Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




МИСиС открыл новую программу подготовки докторов наук
2019.03.26
Как стать ученым за пять лет? Об этом знают в МИСиС, где запустили первую в России интегрированную подготовку докторов наук - Integrated PhD (IPhD). Это образовательная программа, объединяющая уровни магистратуры и аспирантуры в одном образовательном "треке". Цель - подготовка молодых исследователей, ...

Во всех регионах России планируется создать новые центры повышения квалификации для педагогов
2019.03.26
Директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ Анна Хамардюк сообщила, что в рамках федерального проекта «Учитель будущего», входящего в нацпроект «Образование», до 2024 года во всех регионах страны должны быть созданы новые ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы  / 

Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы

На правах рукописи
СИЗИКОВА Валерия Викторовна
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Специальность:
13.00.08 - теория и методика
профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва 2011
2
Работа выполнена на кафедре социальной и семейной педагогики
Российского государственного социального университета
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Мардахаев Лев Владимирович
Официальные оппоненты:
член-корреспондент РАО, доктор
исторических наук, профессор
Кривошеев Владимир Филиппович;
доктор педагогических наук, профессор
Куличенко Раиса Михайловна;
доктор педагогических наук, профессор
Зарецкая Инесса Исааковна
Ведущая организация:
ФГУ «Федеральный институт развития об-разования»
Защита состоится 10 марта 2011 г. в 14.00 на заседании диссертацион-ного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корп. 2 в Зале диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского госу-дарственного социального университета по адресу: 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 3.
Автореферат разослан «____» ________ 2011 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
Т.Э.Галкина
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие общества сопровождается множеством социальных проблем, возникающих под воздействием экономи-ческих, политических, демографических, природных и др. факторов. Расту-щая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация насе-ления, безработица, рост количества беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографиче-ская ситуация послужили причинами актуализации проблем, связанных с со-циальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, раз-личных групп и общества в целом. В такой сложной ситуации особенно ост-ро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных спе-циалистах в области социальной работы, от деятельности которых суще-ственно зависит реализация социальной политики государства.
В составе Российской Федерации 83 субъекта, которые значительно отличаются друг от друга по размерам территорий, природным условиям, по параметрам социального, культурного и экономического развития, показате-лям образа жизни населения. Различия регионов по характеру и степени остроты социальных проблем обусловливают проведение территориально-дифференцированной политики социальной защиты населения и формируют заказ системе образования в плане качественного результата – профессио-нальной компетентности выпускников - специалистов в области социальной работы, способных выявлять и эффективно решать спектр социальных про-блем в интересах региона, что, в свою очередь, диктует необходимость ори-ентации системы социального образования на регионализацию профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы.
В науке накоплен значительный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы регионализации про-фессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. В частности: общетеоретические основы подготовки кадров в высшей школе нашли отражение в исследованиях С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др.; современные пути интеграции высшего профессионального образования России в мировое об-разовательное пространство рассмотрены В.И.Байденко, В.А.Болотовым, Б.Л.Вульфсоном и др.; теоретико-методологический базис создания и разви-тия отечественной системы социального образования представлен в фунда-ментальных трудах В.Г.Бочаровой, С.И.Григорьева, Л.Г.Гусляковой, В.И.Жукова, И.А.Зимней, Л.В.Мардахаева, В.А.Никитина, Л.И.Старовойтовой, А.В.Старшиновой, Е.И.Холостовой, Н.Б.Шмелевой и др.; проблемы вузовской подготовки специалистов в области социальной ра-боты отражены в работах Н.Ф.Басова, Ю.А.Блинкова, С.А.Беличевой, Н.Ш.Валеевой, Т.А.Дубровской, Н.В.Гарашкиной, Р.М.Куличенко, М.Н.Максимовой, П.Д.Павленка, Н.М.Платоновой, Л.В.Топчия, В.А.Фокина, Е.С.Ярской-Смирновой и др.; концептуальные основания и
4
условия регионализации профессионального образования отражены в рабо-тах В.Н.Аверкина, И.А.Бажиной, Л.Н.Белогуровой, А.В.Ефремова, И.А.Журавлевой, И.А.Зверевой, И.Г.Металловой, Н.П.Корнюшкина, Н.А.Лоншаковой, А.Н.Новикова, П.Г.Семенова, В.В.Сковородникова, Е.А.Киуру и др.; организационно-управленческий аспект формирования ре-гиональной системы профессионального образования рассмотрен П.Ф.Анисимовым, Н.Ю.Бабановым, В.Ю.Белогуровым, В.И.Загвязинским, В.Г.Новиковым, Г.А.Спицкой, Е.В.Говердовской, О.М.Чоросовой, В.К.Шаповаловым и др.; регионализация как принцип современного образо-вания рассмотрен Т.В.Ивановой, М.А.Мурадисовым, О.В.Фроленко, Г.В.Мухаметзяновой, Т.Е. Лифановой и др.; регионализация как процесс развития и совершенствования содержания образования исходя из требова-ний региона - Г.И.Кушниковой, В.Ф.Петровым, С.М.Малиновской, Т.В.Сафоновой и др.; роль институтов социального партнерства в професси-ональном образовании - Л.Н. Глебовой, Т.М. Глушанок, Н.С. Игнатьевым, Н.М.Набиуллиной, И.А. Сыромицкой, О.Н.Олейниковым и др.
Исходя из важности регионализации в подготовке специалистов в об-ласти социальной работы, ученые содержание исследований ориентируют на потребности региона (Б.Д. Беспарточный, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, В.А.Дегтерев, Н.В.Долматова, Г.И.Окань, Л.А.Романина и др.). Вместе с тем, в исследованиях изучались лишь отдельные направления совершенствова-ния подготовки специалистов в региональном аспекте. Вопросы целостного раскрытия существа регионализации в профессиональной подготовке специ-алистов в области социальной работы, ее становления и развития не получи-ли достаточного отражения.
Необходимость научного анализа и практического решения данной про-блемы определяется рядом противоречий, проявляющихся на следующих уровнях: на методологическом уровне - между значимостью профессиональ-ного образования в области социальной работы для решения характерных социальных проблем и дефицитом научно-методических разработок, обеспе-чивающих учет при его практической реализации противоречивых процессов развития регионов России; между социальным заказом, определяющим тре-бования к профессиональной компетентности специалиста в области соци-альной работы, готового выявлять и решать типичные социальные проблемы региона и базовым содержанием профессиональной подготовки, определяе-мом государственными образовательными стандартами; на теоретическом уровне - между необходимостью научно-теоретического обоснования разви-тия регионально ориентированной компетентности будущих специалистов в области социальной работы и недостаточной исследованностью сущности, содержания, особенностей проявления регионализации в профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы, отсутствием це-лостной концепции ее развития; на содержательно-технологическом уровне - между потребностью в формировании регионально ориентированной про-фессиональной компетентности будущих специалистов в области социальной
5
работы и недостаточной технологической обеспеченностью этого процесса.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: како-вы методологические, теоретические и технологические основы становления и развития регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. Данная проблема определила тему исследова-ния: «Становление и развитие регионализации профессиональной подготов-ки специалистов в области социальной работы».
Объект исследования – система профессиональной подготовки специ-алистов в области социальной работы.
Предмет исследования – становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
Цель исследования: разработать и обосновать теоретико-методологические основы, концепцию и научно-методическое обеспечение развития регионализации профессиональной подготовки специалистов в об-ласти социальной работы.
Гипотеза исследования. Система профессиональной подготовки спе-циалистов в области социальной работы формирует кадры, способные эф-фективно решать спектр типовых и специфических социальных задач в инте-ресах региона, в котором они будут осуществлять профессиональную дея-тельность, что определяет необходимость регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
Эффективность регионализации профессиональной подготовки специ-алистов в области социальной работы может быть обеспечена, если:
- система профессиональной подготовки специалистов в области соци-альной работы обеспечивает потребности социального заказа, определяемого согласованием интересов личности, общества в лице региональных работо-дателей и государства и способствует подготовке профессиональных кадров для решения характерных социальных проблем основных категорий населе-ния региона;
- подготовка специалистов в области социальной работы осуществля-ется на основе коэволюционного, системного, деятельностного, акмеологи-ческого, личностно-ориентированного, полисубъектного, контекстного, ре-флексивного, витагенного, квалиметрического, компетентностного, культу-роцентричного подходов;
- формируется совокупность общекультурных и профессиональных компетенций специалистов в области социальной работы, необходимых для их успешной адаптации и самореализации в профессиональной деятельности в условиях региона, в качестве обобщенного социально-значимого показате-ля которой выступает регионально ориентированная компетентность;
- механизмом развития регионализации выступает педагогическое ре-гулирование регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы в соответствии с изменяющимися требованиями социального заказа, определяемого согласованием интересов личности, об-щества в лице региональных работодателей и государства;
6
- разработано организационное и содержательно-технологическое обеспечение педагогического регулирования регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы.
Задачи исследования:
1. Выявить предпосылки становления и развития регионализации профессиональной подготовки специалистов в области соци-альной работы.
2. Раскрыть сущность, содержание и особенности проявления ре-гионализации в профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы.
3. Обосновать совокупность методологических и теоретических положений, составляющих основу регионализации професси-ональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты.
4. Разработать концепцию развития регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной ра-боты.
5. Разработать модель педагогического регулирования региона-лизации профессиональной подготовки специалистов в обла-сти социальной работы.
6. Выявить организационное и содержательно-технологическое обеспечение педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области соци-альной работы.
7. Экспериментально проверить эффективность педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
Методологическую основу диссертационного исследования соста-вили на философском уровне - концептуальные положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, философско-методологические положения об интеграции и дивергенции социальных явлений и процессов; диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объ-екте, взаимосвязи объективного и субъективного, коэволюционный подход; общенаучном уровне - социологические, культурологические, психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу профес-сионального образования в области социальной работы как предмета междис-циплинарного исследования (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин, Т.Е.Демидова, Т.А.Дубровская, В.И.Жуков, М.Н.Максимова, В.А.Никитин, П.Д.Павленок, Л.И.Старовойтова Л.В.Топчий, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева, и др.); концепция системогенеза профессиональной деятельности (Е.А.Климов, В.Д.Шадриков), системный (В.Г.Афанасьев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин), деятельностный (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.) и акмеологический
7
(А.А.Бодалев, А.А.Деркач и др.) подходы; на частно-научном уровне - лич-ностно-ориентированный (И.С.Якиманская, Е.В Бондаревская, А.В.Хуторской и др.), полисубъектный (М.М.Бахтин, А.В.Брушлинский и др.), контекстный (А.А.Вербицкий, В.В.Сериков), рефлексивный (В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков), витагенный (А.С.Белкин, Н.К.Жукова и др.), квалиметрический (С.И.Архангельский, И.Н.Белозеров и др.), компе-тентностный (В.И.Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.Д.Шадриков), культу-роцентричный (С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова и др.) подходы; ведущие по-ложения филофосии образования и методологии педагогики (Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин и др.); концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (М.Я.Виленский, О.И.Воленко, И.И.Легостаев, В.А.Сластенин и др.); методологические основы моделирования систем профессиональной под-готовки специалистов (И.А.Зимняя, Г.М.Коджаспирова, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Е.Г.Силяева и др.).
Теоретическим фундаментом исследования стали: общетеоретиче-ские основы подготовки кадров в высшей школе (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербакова и др.); теория интеграции высшего профессионального образования России в мировое об-разовательное пространство (В.И.Байденко, В.А.Болотов, Б.Л.Вульфсон и др.), регионализации процессов, явлений и систем (П.А.Апакаев, А.С.Гаязов, Е.П.Марков, В.М.Полонский и др.); регионализации профессионального об-разования (Л.А.Гаранин, Ю.Н.Гладкий, В.П.Лиферов, В.И.Матис, В.М.Петровичев и др.); взаимообусловленности культуры и общества, обра-зования и социума (В.С.Библер, Б.З.Вульфов, Б.С.Гершунский и др.); соци-ального образования (С.И.Григорев, Т.А.Дубровская, В.И.Жуков, И.А.Зимняя, Л.В.Мардахаев, В.А.Никитин, П.Д.Павленок, Л.И.Старовойтова, Л.В.Топчий и др.), социального партнерства (О. Н.Олейникова, Н.Олейникова, Н.Олейникова, Н.Олейникова, Н.Олейникова, Н.Олейникова, Н.Олейникова, Н.Олейникова, И. П. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. Смирнов и др. ), теоретические идеи в области проектирования (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Г.П. Щедровицкий и т.д.); прогнозирования и мо-делирования образовательных систем (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, И.А.Липский и др.), конструирования и технологизации образовательных процессов (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.), психологиче-ская теория профессионального развития личности (А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был ис-пользован комплекс методов исследования: методы теоретического ана-лиза (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, системный, индук-тивно-дедуктивный), прогностические (проектирование и моделирование пе-дагогического процесса, метод экспертных оценок), диагностические (анке-тирование, интервьюирование, беседы, оценивание, рейтинг), праксиметри-ческие (анализ продуктов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов: дипломных работ, заданий в период практики и др.), обсерваци-
8
онные (прямое и косвенное наблюдение), методы математической статисти-ки.
Этапы исследования охватывают период с 2000 по 2010 гг.
Первый этап (2000–2003 гг.) – оценка современного состояния пробле-мы, ее теоретико-методологическое осмысление; накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы регионализации про-фессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; определение научного аппарата и программы исследования.
Второй этап (2004–2006 гг.) - на основе систематизации полученных материалов уточнение категориально-понятийного аппарата исследования; выявление тенденций развития регионализации профессиональной подготов-ки специалистов в области социальной работы; разработка концепции регио-нализации профессиональной подготовки специалистов в области социаль-ной работы и на основе нее модели педагогического регулирования региона-лизации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
Третий этап (2007–2008 гг.) – проверка гипотезы исследования, модели регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
Четвертый этап (2009-2010 гг.) - анализ, обобщение результатов экспе-риментальной работы, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, оформление дис-сертации.
Экспериментальную базу исследования составили: Российский госу-дарственный социальный университет (г. Москва и 39 его региональных фи-лиалов), 78 вузов – членов УМО вузов России по образованию в области со-циальной работы.
На различных этапах исследованием было охвачено 390 студентов направления подготовки (специальности) «Социальная работа» 167 препода-вателей, обеспечивающих преподавание общепрофессиональных и специ-альных дисциплин по направлению подготовки (специальности) «социальная работа», 194 представителя администрации учреждений системы социальной защиты населения.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:
- выявлены предпосылки становления и развития регионализации про-фессиональной подготовки специалистов в области социальной работы;
- уточнена сущность, содержание и особенности проявления региона-лизации в профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы;
- обоснована совокупность методологических и теоретических положе-ний, составляющих основу регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы;
9
- введены в научный оборот понятия «регионально ориентированные компетенции специалиста в области социальной работы», «общерегиональ-ные компетенции специалиста в области социальной работы», «регионально обусловленные компетенции специалиста в области социальной работы», «регионально ориентированная компетентность будущего специалиста в об-ласти социальной работы», «педагогическое регулирование регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы»;
- разработана концепция развития регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы на основе педагоги-ческого регулирования;
- выделены требования к педагогическому регулированию регионали-зации профессиональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты;
- разработана и обоснована модель педагогического регулирования профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы;
- определены основные критерии, позволяющие оценить эффектив-ность педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы;
- выявлено и экспериментально проверено организационное и содержа-тельно-технологическое обеспечение педагогического регулирования регио-нализации профессиональной подготовки специалистов в области социаль-ной работы.
Теоретическая значимость исследования:
- обогащена теория педагогики профессионального образования путем комплексного теоретико-методологического обоснования концепта «региона-лизация профессиональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты»;
- внесен вклад в развитие общей теории регионализации образования пу-тем обоснования необходимости педагогического регулирования процесса ре-гионализации профессиональной подготовки специалистов в области социаль-ной работы;
- сформирован категориально-терминологический аппарат, раскрыва-ющий сущность и содержание педагогического регулирования регионализа-ции профессиональной подготовки специалистов в области социальной рабо-ты;
- разработан комплекс научных идей, определяющих концепцию раз-вития регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы на основе педагогического регулирования;
- разработана модель педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; - обоснована совокупность требований к организационному и содержа-тельно-технологическому обеспечению педагогического регулирования регио-нализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы;
10
- теоретически обоснована критериально-оценочная база, позволяющая определить эффективность педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; - результаты проведенного исследования создают предпосылки для ор-ганизации научно-исследовательской работы по дальнейшему эксперимен-тальному изучению социально-педагогических условий развития региональ-ных систем профессионального образования.
Практическая значимость исследования.
Материалы, полученные в процессе исследования, получили отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе-ния (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «социальная работа» (бака-лавр, магистр, специалист), в формировании примерного учебного плана, ос-новных образовательных программ на основе ФГОС ВПО, разработке учеб-но-методических комплексов профессиональных дисциплин («Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Основы социально-го администрирования», «Инновационные технологии в социальной работе»), дисциплин специализаций «Менеджмент в социальной работе» и «Социальная работа с людьми с инвалидностью». Содержащиеся в исследовании теорети-ческие положения и выводы доведены до конкретных методических реко-мендаций по организации практики, самостоятельной работы студентов, под-готовке и защите выпускных квалификационных работ по специальности «со-циальная работа», реализация которых существенно влияет на развитие про-фессиональной подготовки специалистов в области социальной работы в ре-гионе.
Положения исследования, раскрывающие сущность педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, нашли отражение в публикациях автора.
Материалы исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для разработки учебно-методических пособий и реко-мендаций, предназначенных для повышения эффективности подготовки спе-циалистов в области социальной работы в различных регионах России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предпосылки становления и развития регионализации професси-ональной подготовки специалистов в области социальной работы:
- социально-экономические (различия регионов по уровню и особенно-стям социально-экономического развития, определяющие их дифференциа-цию по характеру и степени остроты социальных проблем);
- организационно-административные (особенности образовательной и социальной политики субъектов Федерации; стратегические цели развития региональных образовательных систем и др.);
- нормативно-правовые (право субъектов РФ в соответствии с Законом «Об образовании» определять политику в области образования, разрабаты-вать и реализовывать региональные программы развития образования, фор-мировать региональные рынки образовательных услуг, создавать региональ-
11
ные экспериментальные площадки для разработки новых подходов к содер-жанию и технологии образования и др.);
- социально-культурные (различия менталитета населения регионов как основания для самоидентификации в сфере образовательных потребностей; специфика образовательного, научного, управленческого потенциала региона как основание для разработки и внедрения перспективных региональных об-разовательных программ и стратегий);
- социально-педагогические (необходимость обеспечения адаптивности выпускников – специалистов в области социальной работы к профессиональ-ной деятельности в условиях конкретного региона, корректировки содержа-ния, организационных форм и технологий их профессиональной подготовки с учетом специфики региональных социальных проблем).
2. Регионализация профессиональной подготовки специалистов в об-ласти социальной работы представляет собой сложное социально-педагогическое явление, процесс и результат полифункциональной подго-товки студентов к профессиональной деятельности в соответствии со специ-фикой социальных проблем регионов.
Основные функции регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: аксиологическая (формирование у будущего специалиста в области социальной работы системы ценностей, определяющих его отношение к миру, своей деятельности, к самому себе как к личности и профессионалу в области социальной работы, соответствующих практике профессиональной деятельности и менталитету регионального со-циума); прогностическая (формирование у студентов ориентации на разви-тие региона и выживание регионального социума, на решение проблем насе-ления региона, обусловленных его спецификой); профессиональной социали-зации (обеспечение усвоения и воспроизводства студентами социального опыта, позволяющего приобщиться к профессиональной культуре социаль-ной работы регионального социума, интегрироваться в региональное профес-сиональное сообщество).
3. Регионализация профессиональной подготовки определяет совокуп-ность общекультурных и профессиональных компетенций специалистов в области социальной работы, необходимых для успешной их адаптации и са-мореализации в профессиональной деятельности в условиях региона.
В качестве обобщенного социально-значимого показателя результатив-ности регионализации профессиональной подготовки специалиста в области социальной работы выступает регионально-ориентированная компетент-ность - интегральная профессионально-личностная характеристика, отража-ющая теоретическую и практическую готовность к деятельности, направлен-ной на решение социальных проблем региона. Она определяет качество его деятельности, выражается в способности действовать адекватно, самостоя-тельно и ответственно в региональных условиях, отражает готовность к са-мооценке своей позиции на данной территории.
12
Регионально-ориентированная компетентность представляет собой со-вокупность базовых (в контексте регионализации) и регионально-ориентированных компетенций. Базовые компетенции (в контексте региона-лизации) представляют собой способность наиболее универсально использо-вать полученные знания и навыки вне зависимости от конкретных регио-нальных условий. Регионально-ориентированные компетенции – это способ-ность применять полученные знания и навыки в конкретных условиях регио-на. Регионально-ориентированные компетенции подразделяются на общере-гиональные и регионально-обусловленные. Общерегиональные компетенции предполагают способность использовать знания, умения и навыки для выяв-ления и решения региональных проблем. Регионально-обусловленные компе-тенции предполагают способность решать характерные проблемы конкрет-ного региона.
Уровни сформированности регионально-ориентированной профес-сиональной компетентности будущего специалиста в области социальной работы:
- индифферентный (характеризуется отсутствием интереса к социаль-но-экономическим, демографическим, социокультурным и др. проблемам ре-гионов, к специфике и особенностям функционирования учреждений регио-нальной системы социальной защиты населения, в которой планируется осуществлять профессиональную деятельность);
- потенциальный (характеризуется наличием интереса к социально-экономическим, демографическим, социокультурным и др. проблемам реги-онов, к специфике и особенностям функционирования учреждений регио-нальной системы социальной защиты населения, в которой планируется осуществлять профессиональную деятельность, наличием базовых знаний по проблемам региональной специфики профессиональной деятельности специ-алистов в области социальной работы, наличием первичного опыта выполне-ния профессиональной деятельности в региональных социальных службах);
- преобразующе-технологический (характеризуется наличием готовно-сти и способности комплексно анализировать профессиональные задачи спе-циалиста в области социальной работы с учетом особенностей социальной работы в регионе, стремлением к решению регионально-ориентированных задач в области социальной работы, достижением успешности при решении профессиональных регионально-ориентированных задач в области социаль-ной работы);
- креативно-исследовательский (характеризуется устойчивостью ин-дивидуально-продуктивных способов профессиональной деятельности с уче-том региональной специфики социальной работы, стремлением к решению регионально-ориентированных задач в области социальной работы, умением видеть и самостоятельно решать регионально-ориентированные профессио-нальные проблемы, умением защищать свои убеждения, генерировать неор-динарные идеи, реализация которых способствует качественно новому уров-
13
ню профессиональной деятельности в региональной системе социальной ра-боты). 4. Развитие регионально-ориентированной профессиональной компетент-ности будущих специалистов в области социальной работы в условиях вуза обес-печивается через педагогическое регулирование регионализации.
Педагогическое регулирование представляет собой совокупность пе-дагогических средств, форм и методов, направленных на обеспечение подго-товки специалистов в области социальной работы, способных и готовых к решению социальных проблем региона.
Основными функциями педагогического регулирования регионализа-ции профессиональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты являются: стабилизирующая (обеспечение устойчивости региональной социальной системы), гармонизирующая (согласование потребностей лично-сти, общества и государства с учетом социально-экономических задач регио-на), контролирующая (проверка соответствия образовательного процесса в условиях регионализации образования общественно и государственно утвер-жденным нормам). Требования к педагогическому регулированию регионализации профес-сиональной подготовки специалистов в области социальной работы: обоснован-ность в ценностно-смысловом отношении (педагогическое регулирование регио-нализации должно основываться на существовании общего замысла, единой страте-гической цели, которая определяется достижением баланса между целями ее субъ-ектов, с одной стороны, и потребностями, интересами и ценностями участников, с другой); целенаправленность (ориентированность на сознательность действий, вы-ражающихся в четкой формулировке целей акторами взаимодействия, способности выстроить их иерархию, опираясь на представление о наиболее актуальных про-блемах); планомерность организации на основе отмеченной выше целесооб-разности и наличия концепции регулирования; расчлененность и дифференци-рованность в отношении процедур регулирования, приобретающих вследствие этого качество социальных технологий; научная обоснованность (базирование на научном подходе к принимаемым решениям); гибкость и мобильность (воз-можность оперативной корректировки в соответствии в возникающими усло-виями), рефлексивность (предполагающая постоянную критическую самооценку субъектов социального регулирования, анализ применяемых ими методов познания и преобразования социальной действительности); превентивность (требующая про-гнозирования наиболее вероятных тенденций развития региона в целом, изменения ситуации на рынках труда и образовательных услуг и - вследствие этого - стратегий поведения субъектов регулирования); сочетание внешнего регулирующего воз-действия и саморегулирования.
5. Критерии эффективности педагогического регулирования реги-онализации профессиональной подготовки специалистов в области со-циальной работы: прием на специальность (направление подготовки), вос-требованность выпускников; уровень сформированности регионально-ориентированных профессиональных компетенций у выпускников; адаптив-
14
ность выпускников к региональным условиям рабочего места; удовлетворен-ность работодателей и самих выпускников уровнем регионально-ориентированных компетенций. 6. Модель педагогического регулирования регионализации про-фессиональной подготовки специалистов в области социальной работы представляет собой совокупность компонентов: детерминирующего – обу-славливающего необходимость педагогического регулирования регионали-зации профессиональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты с учетом согласования потребностей личности, общества в лице регио-нальных работодателей и государства; функционально-целевого – совокуп-ность функций педагогического регулирования регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы; системооб-разующего – система методологических подходов и принципов педагогиче-ского регулирования регионализации профессиональной подготовки специа-листов в области социальной работы; процессуально-деятельностного – ор-ганизационно-технологический механизм, ограничения, условия и обеспече-ние педагогического регулирования регионализации профессиональной под-готовки специалистов в области социальной работы; критериально-оценочного – критерии оценки эффективности педагогического регулирова-ния регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы 7. Организационное обеспечение педагогического регулирова-ния регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы осуществляется за счет: выявления необхо-димых регионально-ориентированных и регионально-обусловленных компе-тенций специалистов в области социальной работы через проведение специ-альных исследований по изучению потребностей регионального рынка; реа-лизации социального партнерства через открытые соглашения между раз-личными социальными институтами в целях регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы; организации регионально-ориентированной научно-исследовательской деятельности реги-онально-ориентированной практической подготовки студентов; мониторинга трудоустройства выпускников по направлению (специальности) «социальная работа»; подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации регионализации профессиональной подготовки специалистов в области соци-альной работы. Содержательно-технологическое обеспечение педагогического ре-гулирования регионализации профессиональной подготовки специали-стов в области социальной работы осуществляется за счет: разработки регионально-ориентированной основной образовательной программы вуза, регионально-ориентированных учебно-методических комплексов дисциплин, регионально-ориентированных учебников и учебных пособий.
Достоверность и надежность основных теоретических положений и научных выводов исследования обеспечена методологической обоснован-
15
ностью исходных теоретических положений, предметной определенностью, междисциплинарной научно-теоретической базой; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его терминологических, структурных и инструментальных характеристиках; применением комплекса взаимодо-полняющих методов исследования, адекватных его задачам и логике; целе-направленным системным анализом результатов многолетней эксперимен-тальной работы в Российском государственном социальном университете и Учебно-методическим объединении вузов России по образованию в области социальной работы, большим массивом анализируемых материалов, разно-образием источников по всем ключевым областям исследования; достовер-ностью используемых статистических материалов; валидностью используе-мых методик, сочетанием качественного и количественного анализа полу-ченных данных, статистической достоверностью данных отсроченного кон-троля.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на всех этапах исследования через публикации результатов исследования (в виде монографий, учебных пособий, статей, докладов, тезисов); внедрение авторских разработок в нормативные документы и практику подготовки спе-циалистов в области социальной работы, в систему дополнительного профес-сионального образования РГСУ и систему повышения квалификации препо-давателей УМО вузов России по образованию в области социальной работы (по методическим разработкам автора прошли обучение более 400 руководи-телей и специалистов системы социальной защиты населения, более 100 преподавателей вузов-членов УМО по социальной работе). Материалы ис-следования получили одобрение на международных, всероссийских и регио-нальных конгрессах и конференциях (Москва 2000-2010, Йошкар-Ола 2008-2009, Таганрог 2008-2009), на заседаниях кафедр РГСУ, на совещаниях, учебно-методических семинарах специалистов работников системы соци-альной защиты населения РФ.
Внедрение материалов исследования было осуществлено в Российском государственном социальном университете, отдельные результаты исследо-вания были апробированы и внедрены в рамках реализации гранта «Разработ-ка государственного стандарта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Со-циальная работа», при разработке ООП по направлению «Социальная работа».
Основные положения диссертационной работы изложены автором в 57 публикациях общим объемом 57,29 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четы-рех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновываются научный аппарат, методология и методы исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы становления ре-гионализации профессиональной подготовки специалистов в области соци-альной работы» выявлены предпосылки становления регионализации про-
16
фессионального образования в области социальной работы, проанализирова-ны основные подходы в исследовании проблемы регионализации профессио-нального образования в области социальной работы и рассмотрены методо-логические основы исследования регионализации профессиональной подго-товки специалистов в области социальной работы.
Во второй главе «Развитие регионализации в процессе подготовки специалистов в области социальной работы» дана характеристика подготов-ке специалистов в области социальной работы в современных условиях реги-она, проанализирована роль стандартизации в регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы, выявлено место и роль вуза в развитии регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы
В третьей главе «Концепция развития регионализации профессиональ-ной подготовки специалистов в области социальной работы и модель ее пе-дагогического регулирования» представлена концепция развития регионали-зации профессиональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты, модель педагогического регулирования регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы, обосновано организационное и содержательно-технологическое обеспечение педагогиче-ского регулирования регионализации профессиональной подготовки специа-листов в области социальной работы. В четвертой главе «Реализация педагогического регулирования региона-лизации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы» проанализированы источники и движущие силы педагогического регулирования развития регионализации профессиональной подготовки спе-циалистов в области социальной работы, направления совершенствования организационного и содержательно-технологического обеспечения педагоги-ческого регулирования регионализации профессиональной подготовки спе-циалистов в области социальной работы в практической деятельности вузов, дана оценка эффективности педагогического регулирования регионализации на базе университетского комплекса Российского государственного социаль-ного университета. В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследова-ния на уровне обобщений и рекомендаций к их использованию, формулиру-ются выводы, намечаются перспективы дальнейших путей исследования проблемы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Ускорение общественного развития, усложнение мира человеческих связей, изменения в экономической, политической и социальной жизни стра-ны вызвали появление множества социальных проблем, которые, в свою оче-редь, оборачиваются для человека снижением качества жизни, возрастанием нервно-психологических перегрузок, дегуманизацией социальных отноше-ний. Оказание компетентной социальной помощи населению, гармонизация
17
социокультурной среды, достижение социального благополучия личности, общества в целом и государства возможно лишь при условии повышения ка-чества профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, реализующих эти функции (С.И.Григорьев, Т.А.Дубровская, В.И.Жуков, В.А.Никитин, П.Д.Павленок и др.).
Подходы к профессиональной подготовке специалистов в области со-циальной работы отражают как общие тенденции, характерные для системы образования, так и специфические, отражающие ее особенности как профес-сиональной деятельности.
Анализ социологических, педагогических и философских работ по проблемам профессионального образования в целом и социального, в част-ности, как сложного, противоречивого, находящегося в становлении процес-са, позволил выделить регионализацию как общемировую тенденцию, влия-ющую на развитие профессионального социального образования в России (С.И.Григорьев, В.И.Жуков, И.А.Зимняя, Л.В.Мардахаев, В.А.Никитин, Л.И.Старовойтова, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова и др.).
В исследованиях последних 15 лет выделяются различные подходы в определении сущности регионализации профессиональной подготовки спе-циалистов: первый предполагает определение регионализации образования как социально – педагогического явления с позиции проектирования регио-нальной системы высшего образования (П.Ф.Анисимов, Н.Ю. Бабанов, Л.Н.Белогурова, В.И.Загвязинский, В.Г.Новиков, А.М.Новиков, Г.А.Спицкая, В.А.Штурба и др), второй - как принципа современного образования (И.А.Бажина, Т.В.Иванова, М.А.Мурадисов, О.В.Фроленко, Г.В.Мухаметзянова, И.Г.Металлова и др.), третий - как процесса развития и совершенствования содержания образования исходя из требований региона (Г.И.Кушникова, С.М.Малиновская, Т.Б.Парамонова, В.Ф.Петрова, Л.А.Романина, Т.В.Сафонова и др.).
Изучение литературы позволило сделать вывод о том, что при раскры-тии сущности регионализации профессиональной подготовки нет единого подхода. Под регионализацией понимается: комплексное социально-педагогическое явление, педагогическая технология, новая парадигма разви-тия образования, новый принцип его организации, двуединый процесс взаи-мопроникновения интересов образования и региона, формирования у высше-го профессионального образования характерных черт региона и обретения регионом своей системы данного уровня и направления образования; это превращение образования в мощный фактор социально-культурного разви-тия регионов, а регионов, в свою очередь, – в не менее мощный фактор раз-вития образования (Э.Д.Днепров); ведущая долговременная стратегия, опре-деляющая пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, феде-рального и мирового опыта развития образования (Металлова И.Г.); принцип построения образовательных систем и развития образовательного процес-са в регионе (И.А.Бажина, Т.Ю.Ломакина, Т.И.Лифанова и др.); одно из клю-
18
чевых направлений модернизации системы образования с учетом специфики местных условий (В.Н.Аверкин, М.Л.Баранова, и др.); процесс постоянного развития и совершенствования содержания образования исходя из потребно-стей регионов (И.А.Закирова, М.С.Любов, Л.А.Романина, Г.М.Швецова и др.); способ реализации сетевого управления в образовании и сферного под-хода к его организации, когда все типы образовательных учреждений, отрас-ли производства и учреждения культуры в регионе объединяются для реали-зации полного и непрерывного образования подрастающего человека (Е.В.Бондаревская) и др.
Одним из направлений профессионального образования, получившего региональную ориентацию в подготовке кадров, является социальная работа.
По состоянию на 01.09.2010 года зарегистрирован 251 вуз (в т.ч. фили-ал), осуществляющий подготовку по направлению (специальности) «соци-альная работа» в различных регионах России. Дифференциация субъектов РФ по характеру и степени остроты социальных проблем требует адекватно-го отражения при выборе и реализации системы мер государственной поли-тики, направленной на создание равных условий для социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности, и фор-мирования заказа системе профессионального образования на подготовку специалистов в области социальной работы, способных эффективно решать эти социальные задачи в интересах региона.
К настоящему времени не сложилось целостного единого подхода к проблемам регионализации профессиональной подготовки в области соци-альной работы. Общим является понимание регионального образования, как субъективно управляемой системы, подлежащей проектированию, организа-ции и управлению. Недостаточно внимания уделяется тем аспектам регио-нализации, которые выражают ее объективную сущность, отражают реаль-ные факторы, породившие как само явление, так и определяющие дальней-шие пути его развития. В общем плане можно говорить о наличии двух под-ходов к восприятию и оценке регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы: эксплицитном и имплицитном. Под эксплицитным понимается явное указание в работах на данный феномен (Б.Д.Беспарточный, Т.Е.Лифанова, Л.А.Романина и др.). Имплицитным - фактическая констатация отдельных сторон регионализации без ее термино-логического обозначения (В.В.Бетурлакин, Н.В.Гарашкина, В.А.Дегтерев, Н.В.Долматова, Д.Е.Иванов, Н.П.Клушина, О.В.Минкина, В.В.Митрофаненко, Г.И.Окань, А.В.Старшинова, Т.С.Сумская, В.Б.Тасеев, Л.В.Федякина, В.Ю.Ярецкий, Г.К.Яруллин и др.).
Систематизация содержательного наполнения понятия «регионализа-ция профессиональной подготовки специалистов в области социальной рабо-ты» позволила определить ее как сложное социально-педагогическое явле-ние, процесс и результат полифункциональной подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии со спецификой социальных
19
проблем регионов. Анализ особенностей ее реализации позволил выделить характерные для нее основные функции: аксиологическая (формирование у будущего специалиста в области социальной работы системы ценностей, определяющих его отношение к миру, своей деятельности, к самому себе как к личности и профессионалу в области социальной работы, соответствующих практике профессиональной деятельности и менталитету регионального со-циума); прогностическая (формирование у студентов ориентации на разви-тие региона и выживание регионального социума, на решение проблем насе-ления региона, обусловленных его спецификой), профессиональной социали-зации (обеспечение усвоения и воспроизводства студентами социального опыта, позволяющего приобщиться к профессиональной культуре социаль-ной работы регионального социума, интегрироваться в региональное профес-сиональное сообщество).
Регионализация профессиональной подготовки определяет совокуп-ность общекультурных и профессиональных компетенций специалистов в области социальной работы, необходимых для успешной их адаптации и са-мореализации в профессиональной деятельности в условиях региона.
В качестве обобщенного социально-значимого показателя результатив-ности регионализации профессиональной подготовки специалиста в области социальной работы выступает регионально-ориентированная компетент-ность - интегральная профессионально-личностная характеристика, отража-ющая теоретическую и практическую готовность к деятельности, направлен-ной на решение социальных проблем региона. Она определяет качество его деятельности, выражается в способности действовать адекватно, самостоя-тельно и ответственно в региональных условиях, отражает готовность к са-мооценке своей позиции на данной территории.
Регионально-ориентированная компетентность представляет собой со-вокупность базовых (в контексте регионализации) и регионально-ориентированных компетенций. Базовые компетенции (в контексте региона-лизации) представляют собой способность наиболее универсально использо-вать полученные знания и навыки вне зависимости от конкретных регио-нальных условий. Регионально-ориентированные компетенции – это способ-ность применять полученные знания и навыки в конкретных условиях регио-на. Регионально-ориентированные компетенции подразделяются на общере-гиональные и регионально-обусловленные. Общерегиональные компетенции предполагают способность использовать знания, умения и навыки для выяв-ления и решения региональных проблем, регионально-обусловленные компе-тенции –способность решать характерные проблемы конкретного региона.
Уровни сформированности регионально-ориентированной профессио-нальной компетентности будущего специалиста в области социальной рабо-ты: индифферентный (характеризуется отсутствием интереса к социально-экономическим, демографическим, социокультурным и др. проблемам реги-онов, к специфике и особенностям функционирования учреждений регио-нальной системы социальной защиты населения, в которой планируется
20
осуществлять профессиональную деятельность); потенциальный (характери-зуется наличием интереса к социально-экономическим, демографическим, социокультурным и др. проблемам регионов, к специфике и особенностям функционирования учреждений региональной системы социальной защиты населения, в которой планируется осуществлять профессиональную деятель-ность, наличием базовых знаний по проблемам региональной специфики профессиональной деятельности специалистов в области социальной работы, наличием первичного опыта выполнения профессиональной деятельности в региональных социальных службах); преобразующе-технологический (харак-теризуется наличием готовности и способности комплексно анализировать профессиональные задачи специалиста в области социальной работы с уче-том особенностей социальной работы в регионе, стремлением к решению ре-гионально-ориентированных задач в области социальной работы, достижени-ем успешности при решении профессиональных регионально-ориентированных задач в области социальной работы); креативно-исследовательский (характеризуется устойчивостью индивидуально-продуктивных способов профессиональной деятельности с учетом регио-нальной специфики социальной работы, стремлением к решению региональ-но-ориентированных задач в области социальной работы, умением видеть и самостоятельно решать регионально-ориентированные профессиональные проблемы, умением защищать свои убеждения, генерировать неординарные идеи, реализация которых способствует качественно новому уровню профес-сиональной деятельности в региональной системе социальной работы).
Сохранение баланса между интересами государства и регионов совре-менной России выступает важным элементом образовательной политики, ко-торая должна быть направлена на учет образовательных и культурных инте-ресов регионов федеративного государства но, в первую очередь, связана с созданием необходимых условий для сохранения единого образовательного пространства. А это связано с решением целого ряда проблем, касающихся содержания, организации, ресурсной поддержки образования, формирования новой системы связей между образованием и другими агентами региональ-ных систем и предполагает необходимость регулирования процесса региона-лизации.
Цель регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы - обеспечение сбалансированных интересов личности, общества, государства и задач социально-экономического развития региона.
Регулирование регионализации высшего профессионального образова-ния в области социальной работы имеет определенную структуру и формы реализации.
Процесс регулирования регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы имеет две стороны: регулирую-щую и регулируемую. Регулирующей стороной (осуществляющей воздей-ствие) выступают социальные институты и организации, заинтересованные в
21
регионализации высшего профессионального образования в области соци-альной работы либо в связи с собственными целями, либо же в силу институ-циональных обязанностей, и оказывающие существенное воздействие на процесс регионализации. Регулирующее воздействие осуществляется в рам-ках политических институтов, институтов социального контроля, институтов образования, экономических институтов и других. Регулируемой стороной (различные элементы которой подвергаются воздействию) является процесс регионализации профессиональной подготовки специалистов в области со-циальной работы. Формы регулирования регионализации высшего профессионального обра-зования в области социальной работы классифицируются по нескольким осно-ваниям. Во-первых, в зависимости от уровня реализации регулирующего воз-действия оно может осуществляться на федеральном уровне, на уровне региона (край, область) и на муниципальном уровне (город, район). Кроме того, регу-лирование регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы может осуществляться непосредственно на уровне конкрет-ного образовательного учреждения (локальный уровень). Во-вторых, по функ-циональным направлениям воздействия выделяются регулирование экономи-ческое, нормативно-правовое и педагогическое.
Основными функциями педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки в области социальной работы являются: ста-билизирующая, гармонизирующая, контролирующая. Стабилизирующая функция заключается в том, что нерегулируемая регионализация высшего профессионального образования дестабилизирует общество, регулирование же обеспечивает целостность, устойчивость социальной структуры. Гармо-низирующая предполагает согласование интересов потребностей личности, общества, региона и государства в целом. Контролирующая функция пред-полагает проверку соответствия образовательного процесса в условиях реги-онализации образования общественно и государственно утвержденным нор-мам. Существуют ограничения в процессе педагогического регулирования регио-нализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной рабо-ты: - на этапе принятия решений – сложность согласования интересов государ-ства, общества в лице региональных работодателей и личности в аспекте требова-ний к регионализации профессиональной подготовки специалистов в области соци-альной работы; - на организационном этапе и этапе непосредственной реализации регули-рования – недостаточно сформированное содержательно-технологическое обес-печение регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; - на этапе экспертной оценки - недостаточная разработанность критериев оценки эффективности педагогического регулирования регионализации. Требования к педагогическому регулированию регионализации професси-
22
ональной подготовки специалистов социальной работы: обоснованность в цен-ностно-смысловом отношении; максимальная целенаправленность; планомерная организованность на основе отмеченной выше целесообразности и наличия концепции регулирования; расчлененность и дифференцированность в отноше-нии процедур регулирования, приобретающих вследствие этого качество социаль-ных технологий; научная обоснованность (базирование на научном подходе к принимаемым решениям); рефлексивность (предполагающая постоянную крити-ческую самооценку субъектов социального регулирования, анализ применяемых ими методов познания и преобразования социальной действительности); превентив-ность, требующая прогнозирования наиболее вероятных тенденций развития регио-на в целом, изменения ситуации на рынках труда и образовательных услуг и - вслед-ствие этого - стратегий поведения субъектов регулирования; сочетание внешнего регулирующего воздействия и саморегулирования. На основе этих требований представляется возможным обосновать орга-низационно-технологический механизм педагогического регулирования ре-гионализации. Под организационно-технологическим механизмом педагогического регули-рования понимается упорядоченная система целенаправленных взаимодействий свя-занных между собой социальных субъектов и объектов, реализующих цели и зада-чи оптимизации регионализации профессиональной подготовки специалистов со-циальной работы. В составе предлагаемого механизма выделяется несколько структурных эле-ментов: концептуально-содержательный (включает в себя определение теоретиче-ских оснований регулирования регионализации); целевой (предполагает определе-ние принципов построения иерархии целей, возникающих в данной связи проблем и способов коррекции целевых ориентиров); нормативно-правовой (включает в се-бя нормы и правила, регулирующие регионализацию); организационный (пред-полагает включение в процесс регулирования регионализации профессио-нальной подготовки специалистов социальной работы социальных институ-тов и формирование системы их взаимодействия). Комплекс условий, обеспечивающих эффективность педагогического регулирования регионализации: - системно-стратегические (направленность образовательного про-цесса на сбалансированную реализацию функций ВПО с учетом региональ-ной ориентированности); - организационно-педагогические (регулирование образовательного процесса как регионально-ориентированной системы); - субъектно-личностные (развитие мотивации на исследование регио-нальных проблем, освоение технологий их решения и проектирование регио-нально-ориентированных социальных программ). - ресурсные (кадровое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение).
23
Схема 1 Модель педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы
Абитуриент
Региональные работодатели
Государство
Треб. квалифик. х-к, ГОС ВПО
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Регионально-ориентированная
компетентность выпускника
Общекультурные компетенции
Профессиональные компетенции
Базовые (в контексте регионализации)
Регионально-ориентированные
Регионально-ориентированные
Базовые (в контексте регионализации)
Общерегиональные
Регионально-обусловленные
Регионально-обусловленные
Общерегиональные
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Функции: стабилизирующая, гармонизирующая, контролирующая
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ БЛОК
Теоретико-методологические основания: коэволюционный, системный, деятельностный, акмеоло-гический, личностно-ориентированный, полисубъектный, рефлексивный, витагенный, квалиметриче-ский, технологический, культурноцентричный подходы
Принципы: научности, целостности, комплексности, социальной обусловленности, преемственности, соответствия, перспективности, конгруэнтности, интегративной региональной доминанты, интеграции
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Организационно-технологический механизм: концептуально-содержательный элемент, целевой элемент, нор-мативно-правовой элемент, организационный элемент
Ограничения: на этапе планирования, на этапе реализации, на этапе оценки
Условия: системно-стратегические, организационно-педагогические, субъектно-личностные, ресурсные
Обеспечение: организационное и содержательно-технологическое
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Критерии результативности: прием, востребованность выпускников; уровень сформированности регионально-ориентированных профессиональных компетенций; адаптивность выпускников к региональным условиям рабочего места; удовлетворенность работодателей и самих выпускников уровнем регионально-ориентированных компетенций.
Должностные ин-струкции рабочих мест
ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ БЛОК
24
Основные критерии, позволяющие оценить эффективность педагоги-ческого регулирования регионализации профессиональной подготовки специ-алистов в области социальной работы: прием на специальность (направле-ние подготовки), востребованность выпускников; уровень сформированности регионально-ориентированных профессиональных компетенций у выпускни-ков; адаптивность выпускников к региональным условиям рабочего места; удовлетворенность работодателей и самих выпускников уровнем развития ре-гионально-ориентированных компетенций. Организационное обеспечение педагогического регулирования реги-онализации профессиональной подготовки специалистов в области со-циальной работы осуществляется за счет: выявления необходимых регио-нально-ориентированных и регионально-обусловленных компетенций специ-алистов в области социальной работы через проведение специальных иссле-дований по изучению потребностей регионального рынка; реализацию со-циального партнерства через открытые соглашения между различными социальными институтами в целях регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; организацию регионально-ориентированной научно-исследовательской дея-тельности студентов; организацию регионально-ориентированной практиче-ской подготовки студентов; мониторинг трудоустройства выпускников по направлению (специальности) «социальная работа»; подготовку профессор-ско-преподавательского состава к реализации регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы. Содержательно-технологическое обеспечение педагогического регули-рования регионализации профессиональной подготовки специалистов в обла-сти социальной работы осуществляется за счет разработки: регионально-ориентированной основной образовательной программы вуза, регионально-ориентированных учебно-методических комплексов дисциплин, региональ-но-ориентированных учебников и учебных пособий. Модель педагогического регулирования регионализации профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы пред-ставляет собой совокупность компонентов: детерминирующего – обуславли-вающего необходимость педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы с учетом согласования потребностей личности, общества в лице региональных работодателей и государства; функционально-целевого – совокупность функ-ций педагогического регулирования регионализации профессиональной под-готовки специалистов в области социальной работы; системообразующего – система методологических подходов и принципов педагогического регули-рования регионализации профессиональной подготовки специалистов в об-ласти социальной работы; процессуально-деятельностного – организацион-но-технологический механизм, ограничения, условия и обеспечение педаго-гического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; критериально-оценочного – кри-
25
терии оценки эффективности педагогического регулирования педагогическо-го регулирования регионализации профессиональной подготовки специали-стов в области социальной работы
Анализ реализации педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы осуществлялся в 2006-2010 годах на нескольких уровнях:
- изучения диссертационных исследований и монографий по пробле-мам профессиональной подготовки специалистов в области социальной ра-боты;
- обобщения материалов, поступающих в УМО вузов России по обра-зованию в области социальной работы (охвачено 78 вузов);
- экспертных оценок представителей работодателей - руководителей организаций и структурных подразделений системы социальной защиты населения (194 чел.); преподавателей, обеспечивающих специальные дисци-плины и дисциплины специализации в рамках учебного плана профессио-нальной подготовки специалистов в области социальной работы (167 чел.), и самооценки студентов и выпускников направления подготовки (специально-сти) «социальная работа» (390 чел.);
- оценки эффективности педагогического регулирования регионализа-ции на базе ведущего вуза УМО – Российского государственного социально-го университета (РГСУ).
Анализ диссертационных исследований и монографий по проблемам профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, а также личный административный опыт работы в УМО вузов России по обра-зованию в области социальной работы позволил выделить источники и дви-жущие силы педагогического регулирования регионализации профессио-нальной подготовки специалистов социальной работы. Внутренними источ-никами являются: мониторинг процесса подготовки специалистов в области социальной работы, трудоустройства и адаптивности выпускников в соци-альной сфере; развитость взаимодействия «вуз-работодатель» и региональ-ные базы практики; научные достижения и опыт профессорско-преподавательского состава вуза в реализации технологий социальной рабо-ты в регионе. Внешними - престижность вуза и специальности в регионе; востребованность специалистов социальной работы; ориентированность ра-ботодателей на взаимодействие с вузом в процессе подготовки специалистов в области социальной работы и др.
Движущими силами педагогического регулирования регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы выступают: динамика региональных требований работодателей к выпускни-кам – будущим специа 
ФИО: Сизикова Валерия Викторовна
Дата защиты: 10.03.2011
ВУЗ: Российский государственный социальный университет
Специальность: 13.00.08



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru