как одна
из характеристик активности преобразовательной; «творчески активная личность»,
ориентированная на выбор и использование способов, форм, состояний собственной
активности, обеспечивающих ее творческое саморазвитие; «воспитание творчески
активной личности» как процесс совместного целенаправленного взаимодействия и
развития (совместная деятельность) педагога и воспитанника, в основе которого –
побуждение учащихся к выбору и использованию способов, форм, состояний собст-
венной активности, наиболее адекватно обеспечивающих социальное, творческое
развитие личности, ее потребность в самореализации. Внеклассная деятельность в
15
этом процессе является одним из ведущих факторов реализации личности учащихся,
так как она ориентирована на проявление у личности качеств творчески активного
человека (направленность на социализацию, комплексное развитие, возможность са-
мостоятельного выбора доминанты развития, универсальность и многообразие вос-
питательных методик и др.);
Результатом функционирования системы на разных ее уровнях является воспи-
тание творчески активной личности учащихся, реализующееся при внедрении соот-
ветствующих методов, средств, форм управления и позволяющих модернизировать и
развивать эту систему.
2. Модель, характеризующая процесс воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности в образовательном учреждении, включающая:
педагогическую цель, задачи, принципы построения деятельности, область примене-
ния; этапы реализации модели; содержание (совместная деятельность педагогов и
учащихся); механизм реализации модели (взаимодействие и взаимовлияние состав-
ляющих его уровней творчески активной личности, качеств творчески активной лич-
ности, выбор направленности во внеклассной деятельности, характеризующийся по
разным основаниям: на коллектив или личность, деятельность педагогов или воспи-
танников, развитие социальной активности или творчества, масштабность внеклассно-
го мероприятия или его долгосрочность и др.); результат (достигнутые уровни воспи-
тания творчески активной личности учащихся: адаптивный, репродуктивный, лично-
стно-продуктивный). Модель отражает функционирование системы воспитания твор-
чески активной личности применительно к образовательному учреждению (на мезо-
уровне), раскрывает сущность взаимодействия учащихся и педагогов в совместной
внеклассной деятельности.
3. Технология деятельности педагогов по воспитанию творчески активной лич-
ности учащихся, представляющая собой совокупность научно обоснованных форм,
методов, приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию системы воспи-
тания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
Реализация технологии включает: структурирование решаемых задач в совме-
стной деятельности педагогов и учащихся; дифференцированное применение педаго-
гами форм, методов, приемов, средств воспитания и развития творчески активной
личности учащихся; использование в процессе воспитания разработанных системных
модулей и методик их реализации.
1) Системный модуль: «Провокативная педагогика».
Модульная методика: «Вредные игры», включающая специфические приемы,
методы, принципы реализации, психолого-педагогические эффекты, используемые в
воспитании творчески активной личности во внеклассной деятельности и функцио-
нирующая на основе общего эффекта высвобождения скрытой энергии сопротивле-
ния участников игрового действия (не благодаря чему-либо, а вопреки).
2) Системный модуль: «Новая педагогика социального бизнеса».
Модульная методика: «Воспитание творчески активной личности средствами
«педагогики социального бизнеса». В основе реализации методики – использование
социально-ролевых игр, их социально-педагогического аспекта в процессе воспита-
ния творчески активной личности.
3) Системный модуль: «Театрально-игровая педагогика».
Модульная методика: «Развитие творчески активной личности учащихся сред-
ствами театрально-игровой педагогики». В основе реализации методики – комплекс
16
игровых упражнений, уроков с элементами психологической разгрузки, ориентируе-
мых на развитие качеств творчески активной личности средствами театрализации.
4) Системный модуль: «Педагогика моделирования жизненных ситуаций».
Модульная методика: «Воспитание творчески активной личности на основе
использования приемов конструирования игровых сценариев». В основе методики –
создание алгоритма конструирования игровых сценариев на основе использования
приемов психологии творчества.
5) Системный модуль: «Педагогика дополнительного образования».
Модульная методика: «Развитие творчески активной личности в условиях твор-
ческого объединения КВН». В основе методики – учет специфических интересов и
потребностей воспитанников. Основной принцип реализации: «само» (самодеятель-
ность, самостоятельность, самотворчество, самореализация).
6) Системный модуль «Педагогика лета».
Модульная методика: «Воспитание творчески активной личности в условиях
детского оздоровительного лагеря». В основе методики – учет специфичности орга-
низации системы воспитания творчески активной личности в ограниченном про-
странстве (временем и местом), особенностей временного коллектива.
4. Проект реализации системы воспитания творчески активной личности уча-
щихся (в рамках региональной концепции воспитательной деятельности), включаю-
щий: 1) цель: реализация системы воспитания творчески активной личности в рамках
региональной концепции воспитательной деятельности; 2) этапы («ступени личност-
ного роста»): «мой индивидуальный мир», «мой мир знаний», «мой мир отношений»,
«мой мир дела», «наш мир». Достижение этапов иллюстрирует спиральную динами-
ку роста творчески активной личности (ее уровней), определяемую ступенями фор-
мирования ее мировоззрения, взглядов и убеждений; 3) принципы реализации про-
цесса воспитания творчески активной личности: «само», «творческости», «успешно-
сти», «общения», «элективности», ориентированные на реализацию и развитие опре-
деленных групп качеств творчески активной личности по характеру их направленно-
сти; 4) основные направления реализации системы (в рамках областной концепции
воспитательной деятельности) воспитания творчески активной личности во вне-
классной деятельности: «Здоровье», «Человек», «Труд», «Наша Родина», «Семья»,
«Культура», «Природа», ориентированные на формирование мотивационно-
ценностного отношения творчески активной личности (потребности, желания, моти-
вы, образ «Я», помыслы) к окружающему миру и составляющие содержание воспи-
тательной деятельности.
Реализация проекта предусматривает достижение ожидаемых результатов (пер-
спектив развития) за счет внедрения его в областную концепцию воспитательной дея-
тельности Воронежской области.
5. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной
деятельности будет успешно реализована при соблюдении следующих педагогиче-
ских и организационно-педагогических условий.
Педагогические условия составляют три группы: общие, особенные, частные.
Выделение первой группы условий (общих) обосновано доминантой их реали-
зации на макроуровне системы воспитания творчески активной личности учащихся
во внеклассной деятельности: образовательная система региона, областная концепция
воспитательной деятельности, проект реализации системы воспитания творчески ак-
тивной личности. К этим условия мы можем отнести: сформированность гностиче-
ского, конструктивного, перцептивно-рефлексивного, коммуникативного компонен-
17
тов педагогической деятельности воспитателей в процессе создания и реализации
системы воспитания творчески активной личности учащихся; подготовленность пе-
дагогов к использованию в своей деятельности методологических и теоретических
основ теории воспитания творчески активной личности учащихся; учет региональных
особенностей образования и основных положений областной концепции воспита-
тельной деятельности при реализации ее проекта; формирование готовности и спо-
собности педагогов к выполнению социальной роли по воспитанию и развитию твор-
чески активной личности учащихся, ориентированность их деятельности на творче-
ское саморазвитие личности и коллектива воспитанников и др.
Вторая группа условий (особенные) обеспечивается реализацией задач в сис-
теме воспитания, доминантно реализуемых на мезоуровне системы. Это: организация
совместной деятельности педагогов и воспитанников в реализации системы воспита-
ния творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности во всех
формах взаимоотношений (личность-личность, личность-коллектив, личность-
воспитатель, коллектив-воспитатель); использование многофункциональных воз-
можностей внеклассной деятельности, ее потенциала на различных возрастных эта-
пах развития учащихся, учет возможностей личности и коллектива, его статуса, мо-
бильности; разумное понимание и использование в педагогической практике опыта
отрицательной социализации воспитанников, отрицательных и положительных ка-
честв современного человека; совместная деятельность воспитателей и воспитанни-
ков по планированию работы, понимание ими общих целей, задач, перспектив этой
деятельности и др.
Третья группа условий (частные) ориентирована на формирование отдельных
сторон и качеств личности. Доминанта их реализации – микроуровень системы
(класс, группа, творческое объединение учащихся и др.). Это: обучение педагогов ис-
пользованию в практике деятельности приемов: «провокативных», «организации со-
циально-ролевых игр», «педагогической театрализации» и др.; успешное овладение
участниками воспитательного процесса новыми технологиями: игровыми, познава-
тельными, социально-ролевыми и др.; определение доминантной области реализации
потенциальных возможностей личности учащихся и дифференциация на этой основе
способов, форм, методов воспитания их творческой активности; учет индивидуаль-
ных особенностей воспитанников и их воспитателей, определение и учет группы ка-
честв творчески активной личности, позволяющих им наиболее оптимально реализо-
ваться в системе воспитания и др.
Организационно-педагогические условия: реализация механизмов управления
и коррекции процесса воспитания творчески активной личности учащихся в образова-
тельном учреждении; создание, развитие и совершенствование системы подготовки и
переподготовки педагогических кадров по проблематике воспитания творчески актив-
ной личности учащихся; систематизация работы структур образовательных учреждений,
организующих процесс воспитания творчески активной личности учащихся; создание и
разработка необходимой методической и материально-технической базы, ориентиро-
ванной на реализацию системы воспитания творчески активной личности учащихся во
внеклассной деятельности в образовательном учреждении.
Объем и структура диссертации. Диссертация, представленная на 487 стр.,
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В ра-
боте приведено 73 таблицы, 9 анкет, 38 графиков, 25 диаграмм, 6 схем. Основное со-
держание изложено на 360 страницах. Библиография включает 437 источников.
18
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, разработанность проблемы,
выявляются основные противоречия, определяются объект, предмет, проблема, цель
и задачи, методологическая и теоретическая база, источниковая база исследования,
раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формули-
руются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе: «Теоретико-методологические основы воспитания творчески
активной личности учащихся во внеклассной деятельности» на философском уровне
нами были определены истоки возникновения и становления теории воспитания
творчески активной личности, ее базовые компоненты, составляющие методологиче-
скую и теоретическую основу проблемы исследования. Это, прежде всего, идеи осно-
вателей гуманистической философии о свободном и всестороннем развитии личности
(Сократ, Парацельс, И. Гердер, В. Дильтей, И. Гете, А. Шопенгауэр и др.); разработ-
чиков концепции дополнительности (где противоположности не взаимоисключаются,
а сглаживаются, сочетаются, дополняют друг друга) и основоположников теории
конвергенции и стратификации (Н. Бор, Дж. Гэлберейт, И. Пригожин, П. Сорокин,
А. Эйнштейн и др.).
На общенаучном уровне важной составляющей работы выступала аксиологи-
ческая концепция личностного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, И.Б. Котова,
А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов и др.); методология системного исследования, изуче-
ния и использования законов систем (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.Н. Кедров,
Ю.П. Сокольников и др.), что позволило выявить системные зависимости, опреде-
ляющие характер и особенности реализации нашего научного труда; методология си-
нергетического подхода и конкретизирующие его работы по социальной синергетике
и синергетической акмеологии, обеспечивающие видение исследования, явлений и
процессов, их порождающих, в единстве, в обуславливающих друг друга и взаимо-
действующих связях, в том числе между порядком и хаосом (взаимопереход друг в
друга и синтез друг с другом). В рамках синергетической парадигмы процесс образо-
вания (воспитания) рассматривается как открытый, творческий, это образование сти-
мулирует собственно-личностные, может быть, еще не проявленные, скрытые линии
развития (С.В. Кульневич, Н.А. Селиванова, Н.М. Таланчук, Н.В. Бордовская,
А.А. Деркач, С.Д. Пожарский, В.П. Бранский и др.)
Конкретно-научный уровень нашей исследовательской деятельности представ-
лен методологией педагогики и методологией педагогических исследований
(Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.); а также трудами, раскры-
вающими сущность и характеристику научных представлений о творчестве и творче-
ской личности (В.И. Вернадский, В.Н. Николко, В.И. Андреев и др.); психолого-
педагогическими теориями о формировании творчески активной личности
(К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); методологическим под-
ходом к разработке личностно-ориентированного воспитания (В.А. Сластенин,
В.В. Сериков, И.В. Дубровина, Е.С. Полат, С.В. Кульневич и др.) и субъектно-
деятельностным подходом, раскрывающим сущность личности и определяющим её
деятельностную роль в воспитании (Б.Т. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубин-
штейн и др.); концептуальными положениями технологического подхода в педагоги-
ке (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, М.В. Кларин, Н.Е. Щуркова и др.). Анализ творче-
ской активности осуществлялся на основе принципов теории деятельности (Л.С. Вы-
готский, А.Н. Леонтьев и др.), принципе «личность и продукт ее труда» (С.Л. Рубин-
19
штейн), принципе субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская и др.). Теоре-
тической основой исследования также являются положения концепций: Л.С. Выгот-
ского (общая концепция о взаимосвязи обучения и развития), Б.М. Теплова («способ-
ности развиваться в процессе конкретной деятельности»), Я.А. Пономарева (общая
концепция творческой активности – идея исследования творчества как комплексной
проблемы), И.Пуфаль-Струзик (структурно-иерархическая модель творчески актив-
ной личности), А.А. Мелик-Пашаев (концепция «эстетической позиции»).
Важнейшей составляющей теоретико-методологической части исследования
явился анализ современных социально-педагогических концепций, определяющих и
характеризующих социальную роль воспитания и личности в этом процессе: теория
воспитательных систем и воспитательного пространства (Л.И. Новикова, Н.Л. Селива-
нова, В.А. Караковский, И.А. Зимняя, Ю.П. Сокольников и др.); концепции социально-
го воспитания (Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, А.В. Мудрик, М.И. Шилова и др.); лично-
стно-ориентированные культурологические концепции (В.С. Баблер, Б.Г. Корнетов,
И.Ф. Исаев, М.А. Лукацкий, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова, Е.П. Белозерцев и др.).
Результатом накопления теоретических материалов о личности и развитии ее
социальной и творческой активности стало понимание необходимости преобразова-
ния воспитанника из объекта воспитательного процесса в его субъект (В.В. Горшко-
ва, С.М. Годник, Н.К. Сергеева, В.В. Сериков и др.), а воспитания (воспитательной
деятельности) как «восхождения к субъектности» (М.Г. Коган).
Особое место в изучении проблемы занимает анализ современных педагогиче-
ских систем и моделей организации воспитательного процесса, ориентированных на
развитие творческой активности личности: системный подход в исследовании воспи-
тания (Ю.П. Сокольников); модель, реализуемая в научной школе Л.И. Новиковой;
модель педагогического сопровождения ребенка, предполагающая бинарность про-
цесса воспитания (А.В. Мудрик, Д.В. Григорьев, М.И. Рыжкова, Л.В. Байбородова и
др.); гуманистически-ориентированные концепции развития личности (В.И. Слобот-
чиков, В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев и др.); личностно-ориентированное образова-
ние и воспитание (Н.А. Алексеев, М.В. Кларин, И.С. Якиманская и др.); развитие ин-
дивидуальности личности (Ю.М. Орлов, М.И. Рыжкова и др.); обретение личностью
социального опыта (Н.Ф. Голованова, В.Д. Путилина и др.).
Таким образом, в основу разрабатываемой концептуальной системы легли идеи
гуманистической философии о свободном и всестороннем развитии личности; аксио-
логической концепции личностного воспитания, определяющей человека как выс-
шую ценность на основе его идеалов, убеждений и взглядов; системного подхода к
исследованию воспитания; личностно-ориентированного, субъектно-
деятельностного, технологического подходов; синергетической методологии, обу-
славливающей самоорганизуемую деятельность человека; феноменологического
подхода, определяющего приоритетность роли личностных структур сознания в
формировании опыта самоорганизации и характеризующие его концепции (социаль-
ного воспитания, общественно-ориентируемой концепции коллективного воспита-
ния, проектирования воспитательных систем, коллективного творческого воспитания
и др.), а также труды, посвященные изучению творчества, феномена творческого че-
ловека и формированию творчески активной личности.
Философско-гуманистические аспекты исследуемой проблемы раскрыты через
историческое понимание предназначения образования и его важнейшей составляю-
щей – воспитания, как сопровождение юного человека, помощи в его творческом са-
моразвитии.
20
В диссертационной работе понятие «творчески активная личность» рассматри-
вается через идею созидательной деятельности, направленной на творческое преобра-
зование окружающей действительности, основой которой выступает воспитание и раз-
витие личности, способной к активности, выходящей за определенные (готовые) гра-
ницы и образы. Понятие «воспитание творчески активной личности» рассматривается
как специально организованная деятельность педагогов по формированию и развитию
определенных качеств личности, ориентированных на социальную и творческую ак-
тивность человека: поисковость, мобильность, оригинальность мышления и др.
К базовым понятиям диссертационного исследования мы отнесли: активность
(характеристика которой заключается во взаимодействии систем и явлений, связан-
ных с их способностью к самодвижению, самоизменению и саморазвитию), творче-
ство (в широком смысле – атрибут материи, вид развития, и в узком – комплексная
характеристика деятельности, атрибут общественной жизни, психический акт), соци-
альная активность (мера интенсивности деятельности людей в определенной сис-
теме общественных отношений; сложное, системное интегральное качество лично-
сти, выражающее совокупность ее черт и являющееся концентрированным отраже-
нием ее социально-деятельностной сущности), творческая активность (одна из ха-
рактеристик активности, рассматривающая ее как преобразовательную, выходящую
за определенные известные (готовые) границы и образы; продуктивная деятельность,
формы активности личности или коллектива, направленные на создание определен-
ной системы воспитания и обеспечивающие оптимальное сочетание процессов взаи-
мопреобразования, развития как самой системы, так и воспитательной среды, как
личности, так и коллектива), творчески активная личность (личность, ориентиро-
ванная на использование механизма творческого саморазвития, на выбор и использо-
вание способов, форм, состояний собственной активности, наиболее адекватно обес-
печивающих ее социальное, творческое развитие, потребности в самореализации),
воспитание творчески активной личности (активный процесс совместного целе-
направленного взаимодействия педагога и самой личности, подразумевающий при-
дание этой личности ценностно-смысловой и мотивационной направленности); вне-
классная деятельность (специальная педагогическая деятельность, проводимая во
внеучебное школьное время, организованная с целью удовлетворения разносторон-
них потребностей и интересов учащихся, развития их самодеятельности и творческих
способностей, разумной организации досуга).
Таким образом, с одной стороны мы изучаем возможности «творческой ак-
тивности» и ее влияния на создание системы воспитания в образовательном уч-
реждении; с другой – рассматриваем ту роль, которую может играть в этой сис-
теме «творчески активная личность»; с третьей, – определяем то место, которое
занимает в процессе воспитания творчески активной личности педагог, вклю-
ченный в поиск путей реализации системы.
Анализ исторических и философских аспектов возникновения и становления
теории воспитания творчески активной личности позволил выделить личностные ха-
рактеристики и факторы, способствующие творческой самореализации человека, про-
явлению его творческой активности как сущностной силы, или тормозящих их. По
мнению В.И. Вернадского, она свойственна всем людям, является отличительной
чертой человека как вида, но ее можно в результате социокультурной и других видов
деятельности переводить в репродуктивную, не давать творческому потенциалу объ-
ективироваться в реальной жизнедеятельности. Для развития творческой активности
личности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности
личности в опредмечивании ее сущностных сил. Таким образом, творческая актив-
21
ность выступает средством самореализации личности в деятельности, соответст-
вующей имеющимся интересам и потребностям.
Вместе с тем, творческая активность может быть по-разному ценностно 
ФИО: Енин Алексей Владимирович
Дата защиты: 24.12.2010
ВУЗ: Воронежский государственный университет
Специальность: 13.00.01



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru