Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В Лондоне студенты протестуют против высокой платы за обучение
2014.11.21
В столице Великобритании правоохранительные органы задержали 11 человек после акции протеста против высокой платы за обучение. Сообщается, что в ней приняли участие несколько тысяч студентов. На манифестацию приехали учащиеся из разных городов Великобритании, недовольные стоимостью обучения и структурой ...

РНФ поддержал 16 комплексных научных программ российских организаций
2014.11.21
Российский научный фонд объявил победителей конкурса на финансирование комплексных научных программ российских организаций. По результатам отбора поддержаны 16 программ, предусматривающих развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях укрепления кадрового потенциала ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности / 

Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности

На правах рукописи
Енин Алексей Владимирович
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Воронеж – 2010
2
Работа выполнена в Воронежском государственном университете
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Сокольников Юрген Петрович
доктор педагогических наук, профессор
Коровин Владимир Михайлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сокольникова Элла Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Фактор Алексей Моисеевич
доктор педагогических наук, профессор
Тутолнин Александр Викторович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Защита состоится 24 декабря 2010 года в 14 часов 00 минут на заседании диссер-
тационного совета Д 212.038.11 по защите диссертаций на соискание ученой сте-
пени доктора наук при Воронежском государственном университете по адресу:
394086, г. Воронеж, пр-т Революции, 24, ауд. 410.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Воронежского государственного университета
Автореферат разослан 19 ноября 2010г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Бережная И.Ф.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Воспитание творчески активной личности уча-
щихся приобретает сегодня все возрастающее социальное значение. Острая необхо-
димость в разработке научно-обоснованных рекомендаций в этой области объясняет-
ся как потребностями педагогической практики, так и необходимостью формирова-
ния личностных качеств человека, востребованного современным обществом.
В Национальной образовательной инициативе президента Российской Федера-
ции Д.А. Медведева «Наша новая школа» отмечается, что реализация планов долго-
срочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечи-
вающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.
Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и
социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важ-
нейшими условиями которой становятся формирование таких качеств личности, как
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные реше-
ния. В качестве одного из действенных средств рассматривается создание творческой
среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся каждого общеобра-
зовательного учреждения.
Реализация этих актуальных, имеющих социальное значение, задач лежит в об-
ласти воспитания, где особое место отводится воспитанию творчески активной лично-
сти.
В современных условиях каждый человек должен быть конкурентоспособным
во всех сферах жизнедеятельности. Это – неизбежное явление развивающегося демо-
кратического общества и необходимое условие его прогресса. Под конкурентоспо-
собностью мы понимаем не только направленность личности на учет постоянно из-
меняющихся условий жизни, повышение производительности труда и проявление ее
деловых качеств, но и, прежде всего, способности человека постоянно вносить в свою
деятельность новое, оригинальное, работать в режиме поиска. Механизмом реализа-
ции этих способностей может выступать творческая активность.
Современным педагогам дана возможность самим моделировать и реализовы-
вать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и
культурным традициям. В ее основе лежат гуманистические концепции воспитания,
построенные на научных знаниях о закономерностях воспитательного процесса. Се-
годня на первый план среди разнообразных качеств личности выходят такие, как мо-
бильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариатив-
ность мышления.
Все эти качества тесно связаны с понятием «активность»: деловая, социальная,
творческая и др. Здесь нельзя не обратить внимания на тот факт, что эта активность
часто проявляется стихийно, неосознанно или интуитивно. Вследствие этого она (ак-
тивность) может хаотично менять свой вектор развития (существования): из области
позитивной мотивации личности в негативную, не благодаря чему-либо, а вопреки,
созидание через разрушение.
Поэтому для педагогической науки, занимающейся проблемами становления
личности ребенка, очень важно направить его развитие (и корректировать в будущем)
по пути выбора положительных мотивов самореализации. В этом случае, говоря о
проявлении качеств творчески активной личности, мы подразумеваем процесс их
воспитания, так как оно всегда имеет ценностно-мотивационную окраску, четкое це-
4
леполагание, представляет собой целенаправленный процесс и требует осознанного
обратного действия со стороны воспитанника.
Большими возможностями в воспитании творчески активной личности облада-
ет внеклассная деятельность, которая создает условия для различных видов творчест-
ва (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития ка-
честв творчески активной личности. В то же время, внеклассная деятельность в обра-
зовательных учреждениях зачастую имеет локальную, узкую направленность (пре-
имущественно познавательную или досуговую), не является самоорганизующейся
системной практикой, создающей новые образцы ценностного творческого взаимо-
действия воспитанников и воспитателей.
Повышение интереса к проблеме воспитания творчески активной личности
объясняется рядом факторов, определяющих развитие современной школы: усилени-
ем процессов демократизации и гуманизации современного российского образова-
ния; изменением ценностно-целевых ориентиров в образовании, необходимостью
разработки новой образовательной парадигмы, направленной на развитие духовных,
творческих и активных качеств личности человека; расширением образовательного
пространства за счет появления различных новых типов учебных заведений, ориен-
тированных на инновационное образование, новых социально-образовательных
структур (общественных, государственных и частных); ориентацией деятельности
педагогов на «открытое», продуктивное образование; востребованностью педагога,
способного вносить в свою деятельность новое, нужное, и, самое главное, интересное
для своих воспитанников.
На фоне проявления, с одной стороны, различных отрицательных социальных
явлений и бездуховности, а с другой стороны – все возрастающего внимания к воспи-
тательным проблемам со стороны государства, образовательному учреждению сего-
дня, как никогда, нужна организация комплекса мер по восстановлению культурных
традиций, развитию гуманистических начал в сфере образования.
Одним из базовых понятий исследования выступает понятие «воспитание»,
имеющее многочисленные трактовки. Это может быть и целенаправленное форми-
рование личности (В.В. Давыдов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова и др.), и управление
процессом формирования и развития личности (Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников и
др.), и поддержка в самоактуализации (Л.В. Байбарадова, О.С. Газман, Т.Б. Корнетов,
А.В. Мудрик, В.А. Петровский и др.), и создание условий (Е.В. Бондаревская,
О.С. Газман, М.А. Ковальчук, С.В. Кульневич, Н.Н. Таланчук, и др.) для самоактуа-
лизации или для формирования и развития личности и т.д.
Определяя содержание воспитания, многие исследователи тоже руководству-
ются различными основаниями для его понимания. Они выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие об-
щества на человека в целом, то есть фактически отождествляют воспитание с социа-
лизацией (Д.В. Григорьев, Г.Б. Корнетов, Л.М. Лузина, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Нови-
кова и др.);
- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправлен-
ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений
(Б.З. Вульфов, И.А. Зимняя, З.Д. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Ю.П. Со-
кольников и др.);
5
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательную дея-
тельность, целью которой является формирование у детей системы определенных ка-
честв, взглядов, убеждений (Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Ю.М. Ор-
лов, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.);
- воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитатель-
ных задач (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, Е.Ш. Ямбург и др.).
Несомненно, что результаты и эффективность воспитания в условиях социаль-
ного обновления общества определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвое-
ние и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколь-
ко готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активно-
сти и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и ре-
шать задачи, не имеющие аналогов в опыте предыдущих поколений.
Разрабатывая тему исследования и определяя ее актуальность, мы останови-
лись на выборе следующей трактовки понятия «воспитание творчески активной лич-
ности» – это специально организованный процесс взаимодействия воспитателей
и воспитанников, направленный на развитие личности, готовой и способной к
активной творческой самореализации.
Основными понятиями исследования выступают: «творческая активность» как
характеристика деятельности, и «творчески активная личность» как характеристика
личности, «внеклассная деятельность» и «воспитание творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности».
Под воспитанием творчески активной личности во внеклассной деятель-
ности мы подразумеваем придание этой личности ценностно-смысловой и моти-
вационной направленности (поскольку сама по себе творческая активность цен-
ность нейтральная), где внеклассная деятельность выступает средством воспита-
ния творчески активной личности. Эта деятельность, выступая частью педагогиче-
ского процесса, является ценностно заданной и просоциальной и предполагает воз-
можность использования в процессе реализации широкого разнообразия методиче-
ских рекомендаций и накопленного педагогического опыта.
Степень разработанности проблемы.
Проблема изучения и становления творчески активной личности имеет дли-
тельную и обширную историографию. Феномен Человека, как деятельностного, по-
знающего и творческого субъекта представлен в философско-психологических ис-
следованиях А.Адлера, Б.Г.Ананьева, Е.П. Белозерцев, Н.Бердяева, П.П.Блонского,
Л.С.Выготского, Дж.Гилфорда, И.Канта, А.Маслоу, К.Роджерса, С.Л. Рубинштейна,
К.Соловьева, Э.Торренса, Л.Фейербаха, Э.Фромма, и др. Анализ философско-
педагогических воззрений мыслителей прошлого (Аристотель, Демокрит, Сократ,
Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Н.Вентцель, А.И.Герцен,
Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.)
показал, что уже в них были определены проблемы творческого саморазвития чело-
века, а также многие творческие составляющие труда педагога-воспитателя.
Большой вклад в разработку проблем развития социальной и творческой ак-
тивности учащихся внесли выдающиеся российские педагоги двадцатого столетия
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др. Изучению этой проблемы по-
священы специальные исследования философов Г.С.Батищева, М.М. Бахтина,
В.Д.Губина, М.А.Данилова и др.; психологов Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского,
6
Н.Д.Левитова, Н.С.Лейтеса, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Ю.А.Самарина,
Б.М.Теплова; педагогов К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, И.А. Зимней,
Л.И. Новиковой, А.В. Петровского, И.Пуфаль-Струзик, Ю.П. Сокольникова и др.
Методологические основы становления творчески активной личности обосно-
ваны в психологии, педагогике и акмеологии (А.Г. Асмолов, Н.М. Борытко, Е.П. Бе-
лозерцев, Д.Б.Богоявленская, А.А.Бодалев, Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач,
И.А.Зимняя, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, И.Пуфаль-
Струзик, В.В. Сериков, Д.И.Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.).
К поиску путей профессиональной педагогической деятельности по решению
проблемы воспитания и развития творчески активной личности обращались
Е.В.Бондаревская, Н.В. Бордовская, Н.И. Вьюнова, В.А.Кан-Калик, С.В.Кульневич,
В.М. Коровин, В.В. Краевский, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников,
Л.М.Фридман, Е.Н. Шиянов и др.
Для изучения творческой активности школьников важное значение имеют ис-
следования, посвященные формированию целостной личности в учебно-
воспитательном процессе и, в частности, во внеучебной деятельности (труды
П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, В.М.Коротова, И.С.Марьенко, Ю.П.Сокольникова,
М.Н.Скаткина и др.), а также многочисленные специальные исследования различных
сторон творчески активной личности (Э.М.Андреевой, В.Г.Афанасьева, Т.А. Бирюко-
вой, Р.А. Гильман, С.В. Леушканова, М.Ф. Макаровой, В.И.Смирнова, А.В. Тарака-
нова, И.П.Фролова, М.Ф. Фатхулина и др.)
Анализ содержания современных исследований (по этому направлению) пока-
зывает, что работы ученых и педагогов были посвящены изучению отдельных
свойств творческой активности: проявлению качеств творческой активности учащих-
ся в различных видах деятельности — эстетической, трудовой, познавательной, игро-
вой и т.д. (М. Абдурахманов, Л.А.Гантман, Р.А. Гильман, С.В. Леушканова,
Л.Н.Нестерова, В.Б.Огузов, А.В. Тараканов и т.д.); изучению творческой активности
через отдельные проявления качеств личности – активности, делового общения, ини-
циативности (Т.А. Бирюкова, Т.Ф.Игнатенко, Н.В.Лебедева, М.Ф. Фатхулин и др.);
развитию личности в структурах органов детского самоуправления (Т.Г.Курганова,
О.Д.Тапышпан и др.). Объектом их исследовательской работы чаще всего выступали
отдельные характеристики творчески активной личности и ее деятельности: способ-
ности, личностные черты, характер, мотивы, сам процесс творчества и условия его
реализации, продукт деятельности. Исследований, в которых авторы пытаются охва-
тить целостные личностные, психологические, социальные и другие факторы воспи-
тания творчески активной личности и развития качеств творчески активной личности
(Я.А. Пономарев, И.Пуфаль-Струзик) крайне недостаточно.
В данном исследовании мы представляем процесс воспитания творчески ак-
тивной личности как многоуровневую педагогическую систему, содержание которой
определяется совокупностью взаимосвязанных, взаимообуславливающих и взаимо-
дополняющих философских, психологических и социальных факторов.
Одним из важных составляющих нашего исследования выступала внеклассная
деятельность. Это объясняется рядом ее существенных свойств и признаков:
- эффективностью использования внеклассной деятельности в системе воспи-
тания и социализации личности (Л.Ю. Гордин, В.А. Караковский, Ю.П. Сокольников
и др.);
7
- многофункциональностью внеклассной деятельности. Вариативность и уни-
версальность методик внеклассной деятельности позволяют использовать их на раз-
личных возрастных этапах становления личности с учетом ее возможностей и этапах
становления детского коллектива с учетом его мобильности, статуса, возрастных осо-
бенностей, степени сплоченности и др. (А.В. Караковский, И.С. Марьенко, Ю.П. Со-
кольников и др.);
- широким спектром воздействия внеклассной деятельности на личность уча-
щихся. В практике внеклассной деятельности наработано большое количество мето-
дик, способов, форм работы с учащимися, развивающих самые разнообразные каче-
ства личности (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.), ориентирован-
ных на удовлетворение разносторонних ее потребностей, развитие творческих спо-
собностей и реализацию учащихся в системе самоуправления (Э.М. Андреева,
В.Г. Афанасьев, И.П. Фролов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик и др.);
- возможностью свободного выбора учащимися видов деятельности, которые
обуславливают доминанты в их развитии, способствуют их самореализации, руково-
дствуясь при этом принципами добровольности, интереса, доступности, самостоя-
тельности и др. (И.П. Иванов, А.В. Мудрик и др.).
Таким образом, наше исследование направлено на то, чтобы, с одной стороны,
определить, как система воспитания творчески активной личности может быть реали-
зована во внеклассной деятельности, и, с другой стороны, как сама внеклассная дея-
тельность реализуется в этой системе.
Анализ исследований по теме позволил сделать вывод о недостаточной разра-
ботанности целостного знания: о сущности процесса воспитания творчески активной
личности и его структурировании; закономерных связях и методологических регуля-
тивах профессиональной педагогической деятельности воспитателей, способствую-
щих развитию у учащихся качеств творчески активной личности; адекватном воспи-
тательно-образовательном пространстве, системе воспитательной работы и способах
их создания в современной ситуации модернизации российского образования; научно
обоснованных условиях педагогического труда, способствующих эффективному ре-
шению названной проблемы и ее технологическому обеспечению.
Все вышесказанное послужило основанием для выделения ряда противоречий
между:
- потребностями общества и российского образования в социальной и творче-
ски активной, конкурентоспособной личности учащихся и отсутствием целостного
научного подхода, создающего необходимую теоретико-методологическую базу ста-
новления этой личности в системе образования, обеспечивающего эффективную реа-
лизацию педагогического процесса по ее воспитанию;
- творческим характером личности учащихся, имеющих разнопланово сформи-
рованные качества творчески активной личности, особенности их проявления и пред-
ставления о них и традиционно сложившейся системой образования, построенной на
общих стандартах и требованиях к организации учебно-воспитательного процесса;
- необходимостью оптимизации процесса воспитания творчески активной лич-
ности учащихся, характеризующегося качественным разнообразием состава детского
коллектива образовательного учреждения и не разработанностью научно-
обоснованных педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и ин-
теграцию участников педагогического процесса в системе воспитания и их адекват-
ную взаимосвязь в совместной деятельности;
8
- значимостью и возможностями внеклассной деятельности в воспитании уча-
щихся, ведущей ролью педагога в ее организации и неразработанностью потенциала
внеклассной деятельности в системе воспитания творчески активной личности и на-
учно обоснованных рекомендаций по ее осуществлению.
Выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Система
воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельно-
сти».
Ведущая идея исследования состоит в том, что воспитание творчески активной
личности учащихся осуществляется на базе специально разработанной системы, ос-
новной составляющей которой выступает диалектическое взаимодействие и взаимо-
связь ее элементов и совместная деятельность основных участников процесса воспита-
ния – педагогов и учащихся, ориентированная на повышение уровня творческой ак-
тивности учащихся и развитие у них качеств творчески активной личности во вне-
классной деятельности. Содержание этой деятельности (и достижение необходимых
результатов на каждом из уровней системы) и обуславливает реализацию цели иссле-
дования.
Проблема исследования предполагает поиск ответа на вопрос:
Каковы методологические, теоретические основы, педагогические и организа-
ционно-педагогические условия создания системы воспитания творческой активно-
сти личности учащихся во внеклассной деятельности?
Объект исследования: воспитание творчески активной личности учащихся.
Предмет исследования: система воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и эксперименталь-
но проверить эффективность системы воспитания творчески активной личности уча-
щихся во внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования.
Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что воспита-
ние творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности будет ус-
пешной, если:
- разработанная система воспитания творчески активной личности, уточнен-
ная сущность категорий «творческая активность», «творчески активная личность»,
«воспитание творчески активной личности во внеклассной деятельности», примени-
тельно к учащимся образовательного учреждения, позволит выявить особенности
воспитания творчески активной личности и расширить представление о возможно-
стях системы воспитания;
- разработанные уровни творчески активной личности учащихся и критерии
их оценки, показатели, позволят диагностировать состояние системы воспитания
творчески активной личности во внеклассной деятельности и ее динамику;
- осуществленный мониторинг состояния воспитания творчески активной
личности учащихся в образовательных учреждениях региона сделает возможным оп-
ределение на этой основе задач, обеспечивающих реализацию системы на различных
уровнях ее развития;
- сущность и содержание разработанных элементов системы (системные мо-
дули, модель, проект реализации) позволят рассмотреть их взаимосвязь и взаимообу-
славливаемость на различных уровнях воспитания творчески активной личности;
9
- разработанная технология деятельности педагогов определит механизм реа-
лизации системы;
- выявленные педагогические и организационно-педагогические условия бу-
дут способствовать эффективному функционированию системы на различных этапах
становления личности учащихся и коллектива;
- осуществленная на практике совместная целенаправленная деятельность пе-
дагога и воспитанника будет ориентирована на побуждение учащихся к выбору и ис-
пользованию способов, форм, состояний собственной активности, адекватно обеспе-
чивающих ее социальное и творческое развитие, потребностей в самореализации.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в иссле-
довании решались следующие задачи:
1. На основе анализа философской, педагогической, психологической литера-
туры раскрыть сущность и содержание основных категориальных понятий исследо-
вания: «творческая активность», «творческая активная личность», «воспитание твор-
чески активной личности во внеклассной деятельности» и определить особенности их
применения на различных уровнях образования.
2. Концептуально разработать систему воспитания творчески активной лично-
сти учащихся во внеклассной деятельности и составляющие ее элементы.
3. Разработать модель, отражающую функционирование системы воспитания
творчески активной личности учащихся применительно к образовательным учрежде-
ниям.
4. Разработать технологию деятельности педагогов по воспитанию творчески
активной личности учащихся, в том числе: системные модули и модульные методики.
5. Разработать проект реализации системы воспитания творчески активной
личности учащихся на основе концепции воспитательной деятельности Воронежской
области.
6. Выявить педагогические и организационно-педагогические условия воспи-
тания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
7. Провести педагогический эксперимент по оценке эффективности системы и
технологии деятельности педагогов по воспитанию творчески активной личности во
внеклассной деятельности в образовательных учреждениях региона.
Методологические и теоретические основы исследования составили:
• на философском уровне: гуманистическая парадигма и конкретизирующий
ее феноменологический подход, обеспечивающие философскую и общепедагогиче-
скую основу исследования (М.М.Бахтин, Г.С.Батищев, Н.И.Пирогов, К.Роджерс,
В.А.Сластенин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Э.Фромм и др.);
• на общенаучном уровне: аксиологический подход, определяющий воспитание
как социально-целостный комплекс взглядов, убеждений, идеалов человека
(Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянова, и
др.); системный подход к анализу целостного представления о существенных призна-
ках творческой активности как педагогического, личностного и коллективного фено-
мена (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Б.П. Битанас, В.В. Краевский, Ю.П. Сокольников
и др.) синергетический подход, обеспечивающий видение объектов, явлений и процес-
сов, их порождающих в единстве, в обуславливающих друг друга и взаимодействую-
щих связях (Н.В. Бордовская, С.В. Кульневич, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук и др.);
10
• на конкретно-научном уровне: субъектно-деятельностный подход, раскры-
вающий сущность личности и определяющий ее деятельностную роль в процессе
воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Б.Т. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Ру-
бинштейн и др.); личностно-ориентированный подход, раскрывающий психолого-
педагогические механизмы личностного развития воспитанников (И.В.Дубровина,
С.В.Кульневич, В.В.Сериков, Е.С.Полат и др.); теория деятельности (П.Я. Гальперин,
А.Н. Леонтьев и др); психолого-педагогические теории формирования творчески ак-
тивной личности, отражающие принцип сознания и деятельности (К.А.Абульханова-
Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский,
С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Э.Фромм и др.); концептуальные идеи и основы
педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В. Кларин, Г.К.Селевко и др.); соци-
ально-педагогические концепции, определяющие и характеризующие социальную
роль воспитания (В.Г. Бочарова, А.В.Мудрик, И.П.Смирнов и др.); теория воспита-
тельных систем и концепция воспитательного пространства (В.А.Караковский,
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.П.Сокольников, И.А.Зимняя и др.); культурологи-
ческий подход, позволяющий увидеть объективную и субъективную значимость пе-
дагога в процессе исторического и культурного становления творческой личности
(А.Г. Асмолов, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Б.Г. Корнетов,
М.А. Лукацкий, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования: анализ философской, методологиче-
ской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, анализ об-
разовательных и нормативных актов, индуктивно-дедуктивный, сравнительно-
сопоставительный и обобщающий анализ, метод моделирования и проектирования.
2. Методы эмпирического исследования: изучение и обобщение передового
педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа по обобщению и система-
тизации полученных данных; педагогический эксперимент; анкетирование, интер-
вьюирование, опрос, тестирование, контент-анализ;
3. Методы статистической обработки информации: ранжирование, шкалиро-
вание, рейтинг.
Этапы исследования:
Первый этап (1999-2004) – уточнение темы исследования, изучение степени ее
разработанности, обоснование рабочей гипотезы, освоение методики сбора, анализа и
обработки материалов, определение основных направлений исследовательской рабо-
ты, проведение теоретических и экспериментальных исследований на базе образова-
тельных учреждений, проведение констатирующего эксперимента, апробирование
методов и средств создания и разработки системы; создание модели процесса реали-
зации системы.
Второй этап (2004-2007) – проведение анализа состояния воспитательной дея-
тельности в регионе; разработка системы воспитания творчески активной личности
во внеклассной деятельности; определение технологии ее реализации, создание сис-
темных модулей, проекта реализации системы; формирующий эксперимент по вы-
страиванию системы воспитания творчески активной личности учащихся во вне-
классной деятельности в образовательных учреждениях Воронежской области.
Третий этап (2007-2010) – внедрение системы в образовательные структуры ре-
гиона и проекта ее реализации на основе областной концепции воспитательной дея-
11
тельности, анализ степени реализации исследовательской темы, уточнение и обобще-
ние полученных материалов, проведение анализа степени реализации системы в об-
разовательных учреждениях региона, оформление результатов исследования.
База исследования.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования (проведение курсовой подготовки старших вожатых, замес-
тителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, класс-
ных руководителей, кураторов, педагогов дополнительного образования – 1999-
2009 гг.); образовательные учреждения г.Воронежа: гимназии № 2, 4, СШ №62, 83 и
др.; городской Дворец творчества детей и молодежи; городские детские оздорови-
тельные лагеря; профильные лагерные смены «Веселое море», «Территория юмора»
(г.Азов, г.Новороссийск); Академия педагогических и социальных наук РФ (отделе-
ние методологии воспитательных систем); Московский педагогический государст-
венный университет (г. Москва); Тамбовский областной институт повышения квали-
фикации работников образования (г. Тамбов); Глазовский государственный педаго-
гический институт им. В.Г. Короленко (Удмуртия, г. Глазов).
В работе использован выборочный опрос педагогических работников и уча-
щихся образовательных учреждений Воронежской области по теме исследования и
анализ деятельности педагогов по воспитанию творчески активной личности уча-
щихся. Общее число респондентов 4254, из них – 3162 воспитанников (в равных про-
порциях детей младшего, среднего и старшего школьного возраста), 1092 педагога
(классные руководители, старшие вожатые, администрация образовательных учреж-
дений); результаты мониторинга состояния воспитательной работы в Воронежской
области (2005-2006 гг.): 813 учебных заведений (школы, детские центры, дома твор-
чества детей), более 10 тысяч педагогических работников; обобщающего мониторин-
га состояния воспитательной деятельности в Воронежской области (2008-2009 гг.):
339 образовательных учреждения, 52632 респондента (учащиеся и педагоги).
Научная новизна исследования:
Концептуально разработаны научные представления о сущности и содержании
воспитания творчески активной личности учащихся на различных уровнях образова-
ния («микро» - группа детей, «мезо» - образовательное учреждение, «макро» - регио-
нальная система образования), как системно-целостном единстве структурных ком-
понентов, обеспечивающих становление и развитие личности учащихся, их творче-
скую реализацию, направленных на формирование у них социально значимых и
творческих качеств.
Разработана многоуровневая система воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности, показана ее структура, характеристика
свойств, взаимосвязей и отношений между ее элементами.
Разработана модель процесса воспитания творчески активной личности уча-
щихся во внеклассной деятельности в образовательном учреждении, выделены этапы
ее функционирования, представлены ее содержание, принципы, механизм реализации
и уровни реализации.
Разработан и обоснован проект реализации системы воспитания творчески ак-
тивной личности учащихся с учетом положений региональной концепции воспита-
тельной деятельности. В нем представлены вариант решения задач, заявленных в ре-
гиональной концепции воспитательной деятельности, и механизм реализации ее ос-
новополагающих блоков через систему воспитания творчески активной личности.
12
Разработаны системные модули системы воспитания творчески активной лич-
ности учащихся, обеспечивающие ее реализацию на отдельных этапах развития, ви-
дах и формах внеклассной деятельности.
Разработана технология деятельности педагогов по воспитанию творчески ак-
тивной личности учащихся во внеклассной деятельности, представленная как сово-
купность форм, методов, приемов, средств, методик, обеспечивающих успешность
реализации системы воспитания.
Выявлены педагогические и организационно-педагогические условия, способ-
ствующие успешной реализации системы воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности, определены их группы и доминантные при-
оритеты реализации: общие, ориентированные на их реализацию на макроуровне
системы; особенные, определяемые запросом задач на мезоуровне системы; частные,
ориентированные на формирование отдельных сторон и качеств личности и коллек-
тива (микроуровень).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты
нашего исследования по созданию системы воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности вносят вклад в развитие науки о воспитании
учащихся, заключающийся в:
- конкретизации научных представлений об организации педагогической дея-
тельности по воспитанию творчески активной личности учащихся в образовательном
процессе, позволяющих сделать этот процесс более успешным;
- в раскрытии содержания и сущности воспитания творчески активной лично-
сти учащихся на уровне группы учащихся, на уровне образовательного учреждения и
на уровне системы образования региона, показывающих взаимодействие и взаимо-
обусловленность ее структурных компонентов и механизмов реализации процесса
воспитания и развития творчески активной личности;
- расширении и конкретизации научных представлений об организации воспи-
тательного процесса в образовательных учреждениях различного статуса, профиля,
специфики, где одной из важнейших целей их деятельности выступает воспитание
творчески активной личности учащихся;
- разработке основ нового педагогического направления в теории воспитания
творчески активной личности – «провокативной педагогики», где отрицательная со-
циализация учащегося рассматривается как фактор его естественной и позитивной
реализации.
Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации диссер-
тационного исследования внедрены в образовательный процесс учреждений допол-
нительного, профильного и общего среднего образования Воронежской области, а
так же используются в системе подготовки педагогических кадров региона, осущест-
вляющих этот процесс.
Результаты исследования нашли применение при разработке научно-
методического обеспечения организации процесса воспитания учащихся в образова-
тельных учреждениях различного типа, организации курсовой подготовки воспитате-
лей разнообразного профиля.
Разработаны и адаптированы на практике различные варианты системных мо-
дулей, характеризующие их методики, сопровождающие процесс воспитания творче-
ски активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
Разработаны программно-методические и учебные пособия, обеспечивающие
психолого-педагогическое сопровождение процесса создания системы воспитания
13
творчески активной личности во внеклассной деятельности: спецкурсы для повыше-
ния квалификации специалистов («Система воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной работе», «Воспитание как целостный процесс в урочной и
внеурочной деятельности», «Пути реализации областной концепции воспитательной
деятельности» и др.; программы, системные модули, методики их реализации:
«НПСБ» (новая педагогика социального бизнеса), методика организации провокатив-
ных игр («Вредные игры»), методика ТИП (театрально-игровая педагогика), методи-
ка организации работы детского творческого объединения КВН, методика организа-
ции работы с детьми в условиях ДОЛ (детского оздоровительного лагеря), методика
КИС (конструирование игровых сценариев) и др.
Авторские практические и методические пособия (общий объем – более 180
п.л.) широко используются в образовательных учреждениях г.Воронежа и Воронеж-
ской области, на разнообразных школах актива, в организации работы детских оздо-
ровительных лагерей, Домах детского творчества и др. Отдельные авторские про-
граммы, методики, модели используются в практике деятельности педагогов более
чем в 60% образовательно-воспитательных учреждениях города и области (по дан-
ным мониторинга воспитательных систем региона –2009 гг.).
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается логикой по-
строения исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету и за-
дачам исследования, его методологической, научной и теоретической базой; апроба-
цией исследовательских методик и внедрением их результатов в воспитательный про-
цесс образовательных учреждений; научным и практическим педагогическим опытом
автора; востребованностью в педагогической среде авторских методических и прак-
тических пособий.
Апробация результатов.
Основные идеи изложены в монографиях, практических, методических и учеб-
но-методических пособиях «Технология ТИП», «Планирование воспитательной ра-
боты в школе», «Отдыхай! (Наше лето)», «Вредные игры (основы провокативной пе-
дагогики)», «Психология личности и коллектива. Игровые тесты и тренинги», «Игры
быстрого приготовления», «Такая серьёзная сказка» (конструирование игровых сце-
нариев), «Модель реализации областной концепции воспитания 2006-2011» и др.; в
публикациях центральных педагогических изданий («Вожатый», «Воспитательная
работа в школе», «Педагогика», «Народное образование», «Школа лидера», «Извес-
тия АПСН», «Школьные технологии», «Сибирский педагогический журнал», «Вест-
ник Тамбовского университета», «Культура физическая и здоровье» и др.). Всего по
теме исследования опубликовано 112 работ.
Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ежегодных за-
седаниях лаборатории Центра системного подхода к воспитанию Ассоциации «Воспи-
тание» (г.Москва), на отделении методологии воспитательных систем АПСН, заседа-
ниях кафедры педагогики начального обучения МПГУ, кафедры педагогики и психо-
логии, кафедры воспитательной работы Воронежского областного института повыше-
ния квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКРО), междуна-
родных, общероссийских, республиканских и региональных конференциях (г.Москва,
г.Воронеж, г.Ульяновск, г.Белгород, г.Чебоксары, г. Кострома, г.Нижний Новгород,
г.Глазов (Удмуртия) и др.) (1999-2010 гг.); в рамках спецкурсов, лекционных и практи-
ческих занятиях в ВОИПКРО, методических объединениях классных руководителей,
кураторов, заместителей директоров по воспитательной работе, на занятиях со студен-
тами вузов психолого-педагогического профиля и др.
14
Авторские модульные методики по теме исследования были апробированы и
внедрены:
− в образовательных учреждениях г.Воронежа СОШ №62, 83, гимназиях №2, 4;
− на областных сборах ученического актива «Искорка» (1999-2006), областном
слете «Содружество детских организаций» (2001, 2003, 2005, 2007), областных сборах
старших вожатых «Звездный» (1999-2009), областных сборах актива профессиональ-
ных средне-специальных учреждений «Прометей» (1999, 2002, 2006), городских сбо-
рах педагогических отрядов (2006-2007): «НПСБ» (новая педагогика социального биз-
неса), «ТИП» (театрально-игровая педагогика), «основы провокативной педагогики»;
− на летних сборах профильной смены КВН (2001-2009): «основы провокатив-
ной педагогики», «воспитание творчески активной личности в условиях КВН»,
«ТИП» (театрально-игровая педагогика);
− в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), областных совещаниях-семинарах
руководителей ДОЛ (2001-2009): «воспитание творчески активной личности в усло-
виях детского оздоровительного лагеря»;
− в музыкально-педагогическом колледже г.Воронежа (2002-2004): спецкурс
«Технология ТИП» (театрально-игровая педагогика);
− на занятиях по организации КВН в образовательных учреждениях (в рамках
работы юношеской лиги, молодого кубка КВН, Новой молодежной лиги «Область
КВН») (2001-2010);
− на выездных областных семинарах управлений культуры и образования (для
руководителей Домов культуры, Детского творчества, организаторов детского досу-
га, библиотекарей) (2005): «Технология КИС» (конструирование игровых сценариев).
Положения, выносимые на защиту.
1. Система воспитания творчески активной личности учащихся представляет
собой многоуровневую структуру, включающую следующие функциональные эле-
менты: цель (воспитание творчески активной личности); субъекты (педагоги и уча-
щиеся); системообразующие виды деятельности и их отношения (содержание совме-
стной деятельности педагогов и учащихся во внеклассной деятельности); этапы раз-
вития (системные модули, модель формирования творчески активной личности уча-
щихся (в рамках образовательного учреждения), проект реализации системы воспи-
тания творчески активной личности учащихся (в рамках региональной концепции
воспитательной деятельности)); уровни реализации («микро» - класс, группа, творче-
ское объединение, «мезо» - образовательное учреждение, «макро» - образовательная
система региона); условия реализации (взаимозависимые и взаимообусловленные
группы: общие, особенные, частные и область их применения); технологию (методы,
формы, приемы, методики, способы организации педагогической деятельности, педа-
гогические средства и др.).
Основными понятиями системы выступают: «творческая активность» как одна
из характеристик активности преобразовательной; «творчески активная личность»,
ориентированная на выбор и использование способов, форм, состояний собственной
активности, обеспечивающих ее творческое саморазвитие; «воспитание творчески
активной личности» как процесс совместного целенаправленного взаимодействия и
развития (совместная деятельность) педагога и воспитанника, в основе которого –
побуждение учащихся к выбору и использованию способов, форм, состояний собст-
венной активности, наиболее адекватно обеспечивающих социальное, творческое
развитие личности, ее потребность в самореализации. Внеклассная деятельность в
15
этом процессе является одним из ведущих факторов реализации личности учащихся,
так как она ориентирована на проявление у личности качеств творчески активного
человека (направленность на социализацию, комплексное развитие, возможность са-
мостоятельного выбора доминанты развития, универсальность и многообразие вос-
питательных методик и др.);
Результатом функционирования системы на разных ее уровнях является воспи-
тание творчески активной личности учащихся, реализующееся при внедрении соот-
ветствующих методов, средств, форм управления и позволяющих модернизировать и
развивать эту систему.
2. Модель, характеризующая процесс воспитания творчески активной личности
учащихся во внеклассной деятельности в образовательном учреждении, включающая:
педагогическую цель, задачи, принципы построения деятельности, область примене-
ния; этапы реализации модели; содержание (совместная деятельность педагогов и
учащихся); механизм реализации модели (взаимодействие и взаимовлияние состав-
ляющих его уровней творчески активной личности, качеств творчески активной лич-
ности, выбор направленности во внеклассной деятельности, характеризующийся по
разным основаниям: на коллектив или личность, деятельность педагогов или воспи-
танников, развитие социальной активности или творчества, масштабность внеклассно-
го мероприятия или его долгосрочность и др.); результат (достигнутые уровни воспи-
тания творчески активной личности учащихся: адаптивный, репродуктивный, лично-
стно-продуктивный). Модель отражает функционирование системы воспитания твор-
чески активной личности применительно к образовательному учреждению (на мезо-
уровне), раскрывает сущность взаимодействия учащихся и педагогов в совместной
внеклассной деятельности.
3. Технология деятельности педагогов по воспитанию творчески активной лич-
ности учащихся, представляющая собой совокупность научно обоснованных форм,
методов, приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию системы воспи-
тания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
Реализация технологии включает: структурирование решаемых задач в совме-
стной деятельности педагогов и учащихся; дифференцированное применение педаго-
гами форм, методов, приемов, средств воспитания и развития творчески активной
личности учащихся; использование в процессе воспитания разработанных системных
модулей и методик их реализации.
1) Системный модуль: «Провокативная педагогика».
Модульная методика: «Вредные игры», включающая специфические приемы,
методы, принципы реализации, психолого-педагогические эффекты, используемые в
воспитании творчески активной личности во внеклассной деятельности и функцио-
нирующая на основе общего эффекта высвобождения скрытой энергии сопротивле-
ния участников игрового действия (не благодаря чему-либо, а вопреки).
2) Системный модуль: «Новая педагогика социального бизнеса».
Модульная методика: «Воспитание творчески активной личности средствами
«педагогики социального бизнеса». В основе реализации методики – использование
социально-ролевых игр, их социально-педагогического аспекта в процессе воспита-
ния творчески активной личности.
3) Системный модуль: «Театрально-игровая педагогика».
Модульная методика: «Развитие творчески активной личности учащихся сред-
ствами театрально-игровой педагогики». В основе реализации методики – комплекс
16
игровых упражнений, уроков с элементами психологической разгрузки, ориентируе-
мых на развитие качеств творчески активной личности средствами театрализации.
4) Системный модуль: «Педагогика моделирования жизненных ситуаций».
Модульная методика: «Воспитание творчески активной личности на основе
использования приемов конструирования игровых сценариев». В основе методики –
создание алгоритма конструирования игровых сценариев на основе использования
приемов психологии творчества.
5) Системный модуль: «Педагогика дополнительного образования».
Модульная методика: «Развитие творчески активной личности в условиях твор-
ческого объединения КВН». В основе методики – учет специфических интересов и
потребностей воспитанников. Основной принцип реализации: «само» (самодеятель-
ность, самостоятельность, самотворчество, самореализация).
6) Системный модуль «Педагогика лета».
Модульная методика: «Воспитание творчески активной личности в условиях
детского оздоровительного лагеря». В основе методики – учет специфичности орга-
низации системы воспитания творчески активной личности в ограниченном про-
странстве (временем и местом), особенностей временного коллектива.
4. Проект реализации системы воспитания творчески активной личности уча-
щихся (в рамках региональной концепции воспитательной деятельности), включаю-
щий: 1) цель: реализация системы воспитания творчески активной личности в рамках
региональной концепции воспитательной деятельности; 2) этапы («ступени личност-
ного роста»): «мой индивидуальный мир», «мой мир знаний», «мой мир отношений»,
«мой мир дела», «наш мир». Достижение этапов иллюстрирует спиральную динами-
ку роста творчески активной личности (ее уровней), определяемую ступенями фор-
мирования ее мировоззрения, взглядов и убеждений; 3) принципы реализации про-
цесса воспитания творчески активной личности: «само», «творческости», «успешно-
сти», «общения», «элективности», ориентированные на реализацию и развитие опре-
деленных групп качеств творчески активной личности по характеру их направленно-
сти; 4) основные направления реализации системы (в рамках областной концепции
воспитательной деятельности) воспитания творчески активной личности во вне-
классной деятельности: «Здоровье», «Человек», «Труд», «Наша Родина», «Семья»,
«Культура», «Природа», ориентированные на формирование мотивационно-
ценностного отношения творчески активной личности (потребности, желания, моти-
вы, образ «Я», помыслы) к окружающему миру и составляющие содержание воспи-
тательной деятельности.
Реализация проекта предусматривает достижение ожидаемых результатов (пер-
спектив развития) за счет внедрения его в областную концепцию воспитательной дея-
тельности Воронежской области.
5. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной
деятельности будет успешно реализована при соблюдении следующих педагогиче-
ских и организационно-педагогических условий.
Педагогические условия составляют три группы: общие, особенные, частные.
Выделение первой группы условий (общих) обосновано доминантой их реали-
зации на макроуровне системы воспитания творчески активной личности учащихся
во внеклассной деятельности: образовательная система региона, областная концепция
воспитательной деятельности, проект реализации системы воспитания творчески ак-
тивной личности. К этим условия мы можем отнести: сформированность гностиче-
ского, конструктивного, перцептивно-рефлексивного, коммуникативного компонен-
17
тов педагогической деятельности воспитателей в процессе создания и реализации
системы воспитания творчески активной личности учащихся; подготовленность пе-
дагогов к использованию в своей деятельности методологических и теоретических
основ теории воспитания творчески активной личности учащихся; учет региональных
особенностей образования и основных положений областной концепции воспита-
тельной деятельности при реализации ее проекта; формирование готовности и спо-
собности педагогов к выполнению социальной роли по воспитанию и развитию твор-
чески активной личности учащихся, ориентированность их деятельности на творче-
ское саморазвитие личности и коллектива воспитанников и др.
Вторая группа условий (особенные) обеспечивается реализацией задач в сис-
теме воспитания, доминантно реализуемых на мезоуровне системы. Это: организация
совместной деятельности педагогов и воспитанников в реализации системы воспита-
ния творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности во всех
формах взаимоотношений (личность-личность, личность-коллектив, личность-
воспитатель, коллектив-воспитатель); использование многофункциональных воз-
можностей внеклассной деятельности, ее потенциала на различных возрастных эта-
пах развития учащихся, учет возможностей личности и коллектива, его статуса, мо-
бильности; разумное понимание и использование в педагогической практике опыта
отрицательной социализации воспитанников, отрицательных и положительных ка-
честв современного человека; совместная деятельность воспитателей и воспитанни-
ков по планированию работы, понимание ими общих целей, задач, перспектив этой
деятельности и др.
Третья группа условий (частные) ориентирована на формирование отдельных
сторон и качеств личности. Доминанта их реализации – микроуровень системы
(класс, группа, творческое объединение учащихся и др.). Это: обучение педагогов ис-
пользованию в практике деятельности приемов: «провокативных», «организации со-
циально-ролевых игр», «педагогической театрализации» и др.; успешное овладение
участниками воспитательного процесса новыми технологиями: игровыми, познава-
тельными, социально-ролевыми и др.; определение доминантной области реализации
потенциальных возможностей личности учащихся и дифференциация на этой основе
способов, форм, методов воспитания их творческой активности; учет индивидуаль-
ных особенностей воспитанников и их воспитателей, определение и учет группы ка-
честв творчески активной личности, позволяющих им наиболее оптимально реализо-
ваться в системе воспитания и др.
Организационно-педагогические условия: реализация механизмов управления
и коррекции процесса воспитания творчески активной личности учащихся в образова-
тельном учреждении; создание, развитие и совершенствование системы подготовки и
переподготовки педагогических кадров по проблематике воспитания творчески актив-
ной личности учащихся; систематизация работы структур образовательных учреждений,
организующих процесс воспитания творчески активной личности учащихся; создание и
разработка необходимой методической и материально-технической базы, ориентиро-
ванной на реализацию системы воспитания творчески активной личности учащихся во
внеклассной деятельности в образовательном учреждении.
Объем и структура диссертации. Диссертация, представленная на 487 стр.,
состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В ра-
боте приведено 73 таблицы, 9 анкет, 38 графиков, 25 диаграмм, 6 схем. Основное со-
держание изложено на 360 страницах. Библиография включает 437 источников.
18
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, разработанность проблемы,
выявляются основные противоречия, определяются объект, предмет, проблема, цель
и задачи, методологическая и теоретическая база, источниковая база исследования,
раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формули-
руются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе: «Теоретико-методологические основы воспитания творчески
активной личности учащихся во внеклассной деятельности» на философском уровне
нами были определены истоки возникновения и становления теории воспитания
творчески активной личности, ее базовые компоненты, составляющие методологиче-
скую и теоретическую основу проблемы исследования. Это, прежде всего, идеи осно-
вателей гуманистической философии о свободном и всестороннем развитии личности
(Сократ, Парацельс, И. Гердер, В. Дильтей, И. Гете, А. Шопенгауэр и др.); разработ-
чиков концепции дополнительности (где противоположности не взаимоисключаются,
а сглаживаются, сочетаются, дополняют друг друга) и основоположников теории
конвергенции и стратификации (Н. Бор, Дж. Гэлберейт, И. Пригожин, П. Сорокин,
А. Эйнштейн и др.).
На общенаучном уровне важной составляющей работы выступала аксиологи-
ческая концепция личностного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, И.Б. Котова,
А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов и др.); методология системного исследования, изуче-
ния и использования законов систем (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.Н. Кедров,
Ю.П. Сокольников и др.), что позволило выявить системные зависимости, опреде-
ляющие характер и особенности реализации нашего научного труда; методология си-
нергетического подхода и конкретизирующие его работы по социальной синергетике
и синергетической акмеологии, обеспечивающие видение исследования, явлений и
процессов, их порождающих, в единстве, в обуславливающих друг друга и взаимо-
действующих связях, в том числе между порядком и хаосом (взаимопереход друг в
друга и синтез друг с другом). В рамках синергетической парадигмы процесс образо-
вания (воспитания) рассматривается как открытый, творческий, это образование сти-
мулирует собственно-личностные, может быть, еще не проявленные, скрытые линии
развития (С.В. Кульневич, Н.А. Селиванова, Н.М. Таланчук, Н.В. Бордовская,
А.А. Деркач, С.Д. Пожарский, В.П. Бранский и др.)
Конкретно-научный уровень нашей исследовательской деятельности представ-
лен методологией педагогики и методологией педагогических исследований
(Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.); а также трудами, раскры-
вающими сущность и характеристику научных представлений о творчестве и творче-
ской личности (В.И. Вернадский, В.Н. Николко, В.И. Андреев и др.); психолого-
педагогическими теориями о формировании творчески активной личности
(К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); методологическим под-
ходом к разработке личностно-ориентированного воспитания (В.А. Сластенин,
В.В. Сериков, И.В. Дубровина, Е.С. Полат, С.В. Кульневич и др.) и субъектно-
деятельностным подходом, раскрывающим сущность личности и определяющим её
деятельностную роль в воспитании (Б.Т. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубин-
штейн и др.); концептуальными положениями технологического подхода в педагоги-
ке (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, М.В. Кларин, Н.Е. Щуркова и др.). Анализ творче-
ской активности осуществлялся на основе принципов теории деятельности (Л.С. Вы-
готский, А.Н. Леонтьев и др.), принципе «личность и продукт ее труда» (С.Л. Рубин-
19
штейн), принципе субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская и др.). Теоре-
тической основой исследования также являются положения концепций: Л.С. Выгот-
ского (общая концепция о взаимосвязи обучения и развития), Б.М. Теплова («способ-
ности развиваться в процессе конкретной деятельности»), Я.А. Пономарева (общая
концепция творческой активности – идея исследования творчества как комплексной
проблемы), И.Пуфаль-Струзик (структурно-иерархическая модель творчески актив-
ной личности), А.А. Мелик-Пашаев (концепция «эстетической позиции»).
Важнейшей составляющей теоретико-методологической части исследования
явился анализ современных социально-педагогических концепций, определяющих и
характеризующих социальную роль воспитания и личности в этом процессе: теория
воспитательных систем и воспитательного пространства (Л.И. Новикова, Н.Л. Селива-
нова, В.А. Караковский, И.А. Зимняя, Ю.П. Сокольников и др.); концепции социально-
го воспитания (Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, А.В. Мудрик, М.И. Шилова и др.); лично-
стно-ориентированные культурологические концепции (В.С. Баблер, Б.Г. Корнетов,
И.Ф. Исаев, М.А. Лукацкий, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова, Е.П. Белозерцев и др.).
Результатом накопления теоретических материалов о личности и развитии ее
социальной и творческой активности стало понимание необходимости преобразова-
ния воспитанника из объекта воспитательного процесса в его субъект (В.В. Горшко-
ва, С.М. Годник, Н.К. Сергеева, В.В. Сериков и др.), а воспитания (воспитательной
деятельности) как «восхождения к субъектности» (М.Г. Коган).
Особое место в изучении проблемы занимает анализ современных педагогиче-
ских систем и моделей организации воспитательного процесса, ориентированных на
развитие творческой активности личности: системный подход в исследовании воспи-
тания (Ю.П. Сокольников); модель, реализуемая в научной школе Л.И. Новиковой;
модель педагогического сопровождения ребенка, предполагающая бинарность про-
цесса воспитания (А.В. Мудрик, Д.В. Григорьев, М.И. Рыжкова, Л.В. Байбородова и
др.); гуманистически-ориентированные концепции развития личности (В.И. Слобот-
чиков, В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев и др.); личностно-ориентированное образова-
ние и воспитание (Н.А. Алексеев, М.В. Кларин, И.С. Якиманская и др.); развитие ин-
дивидуальности личности (Ю.М. Орлов, М.И. Рыжкова и др.); обретение личностью
социального опыта (Н.Ф. Голованова, В.Д. Путилина и др.).
Таким образом, в основу разрабатываемой концептуальной системы легли идеи
гуманистической философии о свободном и всестороннем развитии личности; аксио-
логической концепции личностного воспитания, определяющей человека как выс-
шую ценность на основе его идеалов, убеждений и взглядов; системного подхода к
исследованию воспитания; личностно-ориентированного, субъектно-
деятельностного, технологического подходов; синергетической методологии, обу-
славливающей самоорганизуемую деятельность человека; феноменологического
подхода, определяющего приоритетность роли личностных структур сознания в
формировании опыта самоорганизации и характеризующие его концепции (социаль-
ного воспитания, общественно-ориентируемой концепции коллективного воспита-
ния, проектирования воспитательных систем, коллективного творческого воспитания
и др.), а также труды, посвященные изучению творчества, феномена творческого че-
ловека и формированию творчески активной личности.
Философско-гуманистические аспекты исследуемой проблемы раскрыты через
историческое понимание предназначения образования и его важнейшей составляю-
щей – воспитания, как сопровождение юного человека, помощи в его творческом са-
моразвитии.
20
В диссертационной работе понятие «творчески активная личность» рассматри-
вается через идею созидательной деятельности, направленной на творческое преобра-
зование окружающей действительности, основой которой выступает воспитание и раз-
витие личности, способной к активности, выходящей за определенные (готовые) гра-
ницы и образы. Понятие «воспитание творчески активной личности» рассматривается
как специально организованная деятельность педагогов по формированию и развитию
определенных качеств личности, ориентированных на социальную и творческую ак-
тивность человека: поисковость, мобильность, оригинальность мышления и др.
К базовым понятиям диссертационного исследования мы отнесли: активность
(характеристика которой заключается во взаимодействии систем и явлений, связан-
ных с их способностью к самодвижению, самоизменению и саморазвитию), творче-
ство (в широком смысле – атрибут материи, вид развития, и в узком – комплексная
характеристика деятельности, атрибут общественной жизни, психический акт), соци-
альная активность (мера интенсивности деятельности людей в определенной сис-
теме общественных отношений; сложное, системное интегральное качество лично-
сти, выражающее совокупность ее черт и являющееся концентрированным отраже-
нием ее социально-деятельностной сущности), творческая активность (одна из ха-
рактеристик активности, рассматривающая ее как преобразовательную, выходящую
за определенные известные (готовые) границы и образы; продуктивная деятельность,
формы активности личности или коллектива, направленные на создание определен-
ной системы воспитания и обеспечивающие оптимальное сочетание процессов взаи-
мопреобразования, развития как самой системы, так и воспитательной среды, как
личности, так и коллектива), творчески активная личность (личность, ориентиро-
ванная на использование механизма творческого саморазвития, на выбор и использо-
вание способов, форм, состояний собственной активности, наиболее адекватно обес-
печивающих ее социальное, творческое развитие, потребности в самореализации),
воспитание творчески активной личности (активный процесс совместного целе-
направленного взаимодействия педагога и самой личности, подразумевающий при-
дание этой личности ценностно-смысловой и мотивационной направленности); вне-
классная деятельность (специальная педагогическая деятельность, проводимая во
внеучебное школьное время, организованная с целью удовлетворения разносторон-
них потребностей и интересов учащихся, развития их самодеятельности и творческих
способностей, разумной организации досуга).
Таким образом, с одной стороны мы изучаем возможности «творческой ак-
тивности» и ее влияния на создание системы воспитания в образовательном уч-
реждении; с другой – рассматриваем ту роль, которую может играть в этой сис-
теме «творчески активная личность»; с третьей, – определяем то место, которое
занимает в процессе воспитания творчески активной личности педагог, вклю-
ченный в поиск путей реализации системы.
Анализ исторических и философских аспектов возникновения и становления
теории воспитания творчески активной личности позволил выделить личностные ха-
рактеристики и факторы, способствующие творческой самореализации человека, про-
явлению его творческой активности как сущностной силы, или тормозящих их. По
мнению В.И. Вернадского, она свойственна всем людям, является отличительной
чертой человека как вида, но ее можно в результате социокультурной и других видов
деятельности переводить в репродуктивную, не давать творческому потенциалу объ-
ективироваться в реальной жизнедеятельности. Для развития творческой активности
личности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности
личности в опредмечивании ее сущностных сил. Таким образом, творческая актив-
21
ность выступает средством самореализации личности в деятельности, соответст-
вующей имеющимся интересам и потребностям.
Вместе с тем, творческая активность может быть по-разному ценностно 
ФИО: Енин Алексей Владимирович
Дата защиты: 24.12.2010
ВУЗ: Воронежский государственный университет
Специальность: 13.00.01



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru