Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В этот день, 30 сентября
2014.09.30
30 сентября 1891 года – родился Отто Юльевич Шмидт, советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира и Севера. Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. В 1932 был начальником экспедиции ...

ЦЕРН отмечает 60-летие
2014.09.30
Европейскому совету по ядерным исследованиям (Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) исполнилось 60 лет. Крупнейшая в мире организация, занимающаяся исследованиями в области физики элементарных частиц, была основана в 1954 году 12 странами-участниками. В настоящее время в ЦЕРНе ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры / 

Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры


На правах рукописи





ШЕБЕКО ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА




ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(дошкольное образование)






Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук










Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре эстетического воспитания ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»


Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Зацепина Мария Борисовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Ушакова Оксана Семеновна

доктор педагогических наук, профессор
Виленский Михаил Яковлевич

доктор педагогических наук, доктор
психологических наук, профессор
Савенков Александр Ильич

Ведущая организация: Московский гуманитарный педагогический институт

Защита состоится « » мая 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.


Автореферат разослан « » апреля 2011 г.





Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук Т.В.Туманова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.
Новый этап развития мировой педагогической мысли изменил общий взгляд на образование в направлении его гуманизации, определяющей приоритет общечеловеческих ценностей, создания условий для свободного развития личности. Подверглись пересмотру отношения к ребенку как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепился статус субъекта образования. Педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматривается как главная цель образования. Важное значение придается персонализации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального развития. На передний план выступил принцип субъект-субъектных отношений, который предполагает, что только в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно эффективное формирование личности. Данная задача решается через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе, осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности.
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы др.), однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Общепризнанным стало положение, что физические упражнения выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и в то же время как формирующее начало в его развитии. При выполнении физических упражнений объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое «Я». Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий. Выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, идеомоторными образами физических упражнений, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями» (Н.А. Бернштейн). Происходит переход от утилитарного упражнения к культуре движений. И совершенно не случайно в современных исследованиях сущность физического упражнения определяется как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами (И.М. Быховская, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, М.Ю. Николаев, Э.А. Колидзей ). Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых – использование средств физической культуры как предпосылок не только физического, но и личностного развития детей.
Научные обоснования осуществления физического воспитания в дошкольном возрасте заложены в трудах крупнейших русских ученых П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, И.М. Сеченова. Много сделано в этой области Е.А. Аркиным, А.И. Быковой, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной, Н.Т. Тереховой, Э.Я. Степаненковой, Д.В. Хухлаевой, Г.П. Юрко. Учеными выдвигается положение о социальной обусловленности моторной функции и возможности активного планомерного воздействия на физическое развитие ребенка. Задачи, средства и методы физического воспитания рассматриваются комплексно и многогранно. Они направлены на то, чтобы воспитать здоровых, закаленных детей с гармоничным телосложением, хорошим уровнем развития движений, физических и волевых качеств, умственной работоспособности, тренированности различных функциональных систем. В организованных формах физического воспитания, самостоятельной двигательной деятельности удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, идет освоение и закрепление правильного способа выполнения двигательных действий, развиваются двигательные способности. Однако рассмотрение физического воспитания лишь как средства оптимизации физического статуса ребенка в ущерб его социально-психологическому развитию ограничивает возможности целостного развития личности. Сегодня создано значительное количество программ, содержащих новое представление о развитии и воспитании ребенка, в том числе физическом. Взгляды их составителей на проблему психофизического развития детей неоднородны. Большинство авторов по-прежнему решают вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников. Их усилия направлены на использование в режиме дня естественных факторов внешней среды, обеспечение максимального пребывания детей на открытом воздухе, а также на употребление рационального богатого витаминами питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований. В физическом воспитании дошкольников по-прежнему доминирует учебно-дисциплинарный подход. Внимание фиксируется не на личности ребенка, а на формировании его двигательных навыков, что часто превращается в самоцель. Вместе с тем имеются публикации научно-методического плана, в которых модель обучения двигательной деятельности включает организацию развивающей среды и развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в парадигме личностно-ориентированной дидактики (И.А. Большакова, Э.А. Колидзей, Г.П. Позднякова). Это позволяет формировать субъектную позицию дошкольника (интерес к движениям, избирательное отношение к разным видам двигательной деятельности, самостоятельность, творчество), оценивать роль обучающих факторов в развитии и становлении свободной личности.
Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе нашла отражение проблема личностного развития ребенка в двигательной деятельности. Однако несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, многие ее направления продолжают оставаться недостаточно разработанными. Не получили должного отражения вопросы целостного построения и реализации педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры, до сих пор не сформирована система физического воспитания (программы, технологии, учебные пособия), которая наряду с определением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка обеспечивает возможность проявлять самостоятельность, творчество, испытывать и применять по назначению свои способности, утверждать себя как активного деятеля при ситуации свободы выбора действий. Современное отношение к формированию системы физического воспитания также требует избрания новой цели физического воспитания – комплексного использования средств физической культуры для физического и психического (личностного) развития детей.
Указанные обстоятельства, социальная значимость проблемы, объективная потребность практики образовательных дошкольных учреждений в определении и реализации педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры обусловили необходимость более глубокого изучения данной проблемы и разрешения следующего комплекса существующих противоречий:
• между признанием ценности целостного развития личности в системе физического воспитания и недостаточной теоретической разработанностью педагогической стратегии ее формирования в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
• между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, повышающими требования к личности дошкольника, и традиционными педагогическими подходами, направленными на передачу знаний и умений;
• между базисным содержанием физического воспитания, задающим образовательный стандарт, и необходимостью формирования творческой личности в целях сохранения и развития ее уникальной самобытности.
Названные противоречия подтверждают актуальность данного исследования и позволяют сформулировать собственно проблему исследования, которая заключается в поиске теоретико-методологических оснований, способов построения, условий реализации содержания и технологий физического воспитания, способствующих личностному развитию детей. Важность теоретического обоснования названной проблемы, наличие научных предпосылок для ее изучения и необходимость практического решения определили выбор темы исследования: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры».
Цель исследования – разработка концепции, представляющей педагогическую стратегию формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры, обеспечивающей качественно новый уровень образовательного процесса дошкольного учреждения.
Объект исследования – личность дошкольника как педагогический феномен.
Предмет исследования – педагогическая стратегия формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры в системе дошкольного образования.
Ведущая идея исследования – формирование личности дошкольника средствами физической культуры направлено на приобщение ребенка к ценностям физической культуры, самоопределение в ней и осуществляется с опорой на ведущие тенденции: гуманистическая направленность образовательной деятельности дошкольного учреждения, в которой важную роль играет оказание ребенку содействия в его открытиях мира, культурного пространства, самого себя; опора на личностно-ориентированный подход, создающий предпосылки для развития собственно личностных функций дошкольника: мотивации, рефлексии, творческого характера личностно-значимой деятельности, самореализации; синтез физического (физические возможности, способности) и психолого-педагогического компонентов (социокультурные условия среды дошкольного учреждения; специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия, обеспечивающие становление и саморазвитие ребенка; оказание педагогической помощи детям в познании себя и своих возможностей).
Педагогическая стратегия включает теоретическую разработку и практическую реализацию направлений личностного развития детей и определяет цель, задачи, принципы, содержание, методику педагогической деятельности посредством создания комплекса организационно-педагогических условий. Наиболее принципиально то, что приобщение детей к ценностям физической культуры имеет глубоко личностный характер, обусловленный неповторимостью каждого ребенка и уникальностью накопленного им опыта. В процессе освоения ценностей физической культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие субъектных качеств личности дошкольника. Конкретизация этой идеи осуществляется на основе овладения личностью опытом (наследием), наличия эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также в способности личности пользоваться усвоенным опытом в различных сферах своей жизнедеятельности.
Гипотеза исследования. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры может быть возможным, если:
• создана целостная практико-ориентированная концепция формирования личности дошкольника средствами физической культуры, направленная на приобщение ребенка к ценностям физической культуры и самоопределение в ней, с учетом утвердившегося в педагогике представления о субъектности как необходимом атрибуте развития личности;
• установлена взаимосвязь показателей личностного развития и физической подготовленности детей, выступающая основанием для совершенствования физического воспитания в дошкольном учреждении и определения приоритета личностного развития ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности;
• определены общепедагогические условия, способствующие физическому и личностному развитию дошкольников в процессе освоения ценностей физической культуры (целостное видение ребенка в условиях проектирования единого педагогического процесса; нахождение способов интеграции разных видов детской деятельности; вариативность образовательного пространства, обеспечивающая ребенку возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями; наличие комплекса достоверной информации о состоянии физической подготовленности, развития психических процессов у дошкольников; учет индивидуальных возможностей, потребностей, интересов каждого; организация педагогического процесса способами поддержки и сопровождения);
• реализована педагогическая технология развития творчества ребенка в двигательной деятельности, помогающая ему переосмыслить двигательный материал, выработать собственную стратегию поведения, войти в культуру как в проблемное целое;
• создана программа физического воспитания, имеющая оздоровительную и образовательную ценность, способствующая личностному развитию детей, построенная на принципах, обеспечивающих развитие у ребенка способности быть субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности;
• смоделирована программа самообразования руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении, в которой раскрывается проблема формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры.
Задачи исследования.
1. Определить современные тенденции развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста; выявить степень теоретической и практической разработанности проблемы.
2. Исследовать взаимосвязь показателей личностного развития (мотивация, творчество, самооценка) и физической подготовленности детей в разные периоды дошкольного детства.
3. Разработать и обосновать педагогическую стратегию личностного развития ребенка средствами физической культуры, методологическую основу которой составляют положения гуманитарного и личностно-ориентированного подходов, направляющих внимание педагога на развитие субъектных свойств личности.
4. Выявить и апробировать общепедагогические и психологические условия формирования физической культуры личности дошкольника, в которых стимулируется осмысление ребенком ценностей физической культуры, стержневым моментом педагогической деятельности выступают процессы саморазвития детей.
5. Разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития творчества дошкольников в двигательной деятельности как универсальной способности дошкольного детства. Разработать, апробировать и внедрить в образовательную практику систему развивающих физкультурных занятий, ориентированную на формирование двигательного творчества детей.
6. Разработать и апробировать программу физического воспитания, имеющую оздоровительную и образовательную ценность, способствующую личностному развитию детей.
7. Создать и апробировать программу самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения, определяющую эффективность педагогической деятельности по формированию личности ребенка средствами физической культуры.
8. Выявить и экспериментально проверить результаты реализации разработанной педагогической стратегии.
Методологическая и теоретическая база исследования. Методологический уровень исследования представлен философскими теориями, в которых в качестве изначального понятия выступает понятие «жизнь» как реальная натуральная целостность, источник духовного развития личности (И.Д. Андреев, В.С. Барулин, М.М. Бахтин, В.Ф. Берков, Н.А. Бердяев, В.Г. Виноградов, Э.В. Ильенков, И.И. Резвицкий, Л. Сэв); «гуманистической стратегией» педагогической поддержки личности в ситуации выбора (Р. Бернс, А. Маслоу, В.А. Петровский, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский). С точки зрения гуманистической стратегии люди – активные творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать и развивать стиль жизни. Сама сущность человека движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.
Общенаучная методология исследования основана на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах.
В рамках системного подхода определена теоретическая основа исследования. Методологическое значение имели следующие положения: система состоит из определенной совокупности компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования; целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям; систему можно представить целостным образованием только тогда, когда она обоснованно, с учетом объективно существующих связей и отношений выделяется исследователем из окружающей среды.
В контексте деятельностного подхода обоснована изучаемая проблема и осуществлен выбор темы исследования, разработано содержание и определены условия становления и развития субъектности ребенка в двигательной деятельности.
На основе личностно-ориентированного подхода в исследовании определены принципы построения процесса обучения и воспитания, разработаны способы педагогической деятельности, конкретизированы показатели эффективности образовательного процесса.
Теоретической базой исследования явились труды классиков и современных ученых в области философии, культурологи, социологии, психологии, педагогики, теории физической культуры, частных методик дошкольного образования, в которых подвергнуты теоретическому анализу:
– философские, педагогические, психологические положения о человеке как субъекте, личности и индивидуальности ( Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.И. Резвицкий, Я.Л. Коломинский, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
– концепция целостного развития человека (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Соколова, Д.Б. Эльконин);
– гуманистические социально-психологические и педагогические теории личности и ее развития (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская);
– концептуальные основы теории деятельности (В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
– исследования методологии принципов построения образовательных систем (В.И. Бегун, А.М. Новиков, А.Я. Пырский);
– философские основы образования, идеи о культуросообразности образования (Е.Н. Ильин, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов);
– концептуальные положения о закономерностях развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);
– современные концепции гуманизации и реформирования образования (Э.Д. Днепров, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
– теоретические исследования в области содержания и методов воспитания и образования (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, Г.Г. Краевский, П.В. Конаныхин, А.И. Савенков, Г.К. Селевко, А.Д. Солдатенков, Э.И. Сокольникова, А.А. Шаталов), теории и методики образования дошкольников (Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, Г.П. Новикова, В.И. Петрова, О.С. Ушакова);
– основные положения теории физической культуры, касающиеся медико-биологических и социальных характеристик здоровья и работоспособности человека (М.В. Антропова, В.М. Зациорский, П.Ф. Лесгафт), особенностей индивидуального развития двигательной функции (И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, Э.С. Вильчковский), формирования физической культуры личности в учебных заведениях разного типа (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров, Н.Х. Хакунов);
– педагогические исследования, раскрывающие сущность физического воспитания детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева);
– идея амплификации развития детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец);
– психолого-педагогические положения о сущности детского творчества как необходимого условия развития личности (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, Т.С. Комарова, Н.Н. Палагина, Н.П. Сакулина).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались методы, адекватные объекту и предмету исследования, среди которых:
• теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный) философской, социологической, культуроведческой, психологической и педагогической литературы;
• изучение и анализ государственного стандарта, программ дошкольного образования, программ курсовой подготовки и переподготовки дошкольных работников;
• методы массового сбора информации: наблюдение, беседа, тестирование, экспертная оценка;
• моделирование педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры;
• проведение преобразовательного (созидательного) эксперимента,
внедрение экспериментального материала в образовательную деятельность дошкольных учреждений;
• методы математической и статистической обработки данных.
База исследования:
• дошкольные учреждения г. Минска, где автор работал научным консультантом и проводил семинары-практикумы, научно-практические конференции по проблемам физического воспитания. На разных этапах экспериментального исследования было задействовано более 2000 детей дошкольного возраста. В экспериментальных детских садах (№ 369, 445, 491, 517, 551 г. Минска) воспитывалось 308 детей, в контрольных детских садах (№ 434, 457, 491, 543, 559 г. Минска) – 300 детей;
• средние педагогические учебные заведения Республики Беларусь, которые работали по учебным пособиям, разработанным автором (в соавторстве): «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» (1996); «Практикум по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях» (1998);
• учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», где осуществлялась подготовка воспитателей, руководителей физического воспитания для дошкольных учреждений. Студентам читались лекции, спецкурсы, проводились спецсеминары по проблеме личностного развития дошкольников средствами физической культуры;
• институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования (Брест, Барановичи, Борисов, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Могилев). Слушателям читались спецкурсы, проводились семинары-практикумы по авторской программе физического воспитания и авторским технологиям физического воспитания дошкольников.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось более 20 лет.
На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (1987–1992) – защищена кандидатская диссертация по проблеме индивидуально-дифференцированного подхода в обучении дошкольников движениям; осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента; выбор и апробация методик исследования. Приоритетным направлением исследовательской деятельности выступала проработка оптимальных средств и методов определения индивидуальных оценок личностного и физического развития детей, разработка содержания и методик физического воспитания. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.
Второй этап – опытно-экспериментальный (1993–2003) – был посвящен разработке, апробации и внедрению в экспериментальные дошкольные учреждения комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию личности дошкольника средствами физической культуры. На данном этапе были изучены и описаны показатели личностного развития (мотивационная готовность к двигательной деятельности, творчество, самооценка) и физической подготовленности детей, установлена их корреляционная взаимосвязь; создана педагогическая стратегия личностного развития ребенка средствами физической культуры; разработаны и апробированы общепедагогические и психологические условия формирования физической культуры личности дошкольника, определяющие ее активность; сконструирована и апробирована личностно-ориентированная технология развития творчества ребенка в двигательной деятельности; внедрена в практику дошкольных образовательных учреждений система физкультурных занятий, развивающих двигательное творчество детей; создана программа физического воспитания, имеющая оздоровительную и образовательную ценность, способствующая личностному развитию воспитанников; разработана программа самообразования руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью использовались диагностические, прогностические методы, включенное наблюдение, интерактивные методы (деловые игры, тренинги, творческие задания), активные формы контроля.
Третий этап – системно-обобщающий (2004–2010) – включал: обобщение и описание опытно-экспериментальной работы; доработку и коррекцию экспериментальных программ и технологий; оценку результативности научного исследования, систематизацию его результатов; обсуждение полученных данных и публикацию их в печати.
Научная новизна исследования. В исследовании представлена принципиально новая научная разработка педагогических основ формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Изучена взаимосвязь показателей личностного развития и физической подготовленности ребенка в разные периоды дошкольного детства, выступающая основанием для совершенствования физического воспитания детей.
Разработана и научно аргументирована концепция педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры, опирающаяся на представление о развитии ребенка как процессе приобщения к миру физической культуры и самоопределения в нем, что происходит в рамках исконно «детских» видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской) и в доступных для ребенка-дошкольника формах (игра, общение, экспериментирование).
Обоснована специфика построения педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры, ориентированная на гуманистическую направленность образовательной деятельности дошкольного учреждения, личностно-ориентированное обучение, синтез физического (физические возможности, способности) и психолого-педагогического компонентов (социокультурные условия среды дошкольного учреждения; специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия, обеспечивающие становление и саморазвитие ребенка; оказание педагогической помощи детям в познании себя и своих возможностей).
Выявлен и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий реализации педагогической стратегии формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры, объединяющий:
• раскрытие содержания, средств, форм, методов формирования физической культуры личности дошкольника с учетом утвердившегося в педагогике представления о субъектности как необходимом атрибуте развития личности и признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития (самостоятельности, ценностных отношений, способности к рефлексии). Предусловием формирования физической культуры личности выступает установка на самоценность дошкольного периода детства, которая подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения;
• разработку механизма педагогической поддержки ребенка при выборе адекватных способов поведения, развивающих физический потенциал его личности, в которой условиями-доминантами, приближающими детей к пониманию смысла занятий физической культурой, выступают: дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного интеллектуального и волевого напряжения, поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка, создание ситуации выбора на основе предложенных альтернатив, анализ и самоанализ собственных действий;
• обогащение научных представлений о формировании мотивов положительного отношения детей к занятиям физическими упражнениями на основе активизации эмоций ребенка, развития его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), создания условий для проявления рефлексивного компонента самосознания;
• раскрытие условий формирования самооценки ребенка в двигательной деятельности, развитие способности управления собой в процессе освоения ценностей физической культуры, включающих участие детей в оценочном процессе, организацию деятельности, связанной с четкой установкой на результат, педагогическую оценку двигательной деятельности детей, использование методов обучения, направленных на формирование самоконтроля в процессе выполнения детьми физических упражнений;
• создание личностно-ориентированной технологии развития творчества дошкольников в двигательной деятельности, помогающей ребенку переосмыслить двигательный материал, открыть для себя его личностную ценность, определить стратегию поведения.
• разработку авторской программы физического воспитания детей 4–6 лет, которая имеет оздоровительную и образовательную ценность, развивает у детей ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности (ребенок получает возможность самосовершенствоваться, проявлять свои способности, активность, самостоятельность), нацелена на формирование субъектных качеств личности дошкольника (самопознание, рефлексия);
• разработку программы самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения, определяющей эффективность педагогической деятельности по личностному развитию ребенка средствами физической культуры.
Теоретическая значимость исследования. Теория и методика дошкольного образования обогащена:
• представлениями о становлении и развитии личности ребенка дошкольного возраста; обоснованием педагогической концепции формирования личности дошкольника средствами физической культуры с учетом гуманистической направленности образовательной деятельности дошкольного учреждения, личностно-ориентированного подхода, синтеза физического и психолого-педагогического компонентов, что позволяет существенно изменить традиционные представления о процессе физического воспитания детей;
• показателями взаимосвязи физического и личностного развития ребенка в разные периоды дошкольного детства, которые являются основанием для совершенствования физического воспитания и определения приоритета личностного развития дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности;
• обоснованием педагогической теории в части определения методологических и концептуальных основ педагогического сопровождения личностного развития дошкольников за счет раскрытия совокупности положений, составляющих теоретико-методологическую основу исследования, степень ее теоретической и практической разработанности;
• обоснованием необходимости проектирования педагогической стратегии, в рамках которой происходит личностное развитие дошкольников средствами физической культуры с учетом утвердившегося в педагогике представления о субъектности как необходимом атрибуте развития личности. Субъектность ребенка проявляется в демонстрации собственного личностного отношения к двигательной деятельности (интерес, инициативность, самостоятельность, творчество);
• раскрытием и конкретизацией понятия «физическая культура личности дошкольника». На этой основе определены технологические приемы организации и проведения инновационных видов физкультурно-оздоровительной работы с детьми, позволяющие развивать физический потенциал личности дошкольника и реализовывать в деятельности личностно-ориентированную модель образования;
• теоретическим обоснованием и разработкой содержания технологии творческой самореализации дошкольников в двигательной деятельности, построенной на экспериментировании со способами выполнения движений, что осуществляется в двигательных инсценировках (двигательная творческая экспрессия), дающих ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях, а также в двигательных проблемных задачах, способствующих самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий; разработкой целостной системы физкультурных занятий, включающих обновленное развивающее содержание;
• теоретическим обоснованием и разработкой авторской программы физического воспитания, имеющей оздоровительную и образовательную ценность, способствующей личностному развитию детей;
• разработкой содержания программы самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения, в которой смоделированы психолого-педагогические ситуации, направленные на формированию личности ребенка средствами физической культуры;
• выявлением и экспериментальной проверкой результатов реализации педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры.
Проведенное исследование можно квалифицировать как новое видение и решение современной научной проблемы повышения эффективности педагогической (профессиональной) подготовки педагога дошкольного учреждения через видение новых технологий организации образовательного процесса в вузе.
Практическое значение исследования. Результаты исследования широко используются в дошкольных учреждениях, средних педагогических учебных заведениях, педагогических вузах и институтах повышения квалификации Республики Беларусь и стран ближнего зарубежья.
На основе полученных данных автором разработаны и изданы:
• для дошкольной ступени образования – образовательный стандарт: Образовательная область «Физическая культура» (2001); авторская программа физического воспитания дошкольников «Физкульт-ура!» (2006); методические пособия для педагогов дошкольных учреждений: «Физическая культура в старшей группе детского сада» (1987); «Физическая культура в средней группе детского сада» (1990); «Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника» (2000, 2001, 2003); «Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество» (2001); «Вариативные физкультурные занятия в детском саду» (2003); «В мире движений» (2005); «Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников» (2008);
• для студентов средних педагогических учебных заведений – учебник «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» (1998), учебное пособие «Практикум по методике физического воспитания в дошкольном учреждении» (1999) с грифом Министерства образования Республики Беларусь (в соавторстве); учебное пособие «Физическое воспитание дошкольников» (1996, 1997, 1998, 2000), «Физическое воспитание дошкольников: практикум» (1996, 1997, 1999) с грифом Министерства образования Российской Федерации (в соавторстве);
• для студентов педагогических вузов – монография «Развитие личности дошкольника средствами физической культуры» (2000); программно-методический комплекс (2006) и типовая программа по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (2009); программа производственной практики по физическому воспитанию в дошкольном учреждении (2008); учебное пособие «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» с грифом Министерства образования Республики Беларусь (2010).
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена:
– корректностью методологического аппарата;
– целостностью рассмотрения предмета исследования;
– использованием не противоречащих друг другу и взаимно дополняющих научных подходов, соответствующих изучаемой проблеме;
– использованием совокупности методов, адекватных логике и задачам исследования;
– длительным сроком проведения исследования;
– наличием многообразного фактического материала, базой которого служила как реальная образовательная практика, так и научно-методическая литература;
– разнообразием методов внедрения результатов исследования в педагогическую практику;
– положительной апробацией основных положений и выводов исследования в научно-методических и учебных пособиях, получивших гриф Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования Российской Федерации.
На защиту выносится концепция формирования личности дошкольника средствами физической культуры, основанная на применении личностно-ориентированного подхода, указывающего направления конструирования педагогической стратегии с учетом гуманизации образовательной деятельности дошкольного учреждения, признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития.
Основные положения концепции следующие:
1. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание творческой личности, проявляющей субъектность, а тактические задачи тесно согласуются с содержанием образования дошкольников в области физической культуры.
2. Управляемый характер образовательному процессу придает реализация трех его составляющих:
• воспитание у дошкольников ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности;
• ориентация физического воспитания на формирование физической культуры личности;
• самореализация ребенка в двигательной деятельности.
3. В качестве отправной платформы формирования физической культуры личности дошкольника выступают: физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств); физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье; мотивационно-ценностная ориентация (эмоционально-положительное отношение к занятиям физическими упражнениями).
Условиями-доминантами, определяющими развитие физической подготовленности дошкольников, являются: вариативность образовательного процесса; учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного волевого напряжения; поисковая деятельность; анализ и самоанализ собственных действий. Усвоение детьми физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю. Мотивы положительного отношения к занятиям физической культурой формируются на основе активизации эмоций ребенка, развития его высших психических функций (мышление, память, внимание, воображение и др.), создания условий для проявления рефлексивного компонента самосознания, развития способности управления собой в процессе освоения ценностей физической культуры.
4. Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности направлена на переосмысление ребенком двигательного материала, выработку собственной стратегии поведения. Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на использование детьми известных способов выполнения движений в различных ситуациях (двигательные инсценировки) и приобретение умений самостоятельно выдвигать двигательные проблемы, создавать новые двигательные решения (проблемно-двигательные ситуации и задачи). Процесс создания нового движения определяется интеллектуальной активностью ребенка, эмоциональным отношением к объекту, наличием знаний и характерных мыслительных способов (анализ, сравнение). В результате их взаимодействия появляется продукт, который обладает субъективной новизной. Основной критерий эффективности педагогической технологии – возрастание способностей ребенка к творческой самореализации в двигательной деятельности.
5. Программа физического воспитания детей 4–6 лет имеет оздоровительную и образовательную ценность и нацелена на личностное развитие дошкольников.
Содержательная часть программы представлена:
• задачами физического воспитания, которые концентрируют внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания ребенка (самопознание, рефлексия);
• перечнем умений, свойственных субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности, в которых дети обнаруживают способность осмысливать явления с помощью собственных размышлений, сомнений;
• основами физкультурных знаний, помогающих ребенку саморегулировать свое поведение;
• двигательными умениями и навыками, развивающими физический потенциал личности дошкольника;
• гигиеническими умениями, определяющими способность к самоорганизации здорового образа жизни;
• примерным двигательно-оздоровительным режимом, в котором отражены мероприятия, способствующие решению задач физического и личностного развития детей.
Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, ориентированный на интеграцию разных видов детской деятельности, синтезирующий работу разных специалистов.
6. Программа самообразования руководителя физического воспитания дошкольного учреждения формирует новую способность педагога к построению процесса физического воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В ней отражено теоретическое и практическое содержание, которое знакомит педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий физической культурой, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности. Каждая тема программы сопровождается заданиями для самоанализа (репродуктивного и продуктивного характера). Они направленные на воспроизведение информации по памяти, требуют творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность специалиста по физической культуре, а также задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью. Выполнение заданий формирует у специалиста умения объяснять и интерпретировать педагогические явления, классифицировать факты, творчески подходить к профессионально-педагогической деятельности. Разработанный и апробированный программный материал способствует становлению личностно-ориентированного педагога.
Апробация результатов исследования осуществлялось в форме:
• участия и выступлений с докладами на международных и республиканских научно-практических конференциях – Ташкент (1983), Москва (1996, 2005, 2007, 2008, 2010), Минск (1990, 1998, 1999, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010), Брест (2004, 2009, 2010), Ярославль (2006), Киев (2009), Ровно (2010), Челябинск (2010);
• обсуждения теоретических положений и результатов проведенного исследования на заседаниях кафедры методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» (2002, 2004, 2006), кафедры эстетического воспитания ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» (2010);
• лекционно-практической работы, подготовки и чтения спецкурсов и спецсеминаров по проблеме исследования на факультете дошкольного образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка;
• проведения авторских курсов для руководителей физического воспитания, организуемых институтами повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма (Брест, Барановичи, Борисов, Витебск, Гомель, Гродно, Минск);
• распространения педагогического опыта в рамках организации работы методических площадок, круглых столов, творческих семинаров различного уровня среди преподавателей педагогических колледжей, вузов, сотрудников дошкольных учреждений Республики Беларусь;
• публикации научных статей, авторских образовательных программ, учебных и методических пособий, методических рекомендаций. В настоящее время опубликовано 115 научных работ: 1 монография, 45 научных статей, 11 учебных пособий, 8 учебных программ, 20 методических пособий и рекомендаций, 27 материалов конференций, 3 тезисов конференций. Общий объем опубликованных работ составляет более 250 авторских листов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложений. Логика диссертационного исследования построена в соответствии с поставленными задачами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, изложены положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы развития и формирования личности» рассматриваются философские и психолого-педагогические положения, обосновывающие понятия «индивид», «персона», «индивидуальность»; дается характеристика понятия «личность» в сочетании с чертами системности, социальной соотнесенности, субъектности; раскрываются основные методологические подходы к исследованию личности. Особое внимание уделяется анализу возможностей становления личности в дошкольном детстве. Обобщаются психолого-педагогические положения, показывающие возможность развития самосознания, самооценки, мотивационной сферы, творчества, эмоционального мира ребенка, мобилизующего резервные силы его организма.
В исследовании понятие «личность» рассматривается как основополагающее. Мы исходили из того, что личность является сложноорганизованной функциональной структурой. В зависимости от социальных целей познания, методологической ориентации и теоретического смысла конкретно-научной концепции, в которой понятие «личность» употребляется, оно принимает различные значения. Большинство ученых трактуют личность как человека, участника историко-эволюционного процесса, выступающего носителем социальных ролей и обладающего возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя. (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Под преобразованием природы и общества подразумевается имеющаяся у каждого человека концепция жизни, т.е. то, каким он видит мир. В общем виде эта концепция включает в себя основы мировоззрения, представляющего собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем.
Общими чертами личности выступают: системность, социальная соотнесенность и субъектность (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Системность как черта личности позволяет увидеть ее структурные компоненты. С учетом современного понимания структуры, главное в целостной системе – интегративные качества. В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, сущностной определенностью, способностью к саморазвитию и функционированию (В.Г. Афанасьев). В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным, которые характеризуются следующими признаками: в них наиболее полно проявляется сущность и специфичность ведущего отношения к миру в единстве с отношением к себе; через них соединяются другие качества, образуются более сложные, производные; через них поддерживается устойчивость и высокая активность целостной системы; с их помощью усиливается значимость положительных и снижение влияния отрицательных качеств в поведении личности; благодаря им устанавливается координация и субординация, руководство и подчинение, согласование и зависимость между группами интегративных качеств. В целом базисные качества обеспечивают взаимосвязь общего, типичного и специфического в структуре личности. В отечественной науке (А.И. Кочетов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) базисными интегративными качествами личности принято считать: интеллект (сообразительность, пытливость, объективность, любознательность, эрудированность, интеллигентность), чувства (оптимизм, эстетичность, совестливость, восприимчивость, человечность, миролюбие), волю (самостоятельность, самообладание, решительность, инициативность, требовательность к себе, целеустремленность). В совокупности они составляют сложное интегративное образование – направленность личности (совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности). Решающее значение в структуре личности имеют потребности. Они синтезируют многочисленные проявления внутреннего мира человека в одно целое.
Социальная соотнесенность характеризует сущность личности. В результате социализации общество готовит личность к существующему образу жизни, к активному участию в социальном прогрессе, а человек познает жизнь, находит себя, развивает свои природные силы и способности, необходимые ему для социального и личного самоутверждения. Признаки социализации: человек обогащается общественным опытом; индивидуализируется; становится личностью; приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий. Чтобы процесс социализации шел успешно, необходимы два условия: способность личности регулировать свою деятельность и поведение на основе законов, норм, требований, на правовой основе в целом; развитие демократических начал во всех социальных институтах.
Субъектность личности проявляется в жизнедеятельности, общении и самопознании (А.В. Петровский, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.). Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться. В человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. Мерой объективности субъективных явлений является их включенность в реальную практику жизни людей. Субъектность в деятельности связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных). Специфика субъектности определяется функциями регуляции активности, которые актуальны в данный момент для человека. В педагогической науке проблема формирования субъектности личности раскрывает способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова). Проблемной областью выступает определение эффективных форм, методов, целостных технологий организации педагогического процесса с целью обеспечения субъектной инициативы, самостоятельности, целеустремленности, творчества, рефлексивности занимающихся. Это необходимые качества для развивающейся личности, которые обусловливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности.
Источником, самоорганизующим процесс развития личности, выступает личностное сознание человека. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т. е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самодеятельно реализуемыми требованиями (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, К. Роджерс). Близко по смысловому значению к понятию самосознания стоит понятие «Я–концепция» (Р. Бернс). Как интегральное понятие «Я–концепция» включает целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самостоятельность, самомнение, самоуважение (А.В. Захарова, И.С. Кон, А. Маслоу). Строится «Я–концепция» на осознании человеком своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; самооценке; субъективном восприятии внешних факторов, влияющих на собственную личность. Современный период развития «Я–концепции» обозначен как психологическая революция, в центре которой – саморазвитие индивида, использующего для этой цели окружающий мир. Современный педагогический процесс – есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума.
Развернутую характеристику в диссертации получил анализ методологических подходов к изучению личности. Мы опирались на философское понимание этого процесса как самодвижения, обусловленного внутренними причинами. С позиции философской науки условием самодвижения считается наличие в явлении системности (А.Н. Аверьянов, В.А. Карташев, Э.Г. Юдин). При разработке проблем личности используются такие «системные» понятия, как иерархии, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция. Они помогают системно строить практическую деятельность и адекватно выбирать способы познания и управления системными явлениями и процессами. В исследовании использование системного подхода позволяет расширить постановку таких методологических и исследовательских проблем, как изучение проблемы становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции.
Большое внимание в диссертации уделяется деятельностному подходу (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В качестве общей цели деятельностного подхода видится человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, критически относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. Важным в деятельностном подходе выступает представление о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности, личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности, преобразование деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития.
В диссертации обосновывается необходимость использования личностно-ориентированного (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и культурологического (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев, С.В. Кульневич, И.П. Раченко) подходов к исследованию личности. Личностно-ориентированный подход подразумевает последовательное отношение педагога к личности как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного воздействия. Ребенок признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса, равноправным с педагогом партнером учебной деятельности. Педагогические усилия направлены на развитие и саморазвитие личности. Культурологический подход предусматривает: выделение ценностного и на его основе ответственного отношения ребенка к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, в которых формирование личности протекало бы в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-), в рамках всех возрастных субкультур. Теоретическое обоснование методологических подходов учитывалось при построении педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры.
В первой главе диссертации раскрыты также особенности развития личности ребенка дошкольного возраста. Анализ литературы констатирует, что в дошкольном возрасте развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и самостоятельного процесса собой не представляет (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Н.И. Непомнящая, Е.А. Панько). Исходя из этого положения, основные направления развития психики (способов и механизмов выполнения деятельности) находятся во взаимодействии с направлениями личностного развития детей (направленности, ценностных ориентаций, уровня притязаний, самосознания, способов взаимодействия с миром). Формирование и развитие личности рассматривается учеными как расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми. Центральными личностными новообразованиями в дошкольном возрасте выступают следующие:
• развитие самосознания и самооценки ребенка – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение (Е.В. Кучерова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн);
• становление и развитие эмоционально-мотивационной сферы (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Е.К. Золотарева, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев).Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и в том, что между разными видами мотивов складываются соподчинение и иерархия: одни приобретают для ребенка более важное значение, чем другие. Сформированные положительные эмоции мобилизуют резервные силы организма ребенка, обусловливают работоспособность в разных видах деятельности, в то время как отрицательные эмоции блокируют, как бы парализуют кору головного мозга, что приводит к потере ориентировки в окружающей среде, препятствует самореализации в деятельности;
• развитие воображения, лежащего в основе творчества – процесса создания образов (сказки, рассказа, игры-драматизации), поиска в процессе деятельности способов и путей решения задачи. Являясь результатом работы образного мышления, определенных волевых действий и эмоций, творческие попытки ребенка имеют большое значение в плане раскрытия его дарований, формирования социальной активности, уверенности в себе (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, Н.Н. Палагина, О.С. Ушакова, Е.А.Флерина).
Во второй главе «Физическая культура как составная часть общей культуры личности» дана общая характеристика физической культуры как социального феномена общества; раскрыты теоретико-методические подходы к формированию физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека; представлен анализ работ, раскрывающих содержание физической культуры детей дошкольного возраста; показаны особенности личностного развития ребенка на занятиях физическими упражнениями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В определении сущности физической культуры как социального феномена общества мы опирались на положение, утверждающее, что физическая культура представляет собой вид общей культуры, качественную сторону деятельности (творческой) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека (И.М. Быховская, В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев и др.). В современный период новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания людей. Изучение философских основ проблемы позволяет утверждать, что главный субъект физической культуры – личность. Именно через нее физическая культура оказывает стабилизирующее или противоположное воздействие на образ жизни индивида и общества, а через них – и на систему. Личность вступает во взаимодействие с культурой в трех важнейших аспектах: усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; создает культуру, будучи субъектом культурного творчества (С.Ф. Александров, Н.К. Глотов, А.С. Игнатьев и др.). Поэтому развитое общество объективно заинтересовано в высоком уровне физической культуры всего социума и его граждан, т. е. в целенаправленном обеспечении реальных возможностей и не менее реальных стимулов всесторонней реализации достаточно высокого уровня физической культуры. Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания. Современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологические, духовное и творческое развитие, долголетие (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров). Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека, основными показателями которой выступают: определенный уровень специальной образованности; уровень физического совершенства; мотивационно-ценностные ориентации (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности); социально-духовные ценности, приобретенные в результате физкультурной деятельности (Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.М. Максименко).
В диссертации представлены особенности физической культуры ребенка дошкольного возраста. Показано, что содержание физического воспитания большинство авторов определяют воздействием на физическую природу ребенка (формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, повышение двигательной активности дошкольников). Ученые приводят данные о биологических закономерностях двигательного поведения детей (Г.Г. Попов, М.А. Рунова, В.А. Шишкина); исследуют границы возрастного периода, в течение которого двигательное действие усваивается ребенком более успешно (Э.С. Вильчковский, Т.И. Осокина, А.И. Кравчук, А.Д. Удалая); описывают факторы, определяющие успешность обучения двигательному действию (В.Г. Барабаш, Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Н.А. Ноткина, В.И. Петрова, Д.В. Хухлаева); исследуют возможность построения целесообразного двигательного режима в дошкольном учреждении (Л.В. Карманова, А.Б. Лагутин, Т.И. Осокина, В.А. Шишкина и др.); представляют методику 
ФИО: Шебеко Валентина Николаевна
Дата защиты: 20.04.2011
ВУЗ: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
Специальность: 13.00.02



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru